Нормативная регламентация организации предоставления государственных и муниципальных услуг в МФЦ имеет широкую нормативно-правовую базу. В ее основе выделяются Федеральные законы, Постановления Правительства Российской Федерации, Постановления и Распоряжения субъектов Российской Федерации и локальные нормативно правовые акты.
Основным документом, регламентирующим отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, стал Федеральный закон № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» [7].
На данный момент одна из наиболее эффективных и перспективных форм обслуживания населения осуществляется на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, формируемых в каждом субъекте Российской Федерации [6, с. 60]. В соответствии с п. 5 ст. 2 этого закона МФЦ по предоставлению государственных и муниципальных услуг – это организация, созданная в организационно-правовой форме государственного или муниципального учреждения (в том числе являющаяся автономным учреждением), отвечающая требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, и уполномоченная на осуществление предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме, по принципу «одного окна».
На основании Федерального закона № 210-ФЗ многофункциональный центр является поставщиком услуг и взаимодействует с органами власти на основании исполнительно-распорядительных полномочий. Так же законодательно определенны особенности предоставления государственных и муниципальных услуг посредством МФЦ. Основная особенность предоставления услуг – это принцип «одного окна», означающий что заявителю при разовом обращении в многофункциональный центр не нужно посещать органы власти, собирать дополнительные справки и документы, вместо него это сделаю сотрудники МФЦ в соответствии с соглашениями о взаимодействии и другими нормативными актами [8, с. 57]. Законодательно закреплено, что организовывать деятельность МФЦ – задача органов государственной власти субъектов РФ. Использование информационно-телекоммуникационных технологий при предоставлении услуг, функции, права, обязанности и ответственности закрепленный и регламентированы законодательно.
Так же Федеральный закон № 210-ФЗ нормирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно – распорядительные полномочия. Закон в большей мере определяет принципы и процедуру предоставления государственных и муниципальных услуг, условия и порядок их оплаты, права заявителей и обязанности органов власти; функции, права, обязанности и ответственность многофункционального центра; формирование порталов государственных и муниципальных услуг, обеспечивающих электронный порядок их оказания и другое.
МФЦ предоставления государственных и муниципальных услуг, являясь государственным автономным учреждением, регулирует свою деятельность так же в соответствии с Федеральными законами 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» [2] и № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» [1]. Федеральные законы определяют правовое положение автономного учреждения, порядок его создания, реорганизации и ликвидации, цели, формирование и использование его имущества, основы управления учреждением, отношения с учредителями, ответственность учреждения по своим обязательствам.
Постановление Правительства Российской Федерации № 1376 «Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг» определило основу деятельности многофункциональных центров. В Постановлении Правительства раскрыты такие моменты как определение уполномоченного многофункционального центра, его положение в сравнении с другими филиалами и офисами, дана характеристика АИС (автоматизированной информационной системы), прописаны основные функции и права.
Постановление Правительства Российской Федерации № 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия» [3] определяет каким образом будет функционировать АИС (автоматизированная информационная система) ее назначение и правила образования единой системы межведомственного электронного взаимодействия, а также то, она работает на бескорыстной основе и подключается к всеобщей единой системе, для того что бы реализовывать свои функции.
Постановление Правительства Российской Федерации № 797 «О взаимодействии между МФЦ предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления» [4] раскрывает основные положения о необходимых требованиях к заключению соглашений о взаимодействии между МФЦ предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. А также включает основной перечень государственных услуг, предоставление которых осуществляется по принципу «одного окна», в том числе на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, федеральными органами исполнительной власти и органами государственных внебюджетных фондов.
Форма соглашений на основании, которого многофункциональный центр осуществляет сотрудничество с органами власти и другими организациями, представлена в приказе Министерства экономического развития РФ № 13 «Об утверждении примерной формы соглашения о взаимодействии между МФЦ предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления» [5].
На уровне субъектов Российской Федерации, в пределах их компетенции принимаются нормативно правовые акты, которые могут регламентировать деятельность МФЦ.
Также для полноценного анализа деятельности необходим анализ локально нормативно правовой базы регулирования деятельности МФЦ. Многофункциональный центр осуществляет свою деятельность основываясь на устав, регламента организации приема заявителей, инструкцией по делопроизводству, положений о филиалах и других локально нормативных актов.
Анализ и исследование организационно-правовых и нормативно правовых локальны актов и документов дает возможность выявить особенности функционирования работы самого центра и работы с документами в режиме «одного окна». Внутренние локальные акты МФЦ уточняют и организационно закрепляют его права, функции и направления работы.