Обновление системы современного дошкольного образования дает понять педагогам, что вхождение ребенка в социальный мир без освоения им первоначальных представлений о профориентации не является успешным. У человека все закладывается с детства, и предпосылки к профориентации в том числе. Скрытые резервы профориентации детей таятся еще на этапе первой ступени образования – дошкольной. Столь раннее начало профориентации ребенка заключается не в том, что малышу навязывают то, кем он должен стать, а в том, чтобы познакомить его с различными видами труда, современными профессиями и дать первоначальные предпосылки к профориентации. Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду. Это подтолкнуло нас на усовершенствование развивающей предметно-пространственной среды по профессиональному ориентированию и ознакомлению детей с современными профессиями в детском саду.
Педагогами в разновозрастных группах создана соответствующая РППС, при проектировании которой были учтены следующие принципы: насыщенности, трансформируемости, полифункциональности, вариативности, доступности и безопасности, которую мы каждый год пополняем и меняем в соответствии с возрастной категорией детей. Оформлены специальные центры по ознакомлению детей с трудом взрослых с игровыми модулями, с соответствующим наглядным материалом, дидактическими играми, сюжетно-ролевыми играми, картотекой познавательных видеороликов о современных профессиях.
В данных центрах дети упражняются в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, быть самостоятельными, учатся добиваться поставленных целей в своей самодеятельности.
«Центр профессий» знакомит детей с многообразием профессий, помогает представить ребятам, какими являются профессии настоящего, с какой отраслью связаны современные профессии, какими могу быть профессии будущего. В данном центре педагоги предлагают вниманию ребят:
- библиотеку с подборкой книг с рассказами и стихами о профессиях, картотеки с пословицами, загадками, поговорками о профессиях и орудиях труда; стихов для пальчиковой и артикуляционной гимнастики, физкультминуток; картотека сюжетно-ролевых игр;
- лепбуки, фотоальбомы «Профессии моих родителей», «Профессии родного села и Белгородчины»;
- подобраны и изготовлены дидактические настольно-печатные игры, игры с предметами, словесные игры, демонстрационный материал: «Профессии детского сада», «Профессии наших родителей», «Военные профессии», «Профессии сельского хозяйства», дидактические игры: Лото «Профессии», «Что кому нужно», «Четвертый лишний» и другие;
- в совместной деятельности детей и родителей были изготовлены, подобраны и распечатаны раскраски, оформлен альбом «Профессии наших родителей».
Также в группах созданы зоны различных игровых сюжетов: «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Строители», «ПДД», «Банк» и др, которые дают детям возможность проигрывания определенных трудовых действий, участия в смоделированной профессиональной обстановке с использованием специальной атрибутики. Созданы и подобраны атрибуты к играм определённых профессий: «Ателье», «Спасатели», «Школа», «Почта», «Библиотека», «Фотограф», которые находятся в доступности для детей.
Важно отметить, что развивающая предметно-пространственная среда должна быть направлена на зону ближайшего развития ребенка с учетом возрастных особенностей детей, поэтому в центрах профориентации игровой материал представлен для разных возрастов в соответствии с особенностями разновозрастных групп.
Правильно созданная РППС является эффективным условием реализации задач по ранней профориентации детей, стимулом развития самостоятельности, инициативы, активности ребенка, обеспечением развития возможностей детей, эмоционального благополучия, а также позволяет углубить практические знания воспитанников, выявить их интересы и склонности, развивать интерес и умение осуществлять действия. Мы надеемся, что именно наши ребята не ошибутся в выборе будущей профессии.
На современном этапе развития общества к системе дошкольного обучения и воспитания предъявляются высокие требования. Задачей любого педагога является поиск более эффективных современных образовательных технологий.
Наиболее эффективной и доступной технологией в ранней профориентации дошкольников в разновозрастных группах, на наш взгляд, является такая педагогическая технология, как «Дети – волонтеры».
Актуальность этой технологии состоит в том, что современные дошкольники живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, технологизация детской субкультуры, изолированность ребёнка в семье, отсутствие дворовой социализации и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей.
Целью технологии «Дети – волонтёры» является воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Задачи педагогической технологии «Дети – волонтеры» следующие:
- развитие навыков общения в разновозрастном коллективе;
- развитие самостоятельности и ответственности, прежде всего у младших детей;
- создание такой ситуации, при которой формирование игровой деятельности и передача игрового опыта происходит в естественной среде, а не по показу и рассказу воспитателя.
Для организации и реализации данной технологии необходимо в каждый режимный момент предоставлять старшим детям возможность помочь или научить младших детей.
Так как в нашем учреждении функционируют разновозрастные группы, данная технология включает в себя много различных форм и видов деятельности. На основании этого и возникла идея использования педагогической технологии «Дети-волонтеры» при ознакомлении детей с профессиями взрослых.
Игра, как нам всем известно, является основным видом деятельности для дошкольников. Через игру ребенок постигает мир, учится устанавливать связи с другими людьми, в игре развивается фантазия ребенка.
Однако в наше время дети, окруженные невероятным количеством самых разнообразных игрушек, почти не умеют играть. Их игры примитивны и однообразны и часто сводятся к простому манипулированию предметами. Детей просто никто не учит играть. В разновозрастной группе иное положение. Здесь младшие дети получают импульс для игры от старших – волонтеров, учатся у них играть. Кроме того, если в игре участвуют дети разного возраста, она становится более живой и интересной: для каждого возраста найдется особая роль. И в этом отношении игра имеет большое значение в ранней профориентации ребенка – старшие дети учат младших играть в «Школу», в «Магазин», в «Больницу», и т.д., примеряя на себя разные роли, разные профессии, знакомясь с их особенностями. Или, например, строят поезд, где кто-то будет машинистом, помощником машиниста, а остальные дети – пассажирами.
В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития.
ДОУ является первой важной ступенью знакомства дошкольников с профессиями, что не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт, способствует ранней профессиональной ориентации.
К старшему дошкольному возрасту ребенок обретает способность давать оценку делам других людей и начинает сравнивать себя с ними. Он гораздо активнее интересуется миром взрослых и их работой. Если воспитанники младших групп детского сада просто подражают своим наставникам, имитируя их действия, то старшие уже имеют базовые понятия как минимум о нескольких профессиях и могут более-менее связно рассказать о них (назвать орудия труда, как выглядят их представители, чем они занимаются и почему их деятельность важна для общества). Эти знания можно с успехом применять, используя технологию «Дети-волонтеры». Старшие дошкольники знакомят малышей с разными профессиями, играя с ними в сюжетно-ролевые игры. То есть старшие дети, уже имея какой-то багаж знаний о профессиях, берут на себя роль, а младшие – познают в процессе игры какие-то особенности и характеристики той или иной профессии.
Происходит отражение в играх моментов из реальности (поликлиника, супермаркет, салон красоты, школа, почтовое отделение и др.).
К 7-ми годам происходит расширение представлений воспитанников о технологическом прогрессе – в частности об устройствах и машинах, которые помогают человеку в быту и на производстве (принтер, компьютер, робот-пылесос, стиральная и посудомоечная машины, медицинское оборудование и так далее). Углубление представлений о разных видах деятельности (учитель, спасатель, ученый и так далее). Обогащение кругозора воспитанников информацией о разновидностях работы на производстве (строительство, шитье, изготовление пищевых продуктов, электроники), а также сервисного труда (в торговле, медицине, общественном питании и так далее). Дальнейшее насыщение содержания игр профориентационной направленности, что способствует развитию у детей умения самостоятельно определяться с темой игры, строить сюжет на основе информации, полученной в процессе наблюдения за трудом окружающих. Старшие дети-волонтёры уже сами, без помощи взрослого, могут выбрать тему игры, роли, которые на себя возьмут (в том числе и младшие дети), новые игровые сюжеты.
Для профориентационной работы с воспитанниками дошкольной группы, кроме тематических сюжетно-ролевых игр подходят также экскурсии (реальные и виртуальные), посещения выставок, наблюдения и беседы как формы работы. И здесь технология «Дети-волонтеры» тоже хорошо работает. Наши дети посещали и посещают разные предприятия и учреждения. У нас проходили экскурсии в рамках волонтёрского движения на почту, в больницу, в магазин, где дети более широко знакомились с профессиями продавца, фельдшера, врача, почтальона, и т.д. Старшие дети помогали младшим и рассказывали им об этих профессиях то, что знали сами.
Можно устроить экскурсию и в рамках детского сада: организованно посетить с воспитанниками кухню, кабинет медсестры, рабочее место завхоза и директора, где дети более подробно, а главное, наглядно познакомятся с профессиями повар, мед.сестра, завхоз. Основная цель наблюдения как одной из форм профориентационной работы – получение практически значимой информации о профессии и орудиях труда, их предназначении и применении. К примеру, непосредственно в ДОУ дети могут наблюдать за работой медсестры прямо в ее кабинете во время выполнения обязанностей. А заодно старшие дети-волонтеры могут показать и рассказать младшим детям (или вновь пришедшим) –где находится кабинет медсестры или кухня.
В рамках волонтерского движения дети дошкольного возраста участвуют в различных социальных акциях (например, таких как «Белый цветок», мероприятия Красного Креста). Дети знакомятся с деятельностью Красного Креста – как он оказывает медицинскую помощь в самых «горячих точках» планеты, занимается доставкой, распределением гуманитарной помощи.
Пока наше волонтёрское движение находится на организационном этапе своего развития, но у нас в планах запланировано много работы и мероприятий, в том числе и связанных с ранней профориентацией ребят.
Таким образом, в рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования, это первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Профессия в сознании человека нередко связана с судьбой, с жизненным предназначением.
Анализируя опыт образовательной практики «Дети-волонтеры», планируем в дальнейшем продолжить работу над обогащением социального опыта детей. Мы считаем, что главный ресурс данной технологии – это создание оптимальной социальной ситуации развития дошкольника, при которой происходит передача опыта (игрового, познавательного, социального) от старших к младшим и развитие инициативы и самостоятельности детей в естественной среде.
Волонтерское движение – гарантия того, что наши дети вырастут открытыми, честными, в любую минуту готовыми на бескорыстную помощь ближнему.
Технология «Дети-волонтеры» способствует ранней профориентации дошкольников, через этот комплексный процесс должен пройти каждый ребёнок. Общаясь и помогая младшим дошколятам, познавать мир профессий дети-волонтеры ощущают себя взрослыми, у них возникает стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности.
Волонтерство также компенсирует дефициты развития, поддерживает самостоятельность, развивает чувство сострадания, уважения, учит добру, пробуждает инициативу.
Наше движение продолжается, но уже можно сделать вывод: через партнерские отношения у детей формируются общечеловеческие ценности – забота о младших, уважение к старшим, доброта, милосердие, самостоятельность, инициатива.