Психологические причины агрессивности у дошкольников

Данная работа посвящена рассмотрению некоторых сторон детской агрессивности и выявлению её причин.

Аннотация статьи
Детская агрессивность
Ключевые слова

Самым важным периодом в жизни каждого человека является дошкольный возраст. Этот период обусловлен пробуждением и развитием познавательных, творческих и эмоциональных способностей детей. В этом возрасте ребёнок развивается настолько быстро, что каждый день он может быть совершенно разным и непредсказуемым в своем поведении.

Также, в этот период агрессивное поведение ребёнка уже расценивается как особая форма взаимоотношений ребенка с другими людьми. Адаптация к детскому саду у детей может сопровождаться обзываниями, щипками, кусаниями. И действия эти совершаются не осознанно, импульсивно и открыто.

Пассивным проявлением агрессии в таком возрасте считаются упрямство, негативизм, кусание ногтей или губ.

Психологи говорят о том, что поведение ребенка дошкольного возраста дома зависит от эмоциональной атмосферы в семье, а в группе детского сада, в свою очередь, от внутреннего состояния воспитателя. При условии, когда те или иные проявляют агрессию или просто испытывают её, дети с огромной вероятностью станут ее воспроизводить.

Если подытожить и попытаться охарактеризовать развитие агрессивности в разные возрастные периоды, то картину можно будет представить следующим образом. В целом ребенок прибегает к агрессии, когда чувствует себя беззащитным. Это чувство порождает в его душе многочисленные страхи. В стремлении справиться со своими страхами, малыш может прибегать к защитно-агрессивному поведению или направлению агрессии на себя. Эта внутренняя агрессия проявляется в робости ребенка или саморазрушительных фантазиях.

Особое значение в формировании агрессивного поведения ребёнка играют взаимоотношения с другими детьми вне семьи. Предполагается, что у детей, которые ежедневно общаются со сверстниками больше вероятность подверженности агрессивному поведению, чем у детей, нерегулярно посещающих детский сад. Маленький ребенок, находясь среди сверстников, часто старается стать в этой среде авторитетным. Таким образом он хочет удовлетворить свою потребность пользоваться вниманием, быть признанным и защищенным. Так как коммуникативные навыки в этом возрасте обычно развиты недостаточно, а моральные нормы еще не сформированы, ребенок часто старается повысить свой авторитет с помощью агрессивных методов.

Так, например, при выполнении просьбы воспитателя проследить за остальными детьми. Ребёнок в организаторских целях может наказать непослушного ребёнка с применением физической силы.

В последнее время появляется все больше научных исследований, в которых говорится и подтверждается то, что сцены насилия, демонстрируемые телевидением или интернетом, содействуют повышению уровня агрессивности детей.

Из-за того, что средства массовой коммуникации показывают, что агрессивным быть выгодно, как с помощью агрессии осуществляется достижение цели, даже делается добро, агрессия становится всё более привычным явлением в жизни современного ребёнка.

Однако, невзирая на большое количество источников формирования агрессивного поведения, главным является семья. Именно семья представляет собой пример взаимодействия между людьми, отношения к людям. Характер взаимоотношений между отцом, матерью и детьми, уровень семейной гармонии имеет колоссальное влияние на ребёнка, на его отношение с окружающими в зрелом возрасте.

На формирование агрессивных форм поведения детей сильное влияние оказывают условия семейного воспитания. Семьям большинства детей с асоциальным поведением характерны: полное равнодушие к внутреннему миру детей и их интересам, жестокость в наказаниях, а иногда абсолютное отсутствие запретов и ограничений.

Существует огромное число научных исследований, которые показывают зависимость между агрессией и негативными отношениями ребёнка с одним или обоими родителями. Также, если родители мешают развитию позитивности самооценки ребёнка, и если ''Я-концепция'' не находит должной поддержки, то вероятность приобретения ребёнком агрессивных форм поведения уже в дошкольном возрасте значительно возрастает.

Существует, так же, теория привязанности, разработанная Джоном Боулби, согласно которой малыши различаются по степени чувства безопасности в отношениях с матерью. Если со стороны матери отношение надежное, заботливое и чуткое, то такой ребенок имеет хорошие социальные навыки, склонен доверять людям и неагрессивен.

В противоположном случае ребенок несговорчив, склонен к разным формам агрессивного поведения. Такие дети склонны к аффекту.

Так же, многочисленные исследования и опыт работы с дошкольниками, склонных к агрессии, помогли выделить таким психологам как Фурманов И.А. две группы детей, агрессивность которых имеет различное происхождение.

Агрессивные дети, представляющие первую группу часто недолюблены, предоставлены самим себе. Между членами его семьи имеют место быть конфликтные, напряженные отношения и ребёнок, не имея другого выбора, вовлечён в эту атмосферу. Ребёнок подвергается строгим и в том числе жестоким наказаниям с применением физической силы. Нередко в таких семьях имеет место быть чрезмерное употребление алкоголя. Часто в таких семьях нет отца, а если он есть, то участия в воспитании ребёнка он не принимает. Мать же, относится к ребёнку как к своей собственности, не принимает его как личность, предъявляет завышенные требования, подчеркивая неумелость ребёнка. Если ребёнок не соответствует требованиям родителя, то его наказывают.

Развитию агрессивности у детей данной группы способствует недостаток, а порой и полное отсутствие признания и любви со стороны родителей. Следовательно, агрессивность детей первой группы – это реакция на неудовлетворяющие их отношения с родителями, особенно с матерью.

Агрессивных детей из второй группы отличает то, что растут они в социально благополучных семьях. В отличие от детей первой группы, дети второй группы не испытывают недостатка в признании и любви со стороны родителей, детей редко наказывают.

Однако характерной особенностью семей этой группы является то, что родители, чаще всего отцы имеют тенденцию к агрессивному поведению. Они не считаются с интересами других людей, проявляют агрессивность по отношению к окружающему миру. При этом, как показывает опыт многих психологов, данный тип воспитания способствует развитию агрессивности в большинстве своём у мальчиков.

Родители детей второй группы поощряют отстаивание ребенком своих интересов с помощью грубой силы, стремления отомстить обидчику. Но при этом родители пресекают любое проявление агрессии со стороны ребёнка в отношении себя.

Развитию агрессивности у детей данной группы способствует жизненная позиция родителей, которая отличается враждебностью к другим людям, потребительским отношениям к окружающему миру. Эти жизненные установки и ценности усваиваются дошкольником, и он переносит их на собственное окружение, которое ограничивается пока группой детского сада.

Происхождение агрессивности в обеих группах совершенно разная: у детей первой группы – агрессивность носит защитный характер и обусловлена неудовлетворением потребности в любви и принятии ребенка родителями; во второй же группе агрессивность является следствием усвоенных от родителей соответствующих ценностей и установок, агрессивных форм поведения.

Огромное влияние также оказывает реакция родителей на агрессивное поведение ребёнка. Исследования показали, что родители, которые жестко подавляют приступы агрессии у детей, не устраняют эту проблему, а наоборот, усложняют её, развивая в своем ребёнке ещё большую агрессивность. Ведь известно, что жестокость порождает жестокость, а агрессия только агрессию.

А если родители совсем не обращают внимания на агрессивность своего ребенка, то он очень быстро посчитает, что такое поведение разрешено, и одиночные и редкие вспышки гнева скоро перерастут в тенденцию действовать агрессивно.

Только родители, которые умеют балансировать между этими двумя крайностями, могут научить своих детей справляться с агрессией.

Психологи считают, что главной причиной агрессивного поведения детей является нежелание родителей разбираться в его причинах, а ведь агрессия – это крик о помощи, о переизбытке во внутреннем мире разрушительных эмоций, с которыми ребёнок не может справиться в одиночку.

Так что общение ребенка с родителями очень значимо и возможность высказать наболевшее является первым шагом к преодолению агрессивного поведения.

Таким образом, можно сделать вывод, что чаще всего агрессия у дошкольника не является целенаправленной, а выступает лишь как побочный эффект, и ребёнок может даже не понимать, что он поступает агрессивно.

Текст статьи
  1. Алексеева, Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста [Текст]: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е.Е. Алексеева. -2-е изд., испр, и доп. -М.: Издательство Юрайт, 2019. - 195 с.
  2. Валявко, С.М. Концепции агрессивного поведения детей дошкольного возраста [Текст] / С.М. Валявко//Специальное образование. -2015. -№2. -С.17-26.
  3. Гонина, О.О. Психология дошкольного возраста [Текст]: учебник и практикум для академического бакалавриата / О.О. Гонина. - 2-е изд., испр, и доп.-М.: Издательство Юрайт, 2019. -425 с.
  4. Галигузова, Л.Н. Дошкольная педагогика [Текст]: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Л.Н. Галигузова. -2-е изд., испр, и доп.-М.: Издательство Юрайт, 2019. - 253.
  5. Заостровцева, М.Н. Агрессивность дошкольников [Текст]: коррекция поведения / М.Н. Заостровцева. – М.: ТЦ Сфера, 2006. - 112с.
  6. Зимина, И.С. Детская агрессивность как предмет педагогического исследования [Текст] / И.С. Зимина // Педагогика. - 2003. - №5. - С.14-18.
  7. Детская агрессия [Электронный документ] – Режим доступа: http://uvsi.of.by/wp-content/uploads/2015/03/3-2019-Metodichskaya-rasylka.pdf – 2019.
Список литературы