Актуальность выбранной темы обусловливается необходимостью преодоления такого негативного явления в органах местного самоуправления как коррупция. Коррупция представляет собой использование муниципальными служащими занимаемого ими положения, своих властных полномочий и служебных прав для незаконного обогащения, использования и получения материальных преимуществ и прочих благ в личных и корыстных целях.
Особенно серьезную угрозу несет коррупция в органах власти. Весьма точное определение данному явлению дал А.В. Наумов. Он определил коррупцию в органах государственной власти и местного самоуправления как «коррупцию в законе, но только более отвратительную» [7]. В большей степени ее характеризует системный характер и существенные объёмы незаконных обогащений, а также повышенная латентность. В один ряд с приверженцами данной теории можно поставить и профессора В.В. Лунеева, который заявлял о прямой взаимосвязи морально-нравственного состояния общества и уровня преступности. Он отмечал, что «коррупция – наиболее распространённое и сугубо профессиональное противоправное поведение правящих кругов» [5].
Исследование вопросов противодействия коррупции раскрыты в работах Б.В. Волженкина, В.В. Голубева, А.И. Долговой, П.А. Кабанова, И.Н. Клюковской, B.C. Комиссарова, H.A. Лопашенко, В.В. Лунева, C.B. Максимова, О.С. Новиковой, В.Я. Пекарева, П.А. Скобликова, А.Г. Хабибуллина, С.И. Шишкова, A.A. Эксановой и др.
Вопросов борьбы с коррупцией в органах местного самоуправления всегда находились в центре внимания. Для современной России проблема коррупции является сложной и объемной задачей, которой посвящены многие научные исследования и правовые акты разного уровня, направленные на решение данной проблемы. К сожалению, в этой сфере положительного результата в полной мере добиться не удалось. Причинами сложившейся ситуации являются соответствующие принципы. Среди них: присутствие в обществе правового нигилизма, коллизий в законодательстве, а также низкий уровень взаимодействия местной власти и институтов гражданского общества. Как отмечают А.В. Безруков и И.В. Тепляшин, «система взаимодействия государства и гражданского общества основывается на модели взаимной ответственности и понимания интересов обеих сторон» [1]. В.С. Ивлева указывает на высокий уровень доверия между институтами общественности в вопросах организации общественного контроля, общественной коммуникации и солидарности [4].
В настоящий период времени данному направлению научных исследователей также уделяется значительное внимание. За последний год данной проблематике были посвящены статьи следующих авторов: С.Д. Гринько [2], В.М. Дудукалов [3], А.Ю. Макарова и С.Г. Пьянкова [6], О.Ю. Петрова [9] и ряда других.
На монографическом уровне можно отметить исследование Н.Н. Окутиной [8]. В монографии комплексно исследуются вопросы профилактики коррупции в органах местного самоуправления на примере Ульяновской области. На основе анализа норм федерального законодательства, законодательства Ульяновской области, муниципальных правовых актов, а также правоприменительной практики автором исследованы актуальные проблемы выявления, предупреждения коррупционных правонарушений и преступлений в органах местного самоуправления. Сформулированы основные направления совершенствования механизмов профилактики коррупционных правонарушений на муниципальной службе и минимизации последствий совершения таких деяний. Издание адресовано преподавателям, студентам и аспирантам юридических вузов, а также работникам органов местного самоуправления.
Таким образом, в последнее время в Российской Федерации все больше внимания уделяется проблемам противодействия коррупции во всех сфера жизни общества. Деятельность органов местного самоуправления не является исключением, ввиду того, что в ней сосредоточено оперативное управление материально-техническими, экономическими, финансовыми, информационными, кадровыми и иными ресурсами.