Сущность социального сиротства и его профилактика в государственном управлении
научный журнал «Актуальные исследования» #6 (9), март '20

Сущность социального сиротства и его профилактика в государственном управлении

Сделано научно-теоретическое обоснование основных принципов социального сиротства. Исследовано осуществление государственной молодежной политики по профилактики социального сиротства в России.

Аннотация статьи
дети-сироты
сиротство
социальное сиротство
социальная политика
государственная молодежная политика
Ключевые слова

Социальное сиротство – относительно новый феномен в жизни российского социума. Появление этого явления свидетельствует о кризисе института семьи, неспособность ее противостоять социально-экономическим и политическим преобразованием. Социальные сироты – это особая социально-демографическая группа детей, имеющих семью, но остались без попечения родителей за социально-экономическими, психолого-педагогическими и другими причинами. Основная проблема заключается в том, что: несмотря на успешное решение многих общественных задач, расширение пределов реализации человеческих возможностей, масштабы социального сиротства не уменьшаются, а растут, а само оно приобретает новый вид и различных форм. Определение путей решения указанной проблемы является основной задачей современной молодежной политик в России.

Цель нашего исследования – научно-теоретическое обоснование основных принципов социального сиротства и осуществления государственной молодежной политики профилактики социального сиротства в России.

Социальное сиротство – чрезвычайно сложный и противоречивый для анализа феномен, актуальность которого для нашей страны сказалась лишь с конца XX в. Масштабы этого явления, его злободневность и тяжесть последствий требуют всестороннего анализа исследуемого феномена с позиций различных наук, прежде всего социологии и психологии, однако особую роль в этом процессе занимает государственное управление.

Дети – сироты, то есть дети, у которых умерли родители, существовали на протяжении всей истории человечества. «Естественное» сиротство, таким образом, может считаться нормальным явлением. Социальные сироты – особая социальная группа детей, имеющих биологических родителей, но остались без их попечения в силу разных причин. Кризисные явления в современном обществе привели к резкому увеличению количества детей, относящиеся к данной категории.

На современном этапе социальное сиротство может рассматриваться как общественное аномальное явление. По результатам исследований Л. Филипповой почти 95% нынешних воспитанников детского дома есть сироты при живых родителях, то есть социальные сироты. Развитие этого явления в данный период происходит не только интенсивно, но и экстенсивно, характеризуясь ростом численности родителей, лишенных родительских прав; детей, вынужденных по разным причинам уходить из семьи и воспитываться в детских домах, школах-интернатах [14].

Анализ представлений о социальном сиротстве показывает, что социальные реакции благополучных людей по отношению к детям-сиротам сформированы целым рядом факторов и меняются от крайне негативных до вполне приемлемых. Таким образом, в связи с актуализацией проблемы в современном обществе, представляется необходимым рассмотреть более подробно понятие «социальное сиротство», а также механизмы восприятие данного явления.

Социологические подходы описания и анализа причин и следствий такого явления как социальное сиротство является наиболее распространенными. С точки зрения этих подходов, как утверждает И. Осипова, причины социального сиротства могут быть связаны, в первое, со сферой таких макросоциальных категорий, как общество, социальные системы, нормативная и социальная структура, во-вторых, с конструкционистской моделью социального сиротства, где на первый план выходят такие понятия, как субъективно осознаваемая социальная проблема, интерпретация, индивидуальный образ жизни [5].

Автор указывает, что каждая из наук исследует социальное сиротство через призму своих концептуальных и методологических построений, давая новую информацию для осмысления этого феномена. Комплексный анализ данных концептуальных основ позволит всесторонне изучить исследуемое явление и критически подойти к социальной политики в отношении данной социальной группы, что сочетающий как меры общественного, так и индивидуального характера. Структурно - функциональный подход к анализу социальных явлений предполагает, что общество состоит из частей, связанных между собой определенным образом, и дает в совокупности нечто большее, чем их простая сумма. Расположены в особом порядке элементы системы выполняют свойственные только им функции, в результате чего достигается главное свойство общественного организма – равновесие [5]. Именно в рамках данного подхода сформировалось и получило распространение понятие «девиация», или «социальное отклонение», поскольку понятие нормы законом определены достаточно четко. Разумеется, при этом подходе особое внимание должно уделяться нормативной системе общества, регулирующей его процессы, защищает социальную систему от воздействия на нее внешних факторов.

Для ситуации в России феномену социального сиротства важно то, что ценность детей и материнства меняется также в середине самого общества. Если дети рассматриваются исключительно как источник положительных эмоций, то в этом случае детей много рожать не нужно: один ребенок, максимум – две (желательно, разнополых) могут удовлетворить эмоциональные потребности родителей. Вопрос о количестве детей, необходимом для обеспечения максимально высокого статуса и уважения, сильно зависит от норм социального окружения. Если наибольший вес имеет утилитарный, экономический подход к детям, то в этом случае детей нужно много, потому что выгода растет с каждым новым ребенком. Учитывая тенденции последних лет, можно предположить, что за ними скрываются не только экономические изменения, но и изменения в ценностях, которые влекут за собой деградацию института материнства и отношения к детям. Снижение значимости детей, приоритет других жизненных ценностей ведет к укоренению гедонистических установок, эгоистичного мировоззрения, распространению социального сиротства как скрытого, так и явного.

Характерной чертой для русского общества было и то, что в состав сирот приравняли детей, потерявших одного из родителей. Такое традиционное толкование термина «дети-сироты» приведено, например, в работе М. Галагузовой: «лица, возрастом до 18 лет, в которых умерли один или оба родителя» [12, с. 22]. Сегодня понятие потере родителей ребенком рассматривают шире: с одной стороны, традиционно, как смерть родителей, и с другой – как обусловленная различными причинами отсутствие заботы над детьми со стороны родителей. По этому принципу различают детей – сирот и детей, лишены родительской опеки.

В научной литературе употребляются синонимичные к понятию «дети-сироты» термины, в частности прямые сироты [4], В. Оржеховская, В. Виноградова-Бондаренко используют понятие «биологические сироты» [6, с. 6], авторский коллектив Энциклопедического словаря по социальной работе – «физические сироты» [9, с. 407].

Таким образом, все приведенные выше группы детей осиротели, имея живых отцов. Для определения именно такой категории детей в научной литературе использовано термин «социальные сироты», который активно употребляют в мировой науке с 50- х гг. ХХ ст.

Первое системное исследование социального сиротства было осуществлено в 1998 г. в рамках проекта ЮНИСЕФ «Трансформация государственной системы институтов заботы о ребенке». Авторский коллектив в составе Л. Волынец, Н. Комаровой, О. Антоновой-Турченко, И. Ивановой, И. Пеши в своей работе «Социальное сиротство: экспертная оценка и анализ существующей в России системы содержания и воспитания детей, лишенных родительской опеки» дает такое определение понятия «социальные сироты»: «это особая социально-демографическая группа детей, которые вследствие социальных, экономических и морально-психологических причин остались сиротами при живых родителях» [10, с.25]. К этой же группы они зачисляют бездомных и безнадзорных детей, то есть «детей улицы». Другие исследователи в толковании термина, безусловно, опираются на это определение, дополняя или сужая приведенный перечень причин.

В. Оржеховская и В. Виноградова-Бондаренко в основу определения вкладывают ситуацию отказа родителей от выполнения своих обязанностей в отношении ребенка: «это дети, чьи родители отказались от выполнения родительских обязанностей» [6, с. 6].

М. Галагузова обобщает два предварительно определенных подхода: «социальная сирота – ребенок, который имеет биологических родителей, но они по разным причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем» [12, с. 192]. Как синонимы понятия «социальные сироты», в частности для определения категорий детей, которых оставили в родильных домах, больницах, специализированных учреждениях, в мировой практике используют и другие понятия: «дети, которых оставили», «дети, от которых отказались родители», «государственные младенцы», «рожденные, чтобы быть покинутыми», «вечные новорожденные» и др. [1, с. 7].

Вариативность употребления терминов «дети - сироты» и «дети, лишенные родительского попечения», с одной стороны, и «биологические и социальные сироты» среди другого, обусловлено сферами их использования: в нормативно-правовых документах используют только первый вариант, в научной социально педагогической литературе и практической социальной работе – оба варианта.

В определении понятия“ сирота” в современной педагогической литературе важным именно сочетание смысловой нагрузки терминов «дети - сироты» и «дети, лишенные родительского попечения», что отражено, например, в энциклопедическом словаре по социальной работа: «ребенок, временно или постоянно находится вне семейного окружения вследствие потери родителей, а также ребенок, который не может по определенным причинам или по собственным интересам оставаться в семейном окружении и нуждается в защите и помощи со стороны государства» [9, с. 455].

По мнению отечественных исследователей Л. Волынец, Н. Комарова, А. Антонова-Турченко, И. Иванова, И. Пеша, А. Капская, И. Пинчук, С. Толстоухова – социальное сиротство является социальным явлением, вызванным уклонением или отстранением родителей от выполнения родительских обязанностей в отношении несовершеннолетнего ребенка [10]. М. Лукашевич и И. Мигович определяют социальное сиротство как социальное явление «устранение или безразличие значительного круга лиц в исполнении ими родительских (деформация родительского поведения») [4, с. 55]. Л. Артюшкина и А. Поляничко в определении понятия социального сиротства выходят за пределы отдельной семьи, отмечая, что “акцент в определении явления «социальное сиротство» переносится на общество, которое не создает надлежащих материальных и социальных условий для выполнения каждой семьей, каждым из родителей своего обязанности по воспитанию детей» [1, с. 117]. Л. Вейланде считает, что социальное сиротство – это аномальное явление, результат социальных потрясений в жизни общества, которое характеризуется дефицитом общественных и государственных институтов, которые обеспечивают соблюдение основных прав и свобод ребенка; явление, которое свидетельствует о кризисе института семьи, негативном влиянии социума на формирование личности в социальном, моральном, интеллектуальном и физическом плане [2].

Итак, подавляющим большинством исследователей сущность «социального сиротства» трактуется также как особое состояние детства, обусловленный его в условиях определенной социальной структуры, в системе социальных отношений общества, рассматривающего всех детей, оставшихся без должной опеки и воспитание, вне зависимости от социального статуса родителей. При этом в социокультурной перспективе социальное сиротство характеризуется ослаблением поля социального контроля со стороны базисных социальных институтов (семьи, школы), нарушением процесса межличностной коммуникации, ограничением доступа к необходимых ресурсов и возможностей индивидуального развития.

Результаты анализа научной литературы по проблеме исследования позволяют прийти к выводу о том, что к основным характерным для мирового сообщества в целом причин, порождающих сиротство, относятся: мировые войны и социальные потрясения; межнациональные конфликты, рост числа беженцев; резкое ухудшение материального положения населения, его социально - экономическое расслоение; падение моральных основ семьи, снижение стабильности брака, рост внебрачной рождаемости; стремительная урбанизация современного общества; ослабление религиозных традиций; алкоголизация и наркомания; кризисный состояние системы образования и воспитания и др.

При выделении причин возникновения социального сиротства целесообразно выходить из среды появления социальных сирот. Нужно исходить из двух критериев причин появления социального сиротства. К первой следует отнести факторы, осуществляющие внешний негативное влияние на семью, а ко второй – внутренние негативные факторы, которые могут появиться в среде семьи, в результате воздействия внешних факторов.

Внешние причины возникновения социального сиротства закладываются в государстве и обусловлены социально-экономическими условиями. Для них характерны следующие признаки, как объективность возникновения, зависимость непосредственно от государства. К таким причинам следует отнести экономическую нестабильность, бедность, рост преступности, инфляцию, безработица, преступные акты и тому подобное. Негативно влияют на стабильность даже благополучных семей неблагоприятные социально-экономические условия: потеря работы, ухудшение материально-бытовых условий, обнищание и т. п. вызывают у людей чувство незащищенности, страха перед будущим. Все это приводит к нарастанию напряжения в семье, негативно сказывается на воспитании детей.

Внутренние причины возникновения социального сиротства, в отличие от внешних, образующихся непосредственно в среде семьи. Для них есть характерны такие основные признаки, как субъективность возникновения и существования и зависимость от внешних негативных факторов. Их появление в основном обусловлено внутренними семейными проблемами. Однако и внешние факторы (неблагоприятная социально-экономическая ситуация в государстве, безработица и т. д.) часто становятся катализаторами негативных процессов внутри семьи. К таким причинам относят внебрачное рождение ребенка, отказ от новорожденных младенцев, плохие материальные и жилищные условия, ошибки в воспитании, жестокость и издевательства со стороны родителей, распространение алкоголизма, наркомании, заключение родителей, а также неполную семью, состояние морально-психологического климата и тому подобное.

Некоторые авторы (В. Брутман, О. Коваленко, И. Осипова, Л. Филиппова) выделяют такие причины социального сиротства: морально-этические (асоциальный образ жизни родителей, различные виды зависимости, принуждение детей к попрошайничеству, преступные деяния родителей, различные формы насилия, направленного на детей); психологические (субъективные) – раннее или внебрачное материнство; дисфункционность семьи (неполная, новообразованная, многодетная, семья инвалидов), нездоровая эмоциональная атмосфера в семье, конфликтность ее членов; медицинские – наличие болезней у родителей, что делают невозможным выполнение родительских обязанностей [3, 5, 14].

Отследить все возможные причины отказа от ребенка трудно, поскольку они являются слишком разными. Скажем, во многих случаях отказ матери от новорожденного ребенка в заявлениях на имя главного врача объясняется «плохим материальным по состоянию» семьи роженицы. В последние годы эта причина становится доминирующей и во многих случаях обусловливает относительно новое социальное явление: родители, воспитывая трех-четырех детей, отказываются от воспитания и содержания следующей рожденного ими ребенка.

Одним из актуальных и социально значимых задач, стоящих перед государством сегодня, является поиск путей снижения социального сиротства и повышение эффективности его профилактики. Следует отметить, что в 2019 г. Службы по делам детей инициировали привлечение к ответственности за нарушение прав детей 14 300 и предупредили 33243 родителей. Несмотря на эти цифры, видим, как остро стоит вопрос выявления проблем в семьях, когда они еще не приобрели угрожающего характера. Ведь оказание помощи семьям на раннем этапе неблагополучия наиболее эффективное, поскольку семья в этот период активно пытается искать выход, мотивирована на получение помощи, охотно идет на сотрудничество. Тому центрами социальных служб для семьи, детей и молодежи значительное внимание уделяется именно в поддержке родителей, оказании им необходимой помощи с целью недопущения возникновения социального сиротства.

По данным Министерства социальной политики, в течение 2018-2019 года. центрами социальных служб для семьи, детей и молодежи было охвачено социальным сопровождением более 25 тыс. семьи, в которых воспитывалось 88 067 детей. В ходе осуществления социального сопровождения центрам удалось предотвратить социальное сиротство в 1 630 семьях, что составляет 11 % от общего количества семей, снятых с социального сопровождения (в 2019 г. – 1 804 семьи и 11 % соответственно), в т.ч. в 1 273 семьях предупрежден риск изъятия ребенка, а к 357 семьям возвращен ребенок из государственных учреждений содержание (в 2019 г. – в 1 388 семьях и до 416 семей соответственно).

Учитывая вышесказанное, актуальным остается вопрос обеспечения эффективности деятельности субъектов социальной работы по раннему выявлению семей, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах, предоставление им социальных услуг, предупреждение изъятия ребенка из семьи, в частности разработки комплексных социальных услуг для этой категории семей и внедрение новых технологий социальной работы с ними.

Распространение социального сиротства в России обусловлено рядом причин, что носят как объективный, так и субъективный характер. К объективным относятся причины, связанные с социально-политической и социально-экономической ситуацией в современной России. К субъективным – кризис института семьи, которая проявляется в уменьшении возраста вступления в брак, рост числа разводов и неполных семей, трудовая миграция. Поэтому первостепенная задача государственной молодежной политике по предотвращению сиротства в России есть поддержка и укрепление статуса социально-здоровой семьи и решения ее социально-экономических проблем. В связи с чем, актуальными являются разработка и внедрение мероприятий, пропагандирующих ценности семьи, повышение компетентности в вопросах воспитания детей, повышение осведомленности населения о деятельности служб помощи семье и детям.

Текст статьи
  1. Артюшкина Л. М. сиротство как социально педагогическая проблема (социально-правовой аспект) / Л. М. Артюшкина, А. А. Поляничко.: ГПУ, 2002– 268 с.
  2. Вейландє Л. В. Подготовка студентов университета к работе с подростками девиантного поведения: автореф. дис.к.мэд. н. : 13.00.04 «Теория и методика профессионального образования» / Л. В. Вейланде. –2005– 19с.
  3. Коваленко А. А. Социальное сиротство как социокультурный феномен : дис.к.социол. н.: 22.00.03 / О. О. Коваленко ; НАН ин-т социологии. – К., 2006– 212 с.
  4. Лукашевич M. П. Теория и методы социальной работы: учеб. пособ. для вузов/ М. П. Лукашевич, И. И. Мигович. - 2-е вид. , доп. и испр. – К.: МАУП, 2003– 168 с.
  5. Осипова и. и. социальное сиротство: теоретический анализ и практика преодоление/ И. и. Осипова. – Н. Новгород: НИСОЦ, 2009– 208 с.
  6. Оржеховская В. М. Детская безнадзорность и беспризорность: история, проблемы, поиски: учеб.пособие. / В. М. Оржеховская, В. Е. Виноградова- Бондаренко. – К.: Логос, 2004– 178 с.
  7. Оржеховская В. М. Детская безнадзорность и беспризорность: история, проблемы, поиски: учеб.пособие. / В. М. Оржеховская, В. Е. Виноградова- Бондаренко. – К.: Логос, 2004– 178 с.
  8. Сиротченко Т. А. демографическая политика и социальное сиротство: анализ и прогноз современной ситуации/ [Т. А. Сиротченко, О. М. Гетта, А. А. Бобрышева, О. А. Топоркова] / / Здоровье ребенка. – 2011– № 3(30).
  9. Социальная работа: короткий энциклопедический словарь / / социальная работа: в 5 кн. – К.: ДЦСМ, 2002– Кн. 4 – 536 с.
  10. Социальная защита в зарубежных странах [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.pilga.in.
  11. Социальная педагогика: курс лекций/ Под общ. ред. М. А. Галагузовой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000– 416 с.
  12. Филиппова Л. H. социальное сиротство в современном российском обществе (социально-философский анализ): автореф./ Л. Н. Филиппова. – Ростов- н/ Д., 2004.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 01 апреля по 15 апреля
Осталось 9 дней до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
БЕСПЛАТНО
Размещение электронной версии
20 апреля
Загрузка в elibrary
20 апреля
Рассылка печатных экземпляров
25 апреля