Главная
Конференции
Актуальные исследования и разработки в области естественных, технических, гуманитарных наук
Особенности креолизации текстов, репрезентирующих лингвокультурный типаж «Учител...

Особенности креолизации текстов, репрезентирующих лингвокультурный типаж «Учитель»

Секция

Филологические науки

Ключевые слова

креолизация
визуализация
лингвокультурный типаж
стереотип
поздравительные открытки

Аннотация статьи

В данной статье рассматриваются креолизованные тексты – поздравительные открытки, репрезентирующие лингвокультурный типаж «Учитель». Делаются выводы о стереотипном и нестереотипном воплощении образа учителя.

Текст статьи

Креолизацией принято называть комплексное сочетание разных средств целого ряда семиотических систем. К средствам креолизации вербальных текстов относятся изобразительные компоненты, оказывающие влияние на интерпретацию текста. К таким моментам можно отнести: все технические моменты, оформление текста, которые влияют на его смысл. К ним можно отнести иллюстрированный или цветной фон, цвет, шрифт, пунктуацию, орфографию, символы, словообразования, графическое оформление вербального текста (в виде фигуры, в столбик и др.) [1, с.128]

Сегодня отмечается большое жанровое разнообразие креолизованных текстов. К ним можно отнести художественные тексты, плакаты, комиксы, листовки, брошюры, рекламные тексты, научные тексты, технические, публицистические, тексты для кино и др. [4, с. 8].

Можно утверждать, что креолизованный текст в широком смысле – это совокупность вербальных и невербальных средств, как единого текста.

Сообщение, которое передается в тексте, представляется перед нами иконически (через изображение) и вербально (через слова). Главной задачей автора является обеспечение реципиента наиболее благоприятными условиями для понимания текста. Поэтому он может видоизменять свое отношение к разным средствам выражения, обращая внимание на характер и специфику текста [2, с.151].

Интернет-коммуникация, как нестандартная площадка коммуникативного пространства дает возможность для создания и функционирования новых видов креолизованных текстов. Активно начинают доминировать способы представления визуальной информации. Из этого следует, что в массовой Интернет-коммуникации все чаще используются составные креолизованные тексты. Данная тенденция возникает, потому что невербальные средства коммуникации более практичны и могут содержать в себе высокий объем информации без потери смысла. В настоящий момент в Интернет-коммуникации появились и активно используются новые виды креолизованных текстов: мемы, комиксы, демотиваторы. Данные тексты имеют популярность, потому что несут в себе развлекательный характер и легко воспринимаются читателем [3, с.18]. Традиционно в Интернет-пространстве пользователи отправляли друг другу различные ссылки, шутки, медиа-объекты, анекдоты и поздравительные открытки.

Целью данного исследования является рассмотрение особенностей креолизации текстов, репрезентирующих лингвокультурный типаж учитель (узнаваемые образы представителей определенной культуры).

В новых креолизованных текстах сочетаются несколько каналов передачи информации: вербальный канал (надпись) и невербальный (изображение, фото, анимация, музыкальное сопровождение и т.д.).

Поздравительные открытки для учителей, по традиции связаны с их профессиональной деятельностью. Они содержат поздравления ко Дню знаний, Дню учителя и Последнему звонку.

Сообщение, которое передается в тексте, представляется перед нами иконически (через изображение) и вербально (через слова). Главной задачей автора является обеспечение реципиента наиболее благоприятными условиями для понимания текста.

Так мы можем выделить 3 типа поздравительных открыток.

1. Отражающие стереотипные представления о ЛТ учитель.

Классически в центре такой открытки находится вербальная составляющая: выделенная курсивом и крупным шрифтом фраза: «С Днем учителя!» и стихотворный текст, записанный на разлинованном листе, направленный на воспевание лучших качеств истинного учителя и пожелания творческих успехов в профессиональном пути.

Например:

Душою красивы и очень добры,
Талантом сильны Вы и сердцем щедры.
Все Ваши идеи, мечты о прекрасном,
Уроки, затеи не будут напрасны!
Вы к детям дорогу сумели найти,
Пусть ждут Вас успехи на этом пути!

Невербальная часть представлена стереотипными портретными характеристиками учителя и его имиджа. Так, на изображении мы можем увидеть женщину лет сорока, в строгом классическом синем костюме, который украшает белое жабо. Лицо обрамляют причудливые локоны, очки спущены на нос. Мимика четко выражена: выразительная, снисходительная полуулыбка и внимательный взгляд, уголки бровей приподняты. Из школьного инвентаря, в руках у учителя карандаш и блокнот для записей. Складывается явное ощущение, что учитель находится в процессе оценивания ответа ученика. Фон поздравительной открытки украшают невербальные составляющие креолизованного текста, стереотипная школьная атрибутика: доска, мел, карандаши, книги, цветы. Обрамляют данную картину желтые кленовые листы, напоминающие реципиенту о времени года, когда отмечается данный праздник. Так, можно сделать вывод, что открытки данного типа соответствуют стереотипному представлению об образе учителя и включают в невербальную часть узнаваемые атрибуты школьной поры.

2. Открытки, несовпадающие со стереотипным представлением ЛТ учитель.

Сегодня набирает популярность распространение открыток с изображением и другого образа учителя. Отметит следующие портретные характеристики и особенности имиджа: молодая девушка возраста до тридцати лет в классической одежде, наблюдается тенденция изображать учительницу в юбке длиной выше колена. Дополняют образ учительницы аксессуары: серьги, броши, могут присутствовать очки на лице. Волосы красиво собраны или аккуратно уложены. На лице можно заметить следы неброского макияжа. На лице чаще всего сияет широкая улыбка. В целом, образ получается привлекательный и ухоженный. В руках у учителя можем увидеть указку, планшет или букет цветов. В таких открытках сохраняется традиционная тенденция к оформлению вербальной части креолизованного текста. Обычно это стихотворный текст, напечатанный курсивом с добавлением фразы:

«С днем учителя»! или «С днем знаний!»

Также при анализе встречались нетипичные поздравительные открытки с изображением класса учеников, где можно было считать разнообразный коллектив: отличников, модниц, неформалов. Сопровождалась такая открытка пожеланием: «Послушных учеников Вам в этом году». Данный креолизованный текст подчеркивает важность и сложность учительской профессии и показывает, как важно учителю суметь найти индивидуальный подход к каждому ребенку.

3. Открытки с частичной креолизацией.

Такой тип открыток характеризуется тем, что реципиент не видит изображения учителя, его там нет. В центре такой открытки находится полностью самостоятельный текст, записанный посредством различных цветов и шрифтов. Например: «С днем учителя!» - фраза, помещенная в центр, записана красным цветом и выделена жирным шрифтом. Чуть ниже находятся признания, записанные курсивом более светлого оттенка: «Спасибо за ваш труд!» Невербальную часть данной открытки составляет фон и изображения на периферии, которые создают целостную картину и позволяют считать гиперкод. Так, текст записан на школьном тетрадном листе, который обрамляют следующие предметы: ножницы, карандаш, ручка, глобус, маркеры, скрепки, листья. Таким образом, данный тип открытом можно назвать более нейтральными, потому что в них нет отсылок к визуальному воплощению образа учителя.

Итак, поздравительная открытка, как креолизованный текст получает все большее распространение в связи с развитием социальных сетей и мессенджеров. Данное исследование показало, что, поздравляя учителя с профессиональным праздником отправитель может воспользоваться несколькими форматами открыток. Одни, будут отображать стереотипное представление о данной профессии. Отправитель выберет открытку с изображением строгой учительницы, держащей в руках указку, которая внимательно смотрит с экрана. Другой тип открытки будет радовать глаза эстетическим оформлением. Третий тип открытки более нейтральный, потому что не привязан к репрезентации образа учителя, но в ней помимо текстовой информации, мы увидим предметы школьного инвентаря.

Все представленные открытки объединены общей тематикой и функциями креолизованного текста: эстетической, коммуникативной и воспитательной.

Список литературы

  1. Анисимова, Е.Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов) / Е.Е. Анисимова. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 128 с.
  2. Иссерлин, Е.М. Официально-деловой стиль / Е.М. Иссерлин. ‒ М.: ДМК Пресс, 1970. ‒ 305 с.
  3. Пономаренко А.И. Особенности креолизованных текстов в интернет-пространстве: Выпускная Квалификационная Работа:42.04.02 / А.И. Пономаренко. – Белгород 2020. – 91с.
  4. Реформатский, A.A. Лингвистика и полиграфия // Письменность и революция / А.А. Реформатский. ‒ М.-Л., 1933. ‒ 58 с.

Поделиться

881

Рыбкина А. Д. Особенности креолизации текстов, репрезентирующих лингвокультурный типаж «Учитель» // Актуальные исследования и разработки в области естественных, технических, гуманитарных наук : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 16 января 2023г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2023. С. 53-56. URL: https://apni.ru/article/5352-osobennosti-kreolizatsii-tekstov-reprezentiru

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря