Главная
Конференции
Психолого-педагогические традиции и инновации в современном образовательном пространстве
Государственно-общественное управление как институт защиты прав и интересов учас...

Государственно-общественное управление как институт защиты прав и интересов участников образовательного процесса

Автор(-ы):

Кирюшина Ольга Николаевна

Кравченко Наталья Григорьевна

Секция

Общая педагогика, история педагогики и образования

Ключевые слова

образование
государственно-общественное управление
общественные объединения
права
интересы обучающихся и родителей

Аннотация статьи

В статье рассматривается структура системы государственно-общественного управления образованием. Раскрываются ее широкие возможности в соблюдении прав и интересов всех участников образовательных отношений.

Текст статьи

Социально-экономические преобразования, происходящие в нашей стране, потребовали пересмотра отношения к управленческой деятельности во всех сферах жизнедеятельности человека, в том числе и в системе образования. Существовавшее административное управление, регламентировавшее четкое разделение труда и обязанностей, при жестком и постоянном государственном контроле всех структур сегодня неприемлемо и невозможно. В условиях демократизации общества значительно расширяется круг лиц и общественных объединений, которые участвуют в управленческой деятельности в сфере образования. Активное внедрение механизмов государственно-общественного партнерства стало неотъемлемой составляющей в организации качественной работы органов управления и организациями в этой сфере. Требования современного управления основываются на привлечении и активизации деятельности всех участников образовательного процесса в повышении качества образования и эффективности функционирования системы.

Система государственно-общественного управления в сфере образования в первую очередь направлена на реализацию и защиту прав и интересов граждан, как основных потребителей образовательных услуг. Институт общественного управления дает возможность получать объективную информацию не только о качестве деятельности различных образовательных организаций, но и о деятельности органов управления образованием на различных уровнях, а также принимать участие в публичных обсуждениях принимаемых решений по вопросам образования.

В статье 26 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» отмечено, что для обеспечения государственно-общественного управления, а также в целях учета мнения обучающихся, родителей при принятии управленческих решений, затрагивающих их интересы и права, должны создаваться коллегиальные органы управления образовательной организацией и объединения, имеющие право на участие в управлении образовательной организацией, в том числе и контролю за теми или иными направлениями ее деятельности.

Законом рекомендовано создавать в образовательных организациях общего образования в обязательном порядке – общее собрание работников (конференция) и педагогический совет, а также в соответствии с уставом организации – управляющий совет, попечительский совет и др. Также в школах могут быть созданы советы обучающихся, советы родителей обучающихся, которые не принимают участие в управленческих решениях, однако их мнение в обязательном порядке должны быть учтены в рамках управления образовательным учреждением [4].

Основное предназначение в создании и функционировании органов управления школой с участием общественности состоит в организации принятия совместных решений, которые должны быть согласованы с представителями общественности, распределении полномочий в управлении образовательной организацией между функционирующими коллегиальными органами, которые представляют интересы определенных групп общественности (обучающиеся, родители, педагоги), а также в урегулировании конфликтов и споров между участниками образовательных отношений [1].

Участие в управлении образовательной организацией не только администрации, представителей учредителя, т.е. органов государственной власти, но и общественности, лиц и объединений, заинтересованных в эффективной организации образовательного учреждения, способствует решению следующих целей [2]:

  • повышение гражданской активности и вовлечение общественности в организацию оценки качества образования и условий образовательной деятельности;
  • развитие сферы образования в интересах не только государства, общества, но и непосредственных потребителей образовательных услуг, контроль за соблюдением гарантий и прав граждан в области образования;
  • повышение эффективности участия общественности в сфере образования, путем реализации следующих форм:

– открытость в информированности общественности по вопросам в области образования и деятельности образовательных организаций, а также организация обратной связи – получение информации по проблемам образования от общественности;

– организация общественных, публичных обсуждений вопросов, проектов документов в сфере образования;

– обсуждение вопросов в области попечительства, т.е. ресурсного обеспечения образования;

– взаимодействие по принятию управленческих решений в сфере образования.

Участвовать в соблюдении прав и интересов обучающихся образовательных организаций и их родителей в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе и общественные объединения, которые в последнее время в сфере образования получают достаточно большое распространение. В соответствии с конституцией РФ, Федеральным законом «Об общественных объединениях» (от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ), а также Федеральным законом «Об образовании в РФ», граждане могут создавать общественные объединения и в сфере образования [3].

Данные объединения вправе создавать сами обучающиеся, педагогические работники, а также граждане, заинтересованные в развитии системы образования.

Федеральный закон под общественными объединениями понимает некоммерческое, добровольное и самоуправляемое формирование, которое создается по инициативе граждан, объединенных общими интересами в целях реализации единых задач, соответствующих направленности организации [5]. Общественные объединения функционируют не сами по себе, они могут вступать во взаимодействие с органами власти различного уровня (от федеральных до органов местного самоуправления). Однако вмешательство в работу общественных объединений органами власти и другими субъектами – не допускается, за исключением случаев, оговоренных в законе «Об общественных объединениях».

В сфере образования общественные объединения существуют в форме студенческих отрядов, молодежных и детских организаций, общественных организаций педагогических работников, а также общественных советов [4].

Одной из основных функций общественных объединений в сфере образования – регулирование, контроль за соблюдением и защита прав обучающихся, родителей. Эти объединения вправе, наравне с самими учениками и их родителями, направлять обращения в органы управления образовательной организацией о нарушении или ущемлении прав участников образовательного процесса со стороны работников организации, а также непосредственно обращаться при возникновении конфликтов в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.

Права общественных объединений, в том числе и в сфере образования, в вопросах защиты прав обучающихся, регулируется Законом РФ «О защите прав потребителей» (от 7 февраля 1992 г. № 2300-1). В статье 45 соответствующего закона отмечено, что общественные объединения потребителей могут:

  • осуществлять независимую экспертизу качества и безопасности оказываемых услуг,
  • реализовывать общественный контроль в вопросах соблюдения прав потребителей образовательных услуг и направлять информацию о фактах нарушения в органы власти и государственного надзора, принимать участие в проведении экспертизы по фактам обращений потребителей о нарушении их прав,
  • обращаться в суд c заявлениями в защиту прав и законных интересов потребителей.

Таким образом, соблюдение прав и законных интересов обучающихся и их родителей в сфере образования может осуществляться через деятельность коллегиальных форм управления образовательной организацией и общественных объединений. Реализация государственно-общественного управления способствует оптимизации и развитию системы образования в повышении качества образования и деятельности образовательных организаций, и главное, защите прав потребителей образовательных услуг.

Список литературы

  1. Государственно-общественное управление в образовательных учреждениях: информационно-справочные материалы. М.: МГПИ, 2010. 56 с.
  2. Государственно-общественное управление общеобразовательным учреждением: теория и практика / под ред. Ю.А. Савинкова. Воронеж: ВОИПКиПРО, 201 154 с.
  3. Мельник Т.Е. Общественный контроль в системе образования, участие общественности и работодателей в научно-методическом обеспечении системы образования [Электронный ресурс]. URL: http://obrzakon.ru/documents/opendoc/id/1230/cat_id/76
  4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29.12.12 с изменениями 2018 года [Электронный ресурс]. URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru
  5. Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19.01995 N 82-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6693/

Поделиться

3974

Кирюшина О. Н., Кравченко Н. Г. Государственно-общественное управление как институт защиты прав и интересов участников образовательного процесса // Психолого-педагогические традиции и инновации в современном образовательном пространстве : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 20 марта 2020г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020. URL: https://apni.ru/article/534-gosudarstvenno-obshchestvennoe-upravlenie

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Общая педагогика, история педагогики и образования»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля