Автор(-ы):
Кирюшина Ольга Николаевна
Кравченко Наталья Григорьевна
Секция
Общая педагогика, история педагогики и образования
Ключевые слова
Аннотация статьи
В статье рассматривается структура системы государственно-общественного управления образованием. Раскрываются ее широкие возможности в соблюдении прав и интересов всех участников образовательных отношений.
Текст статьи
Социально-экономические преобразования, происходящие в нашей стране, потребовали пересмотра отношения к управленческой деятельности во всех сферах жизнедеятельности человека, в том числе и в системе образования. Существовавшее административное управление, регламентировавшее четкое разделение труда и обязанностей, при жестком и постоянном государственном контроле всех структур сегодня неприемлемо и невозможно. В условиях демократизации общества значительно расширяется круг лиц и общественных объединений, которые участвуют в управленческой деятельности в сфере образования. Активное внедрение механизмов государственно-общественного партнерства стало неотъемлемой составляющей в организации качественной работы органов управления и организациями в этой сфере. Требования современного управления основываются на привлечении и активизации деятельности всех участников образовательного процесса в повышении качества образования и эффективности функционирования системы.
Система государственно-общественного управления в сфере образования в первую очередь направлена на реализацию и защиту прав и интересов граждан, как основных потребителей образовательных услуг. Институт общественного управления дает возможность получать объективную информацию не только о качестве деятельности различных образовательных организаций, но и о деятельности органов управления образованием на различных уровнях, а также принимать участие в публичных обсуждениях принимаемых решений по вопросам образования.
В статье 26 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» отмечено, что для обеспечения государственно-общественного управления, а также в целях учета мнения обучающихся, родителей при принятии управленческих решений, затрагивающих их интересы и права, должны создаваться коллегиальные органы управления образовательной организацией и объединения, имеющие право на участие в управлении образовательной организацией, в том числе и контролю за теми или иными направлениями ее деятельности.
Законом рекомендовано создавать в образовательных организациях общего образования в обязательном порядке – общее собрание работников (конференция) и педагогический совет, а также в соответствии с уставом организации – управляющий совет, попечительский совет и др. Также в школах могут быть созданы советы обучающихся, советы родителей обучающихся, которые не принимают участие в управленческих решениях, однако их мнение в обязательном порядке должны быть учтены в рамках управления образовательным учреждением [4].
Основное предназначение в создании и функционировании органов управления школой с участием общественности состоит в организации принятия совместных решений, которые должны быть согласованы с представителями общественности, распределении полномочий в управлении образовательной организацией между функционирующими коллегиальными органами, которые представляют интересы определенных групп общественности (обучающиеся, родители, педагоги), а также в урегулировании конфликтов и споров между участниками образовательных отношений [1].
Участие в управлении образовательной организацией не только администрации, представителей учредителя, т.е. органов государственной власти, но и общественности, лиц и объединений, заинтересованных в эффективной организации образовательного учреждения, способствует решению следующих целей [2]:
– открытость в информированности общественности по вопросам в области образования и деятельности образовательных организаций, а также организация обратной связи – получение информации по проблемам образования от общественности;
– организация общественных, публичных обсуждений вопросов, проектов документов в сфере образования;
– обсуждение вопросов в области попечительства, т.е. ресурсного обеспечения образования;
– взаимодействие по принятию управленческих решений в сфере образования.
Участвовать в соблюдении прав и интересов обучающихся образовательных организаций и их родителей в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе и общественные объединения, которые в последнее время в сфере образования получают достаточно большое распространение. В соответствии с конституцией РФ, Федеральным законом «Об общественных объединениях» (от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ), а также Федеральным законом «Об образовании в РФ», граждане могут создавать общественные объединения и в сфере образования [3].
Данные объединения вправе создавать сами обучающиеся, педагогические работники, а также граждане, заинтересованные в развитии системы образования.
Федеральный закон под общественными объединениями понимает некоммерческое, добровольное и самоуправляемое формирование, которое создается по инициативе граждан, объединенных общими интересами в целях реализации единых задач, соответствующих направленности организации [5]. Общественные объединения функционируют не сами по себе, они могут вступать во взаимодействие с органами власти различного уровня (от федеральных до органов местного самоуправления). Однако вмешательство в работу общественных объединений органами власти и другими субъектами – не допускается, за исключением случаев, оговоренных в законе «Об общественных объединениях».
В сфере образования общественные объединения существуют в форме студенческих отрядов, молодежных и детских организаций, общественных организаций педагогических работников, а также общественных советов [4].
Одной из основных функций общественных объединений в сфере образования – регулирование, контроль за соблюдением и защита прав обучающихся, родителей. Эти объединения вправе, наравне с самими учениками и их родителями, направлять обращения в органы управления образовательной организацией о нарушении или ущемлении прав участников образовательного процесса со стороны работников организации, а также непосредственно обращаться при возникновении конфликтов в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.
Права общественных объединений, в том числе и в сфере образования, в вопросах защиты прав обучающихся, регулируется Законом РФ «О защите прав потребителей» (от 7 февраля 1992 г. № 2300-1). В статье 45 соответствующего закона отмечено, что общественные объединения потребителей могут:
Таким образом, соблюдение прав и законных интересов обучающихся и их родителей в сфере образования может осуществляться через деятельность коллегиальных форм управления образовательной организацией и общественных объединений. Реализация государственно-общественного управления способствует оптимизации и развитию системы образования в повышении качества образования и деятельности образовательных организаций, и главное, защите прав потребителей образовательных услуг.
Список литературы
Поделиться
Кирюшина О. Н., Кравченко Н. Г. Государственно-общественное управление как институт защиты прав и интересов участников образовательного процесса // Психолого-педагогические традиции и инновации в современном образовательном пространстве : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 20 марта 2020г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020. URL: https://apni.ru/article/534-gosudarstvenno-obshchestvennoe-upravlenie