Главная
АИ #2 (132)
Статьи журнала АИ #2 (132)
Трудоустройство и содействие занятости выпускников вузов и СПО в условиях пандем...

Трудоустройство и содействие занятости выпускников вузов и СПО в условиях пандемии и трансформации рынка труда

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

трудоустройство
занятость
рынок труда
пандемия

Аннотация статьи

В статье показано, что в условиях пандемии значительно обострились проблемы трудоустройства и занятости выпускников вузов и СПО В настоящее время данные о трудоустройстве выпускников не являются точными, так как определяются профессиональными образовательными организациями (ПОО) на основе внутренних опросов и исследований.

Текст статьи

Назрела необходимость модернизации мониторинга трудоустройства выпускников ПОО, что позволит не только отслеживать трудоустройство в соответствие с полученной профессией, но и учитывать мнение работодателей о качестве подготовки трудоустроенных выпускников. По результатам анализа изложены рекомендации по успешному трудоустройству и занятости выпускников ПОО и восхождения их к профессиональной компетентности.

Анализ показывает, что в условиях пандемии значительно обострились проблемы трудоустройства и занятости выпускников ПОО. В последние годы от общего числа зарегистрированных безработных выпускники ПОО составляют 25-28%, и они находятся в затруднительной ситуации в связи с низкой конкурентоспособностью на рынке труда, отсутствие опыта работы.

Поэтому выявление причин затруднений трудоустройства выпускников ПОО и поиск путей решений этой проблемы является актуальной задачей.

По данным статистики средний уровень трудоустройства выпускников вузов составляет 72%, а выпускников среднего профобразования – 62,5%.

Процесс трудоустройства выпускников усложнился в период пандемии, каждый третий выпускник вуза или колледжа не трудоустраивается по профессии.

В 2021 г. в региональных органах службы занятости населения на учете состояли более 15 тыс. безработных выпускников вузов и средних учебных заведений, что на 31,2 % больше, чем в 2020 году.

Практика показывает, что можно выделить следующие критерии конкурентоспособности выпускников на рынке труда: профессиональная квалификация и культура, трудовая мотивация, поведение на рынке труда.

Назрела необходимость модернизации мониторинга трудоустройства выпускников ПОО, что позволит не только отслеживать трудоустройство в соответствии с полученной профессией, но и учитывать мнение работодателей о качестве подготовки трудоустроенных выпускников. Это повысит эффективность прогнозирования потребности кадров в конкретном регионе и более точно планировать контрольные цифры приема молодежи на обучение.

Многие выпускники считают главной причиной, вызывающей трудности при их трудоустройстве, является отсутствие практического опыта работы и завышенные требования к ним со стороны работодателей.

К причинам сложности трудоустройства выпускников можно также отнести:

  • слабая информированность выпускников о состоянии региональных рынков труда, о востребованных профессиях и предъявляемых работнику требованиях;
  • низкий уровень взаимодействия ПОО с работодателями и службами занятости.

Для решения этих проблем приняты нормативные и инструкционные документы.

Введена контрактная система подготовки кадров с высшим и средним профессиональным образованием. Вводится заказ на подготовку рабочих и специалистов по наиболее перспективным и востребованным профессиям и специальностям за счет средств государственного бюджета. Издан Приказ Минтруда России и Минобрнауки России от 23.09.2020 «Об утверждении Комплекса мер по содействию трудоустройству граждан, завершивших профессиональное обучение по основным образовательным программам высшего образования в 2020 году» [3].

Документ предполагает взаимодействие региональных служб занятости с ПОО и работодателями, проведение ежеквартального мониторинга трудоустройства выпускников, обратившихся в центры занятости. Это позволит сформировать банк вакансий, разместить на портале службы занятости все предложения от работодателей по востребованным профессиям.

Планируется регулярное проведение консультаций, ярмарок вакансий, профориентационных мероприятий, экскурсий на предприятия, организация психологической поддержки молодых специалистов. Предусматривается также стажировки выпускников, организация наставничества на предприятиях, трудоустройство выпускников с ограниченными способностями.

На базе портала «Работа в России» размещается сервис по мониторингу трудоустройства выпускников, что позволяет связать систему среднего и высшего образования с региональными рынками труда, скоординировать потребности работодателей и профессиональную подготовку студентов.

Совместно с образовательным центром «Сириус» создана программа наставничества, по итогам которой лучшие студенты получают работу и могут помогать одаренным детям из региональных филиалов.

Принципиально новым явится совершенствование мониторинга трудоустройства выпускников ПОО на основе стыковки данных о дипломе, СНИЛСе, страховых взносах и электронных трудовых книжках.

В июле 2020 года Координационный центр ОНФ по восстановлению экономики направил в Минтруд России предложение поощрять работодателей за трудоустройство выпускников вузов 2020 года [7].

Разрабатывается новый механизм поддержки трудоустройства выпускников в виде субсидирования работодателей из средств федерального бюджета в размере до трех МРОТ (12 792 с 1 января 2021 г.). Было бы справедливо, если бы на такую выплату могли претендовать работодатели, которые примут на стажировку с последующим трудоустройством выпускников ПОО. Такая выплата должна быть предусмотрена за каждого выпускника при условии, что он проработает в организации не меньше года.

Применение новых нормативных документов способствует переходу страны в цифровую эпоху, ориентированную на рост производительности труда, новые сферы трудовой деятельности, повышение качества подготовки выпускников, их успешное трудоустройство и занятость.

Утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации программа «Цифровая экономика РФ» [1], выдвигает новые требования к качеству подготовки квалифицированных рабочих и специалистов.

В числе направлений государственной программы «Цифровая экономика РФ» поставлена задача совершенствования системы профессионального образования, которая призвана обеспечивать воспроизводство для регионов страны квалифицированные и компетентные кадры.

Цифровизация экономики сопровождается также и с цифровизацией профессионального образования, призванной обеспечивать все отрасли экономики и социальной сферы высококвалифицированными кадрами.

В целях успешного развития цифровизации профессионального образования и обучения в регионах страны реализуется федеральный проект «Современная цифровая образовательная среда в РФ» [2].

Этот проект направлен на совершенствование учебных планов, программ, учебников, учебной литературы, широкое внедрение цифровых технологий, совершенствование подготовки молодых специалистов.

Для успешного формирования у студентов знаний, умений, навыков, общекультурных и профессиональных компетенций необходимо:

  • преподавателям чтение лекций сочетать с проведением дистанционных занятий, презентаций, вебинаров, практических занятий по формированию у студентов соответствующих умений, навыков и компетенций;
  • преподаватели в ходе проведения лекций и семинарских занятий способствовали превращению учебной группы из пассивных объектов в активных субъектов учебно-воспитательного процесса;
  • преподаватели должны разработать и применять учебно-методические комплексы печатных и электронных средств обучения по каждому учебному предмету.

Например, разработанный Кязимовым К.Г. учебно-методический комплекс по дисциплине «Рынок труда и занятость населения» включает:  печатную и электронную версию учебника «Рынок труда и занятость населении [6], печатные и электронные учебные пособия: «Технологии регулирования рынка труда и занятости», «Рынок труда и противодействие безработице».

Для внедрения цифровых образовательных технологий необходимо формирование в ПОО инновационной цифровой образовательной среды.

В ряде публикаций под цифровой электронной образовательной средой понимается совокупность условий, обеспечивающих информационное взаимодействие между преподавателями, студентами и информационными ресурсами.

Большим преимуществом цифровой электронной образовательной среды является то, что она обеспечивает новые возможности для:

  • успешного осуществления процесса профессионального обучения не только в аудиториях и лабораториях, но и в разных местах и в разное время;
  • владения студентами индивидуальной профессиональной образовательной программой и удовлетворения их потребностей.

Для организации учебных занятий цифровая образовательная среда учебных заведений должна включать в себя следующие условия:

  • эффективная организация учебно-воспитательного процесса с использованием механизмов финансирования и цифровых инструментов;
  • оснащение учебных аудиторий и мастерских ПОО современным оборудованием;
  • библиотеки вузов и учреждений среднего профессионального образования должны быть оборудованы электронными читальными залами и книгохранилищами с размещением в них продуктов учебной, учебно-методической и проектной деятельности преподавателей и студентов;
  • обеспечение доступа студентов и учащихся к библиотеке, информационным ресурсам сети Интернет, к учебно-методической литературе.

С применением в ПОО цифровых технологий студенты быстрее получают необходимую учебную и методическую литературу. Первый этап обучения выпускников в ПОО является начальной стадией восхождения выпускников к профессиональной компетентности.

На втором этапе для восхождения выпускников к профессиональной компетентности необходимо успешно трудоустроиться по полученной профессии, адаптироваться в организациях, приобрести творческий опыт трудовой деятельности, периодически повышать квалификацию.

По результатам исследования разработана модель восхождения молодых специалистов к профессиональной компетентности, состоящая из двух этапов (рисунок).

Рис. Модель восхождения молодых специалистов к профессиональной компетентности

Для успешного трудоустройства и занятости выпускников, их восхождения к профессиональной компетентности необходимо:

1. С участием работодателей, служб занятости повышать качество подготовки выпускников ПОО, трудоустраивать и обеспечивать их занятость по полученной профессии (специальности), создавать основу для поэтапного достижения выпускниками профессиональной компетентности.

2. Совершенствовать систему мониторинга трудоустройства выпускников.

3. Внедрить механизма государственного заказа на подготовку квалифицированных рабочих и специалистов в ПОО.

4. Принять закона о квотировании рабочих мест для выпускников ПОО.

5. В каждом регионе необходимо регулярно определять потребность в рабочих и специалистах и доводить эти показатели для молодежи, школ и ПОО.

6. Региональные службы занятости, органы образования должны установить связи с работодателями оказывать содействие молодежи в поиске подходящей работы и работодателям – в поиске молодых специалистов.

7. Преподаватели в процессе проведения занятий должны:

использовать цифровые образовательные технологии, печатные и электронные ресурсы, проводить наряду с лекциями дистанционное обучение;

проводить смешанное обучение обеспечивать оперативный доступ учащихся, студентов и персонал организаций к учебной, методической и научной литературе независимо от места нахождения и времени суток.

8. Работодатели в процессе трудовой деятельности выпускников должны обеспечивать их поэтапное восхождение к профессиональной компетентности.

Список литературы

  1. Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 N 1632-р «Об утверждении программы Цифровая экономика Российской Федерации». base.garant.ru/71734878
  2. Федеральный проект «Современная цифровая образовательная среда».
  3. Приказ Минтруда России N 648, Минобрнауки России N 1228 от 209.2020 «Об утверждении Комплекса мер по содействию трудоустройству граждан, завершивших учебу по основным образовательным программам высшего образования в 2020 году». Консультант Плюс www.consultant.ru
  4. Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. № 2765-р «Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы». consultant.ru/document/cons_doc_
  5. Приказ Минтруда России N 648, Минобрнауки России N 1228 от 23.09.2020 «Об утверждении Комплекса мер по содействию трудоустройству граждан, завершивших обучение по основным образовательным программам высшего образования в 2020 году». Консультант Плюс www.consultant.ru
  6. Кязимов К.Г. Рынок труда и занятость населения. Учебник для вузов. М., Перспектива, 2022, 540 с.
  7. Костяков А. О новой поддержке работодателей при трудоустройстве безработных solidarnost.org/news/mintrud-... Российская газета 29.01.2021 г.

Поделиться

6058

Заруцкова В. М. Трудоустройство и содействие занятости выпускников вузов и СПО в условиях пандемии и трансформации рынка труда // Актуальные исследования. 2023. №2 (132). Ч.II.С. 66-70. URL: https://apni.ru/article/5356-trudoustrojstvo-i-sodejstvie-zanyatosti-vipus

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января