Главная
Конференции
Современная парадигма социально-гуманитарного знания
Развитие критического мышления учащихся при обучении английскому языку

Развитие критического мышления учащихся при обучении английскому языку

Секция

Филологические науки

Ключевые слова

технология критического мышления
приемы и методы
фазы структуры урока
игровые приемы
творческие задания

Аннотация статьи

В данной статье рассматриваются методы и приемы развития технологии критического мышления учащихся. Основная идея применения технологии заключается в создании такой атмосферы учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно рассуждают над процессом обучения и расширяют знания или мнения об окружающем мире.

Текст статьи

Жизнь в современном обществе требует от школьников развития таких важных познавательных навыков, как умение выработать собственное мнение, осмыслить опыт, выстроить цепь доказательств, выразить себя ясно и уверенно. Если говорить об обучении иностранным языкам, то именно коммуникативные методы получили в последнее время новый импульс. Происходит поворот от усвоения лексики и грамматики к активному использованию иностранного языка в жизни. Иностранный язык становится с одной стороны, средством получения профессиональной, а с другой стороны, средством осуществления коммуникации. Об эффективной коммуникации можно говорить лишь в том случае, если человек правильно воспринял или передал информацию. В этой связи все чаще от педагогов и психологов можно слышать, что коммуникативная компетенция результативна лишь в том случае, если человек обладает критическим мышлением. Как же обеспечить развитие критического мышления на уроках иностранного языка? С одной стороны, это сложно, т.к. в силу своей специфики овладение данным предметом требуется большого объема «внешне созданной» репродуктивной среды. Однако преподавание иностранного языка в силу своей коммуникативной природы всегда отличалось творческим характером, большей направленностью на создание своих собственных речевых продуктов. Все это требует креативности, самостоятельности и критичности мышления.

Технология развития критического мышления была разработана в 90-е годы 20 века американскими учёными К. Мередит, Ч. Темпл, как особая методика обучения, отвечающая на вопрос: как учить мыслить?

Сегодня в различных научных исследованиях можно найти разное определение термина «критическое мышление». Дж. А. Браус и Д.Вуд определяют его как разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать. Критическое мышление, по их мнению - поиск здравого смысла и умение отказаться от собственных предубеждений. Критические мыслители способны выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, что весьма существенно при решении новых проблем. Под этим понятием подразумевается разумное рассмотрение разнообразия подходов с тем, чтобы выносить основные суждения и решения. Критическое мышление – это способность ставить вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые, продуманные решения. Поэтому основная идея применения технологии заключается в создании такой атмосферы учения через игровые приемы, при которой учащиеся совместно с учителем активно и сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире. И, конечно же, делают это достаточно свободно на английском языке. Ориентация на критическое мышление предполагает, что ничего не принимается на веру и каждый обучаемый невзирая на авторитеты, вырабатывает свое мнение в контексте учебной программы. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный опыт. В этом и есть его отличие от традиционного мышления. Критическое мышление – отправная точка для развития творческого мышления, они развиваются в синтезе, взаимообусловлено. Различные приёмы, касающиеся работы с информацией, организация работы в классе, группе, предложенные авторами проекта, – это «ключевые слова», работа с различными типами вопросов, активное чтение, графические способы организации материала.

В основу технологии положена трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия. Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний. На первой стадии «вызова» происходит актуализация имеющихся знаний, пробуждение интереса к новой теме, систематизация всей информации, которая появилась в результате высказываний учащихся. Учитель должен выслушать все мнения: правильные и неправильные. При этом на данном этапе нет «правильных» или «неправильных» высказываний, очень важным является правило: «Любое мнение учащегося ценно». Важным и трудным моментом данного этапа считаю не поправлять, не критиковать мнение учащихся, не навязывать им свои взгляды. На данной стадии эффективным является использование следующих приемов и методов: вопросительные слова; составление списка «известной информации», рассказ-предположение, по ключевым словам; систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы, пиктограммы; верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки и т.д. На первой стадии проводится индивидуальная, парная и групповая работа. Вторая стадия «осмысление»содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь учителя, и видеоматериал. Для учителя на этой стадии очень важно сохранить интерес к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенно приобретать знания от «старого» к «новому». Деятельность учащихся: ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведёт записи по мере осмысления новой информации. На второй стадии используются следующие приемы и методы: маркировка с использованием значков «+», «-», «?» (по мере чтения ставятся на полях справа); ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов; поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы. Очень эффективно на этом этапе обучение оценочному высказыванию с использованием структуры: I think that … (я думаю, что …), I didn’t know that … (я не знал, что …), In my opinion … (по моему мнению …), It is new for me that … (для меня это новость …), I don’t understand why …(я не понимаю, почему …). На этом же этапе используется прием «взаимоопрос». Это один из способов работы в парах. «Два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и задают друг другу вопросы разного уровня по содержанию прочитанного. Данная форма способствует развитию коммуникативных навыков. Происходит непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа), работа ведётся индивидуально или в парах. Третья стадия «рефлексия» включает в себя размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний. Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления. Речевые упражнения на данном этапе становятся творческими: организация круглых столов; написание творческих и исследовательских работ; защита проектов; организация дискуссий; использование ключевых слов, а также верных и неверных утверждений. Этап «рефлексия» активно способствует развитию критического мышления.

Уроки иностранного языка способствуют развитию критического мышления благодаря использованию разнообразного материала и интерактивным подходам. Иностранный язык в данном случае является как целью, так и средством обучения. Технология критического мышления дает возможность учителю создать атмосферу открытости и ответственного сотрудничества. Использование различных приемов и методов способствует развитию самостоятельности учащихся, умение работать в сотрудничестве с другими и повышению интереса к изучаемому материалу.

Список литературы

  1. Болотов В., Спиро Д. Критическое мышление - ключ к преобразованиям российской школы // Директор школы. – 2009. - № 4. C. 67-73.
  2. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. - М.: АсТ, 2008. – 367 с.
  3. Клустер Д. Что такое критическое мышление? // Критическое мышление и новые виды грамотности. - М.: Новое Просвещение, 2008. С. 5-13.
  4. Максудова О.Н. Современные тенденции в обучении английскому языку // Молодой ученый. 2017. С.603-604.

Поделиться

709

Ильина О. Н., Еремина С. П. Развитие критического мышления учащихся при обучении английскому языку // Современная парадигма социально-гуманитарного знания : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 января 2023г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2023. С. 5-8. URL: https://apni.ru/article/5335-razvitie-kriticheskogo-mishleniya-uchashchikh

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января