Главная
АИ #2 (132)
Статьи журнала АИ #2 (132)
Факторы, влияющие на организацию и осуществление ремонта автомобильной техники, ...

Факторы, влияющие на организацию и осуществление ремонта автомобильной техники, анализ выхода из строя автомобильной техники при проведении специальной операции

Рубрика

Военное дело

Ключевые слова

объединенная группировка войск
вооружение
военная и специальная техника
ремонтно-эвакуационная группа
ремонтная группа

Аннотация статьи

В материалах статьи рассматриваются факторы, влияющие на организацию и осуществление ремонта вооружения, военной и специальной техники, также проведен анализ выхода из строя автобронетанковой техники при проведении специальных операции.

Текст статьи

При создании группировки войск для боевых действий в Республике Дагестан в августе 1999 года в составе прибывающих частей и подразделений было значительное количество вооружения, военной и специальной техники (далее – ВВСТ), нуждавшихся в ремонте. БТВТ, различное количество АТ требовали ремонта, в том числе с заменой двигателей, коробок передач и других агрегатов. На устранение неисправностей и подготовку ВВСТ к боевому применению требовалось от 10 – 12 часов, а в ряде случаев и более суток.

К началу контртеррористической операции по состоянию на 30 сентября 2000 года в войсках объединенной группировке войск, сил (далее – ОГВ(с)) имелось 523 ед. неисправных ВВСТ, в том числе текущего ремонта 462 ед.; среднего ремонта - 9 ед.; капитального ремонта - 42 ед., из них РАВ - 51 ед.; БТВТ - 154 ед. (в т.ч. танки - 15 ед.; БМП, БМД - 68 ед.; БТР, БРДМ - 60 ед.); АТ - 318 ед.

Кроме того, в периоды создания группировок войск и подготовки к боевым действиям были многочисленные случаи выхода ВВСТ из строя вследствие слабой подготовленности личного состава, неслаженности экипажей и расчетов, прибытия личного состава не по должностному предназначению.

Причинами больших потребностей в ремонте ВВСТ в периоды создания и подготовки ОГВ(с) к боевым действиям являются:

  • значительный некомплект личного состава в соединениях и частях, особенно в подразделениях и частях технического обеспечения;
  • резкое сокращение финансирования расходов на эксплуатацию ВВСТ, закупку запасных частей, материалов и принадлежностей к ВВСТ;
  • старение парка ВВСТ из-за резкого уменьшения поставок в соединения и части новых и капитально отремонтированных ВВСТ;
  • значительное возрастание количества ВВСТ, подлежащих содержанию на длительном хранении в соединениях и частях сокращенного состава, на базах, складах;
  • снижение уровня профессиональной подготовки личного состава соединений и частей;
  • замедление темпов строительства элементов для укрытия и технического обслуживания ВВСТ в парках воинских частей и соединений;
  • сжатые сроки подготовки частей, личный состав поступал на доукомплектование частей за несколько дней до срока готовности к отправке и в работе по подготовке ВВСТ к боевому применению в пунктах постоянной дислокации практически не участвовал.

Абсолютные количественные величины выхода ВВСТ из строя по боевым повреждениям и техническим причинам в ходе боевых действий на Северном Кавказе в 1994–1996 годах представлены в таблице 1.

Таблица 1

Выход из строя ВВСТ внутренних войск в 1995 - 1996 годах, ед.

Вид ВВСТ

Боевые повреждения

Технические причины

Всего

РАВ

98

519

617

БТВТ

266

1485

1751

АТ

224

3576

3800

ИТ

3

85

88

Средства связи

11

10495

10506

В и С РХБЗ

22

538

560

Диапазон изменения относительной величины выхода ВВСТ из строя находился в значительных пределах, особенно для БТВТ - в большинстве случаев 1–1,5 %, в некоторые месяцы - до 3 - 6 % от общего количества машин.

Колебания относительной величины выхода ВВСТ из строя обусловлены прежде всего характером решаемых боевых задач, уровнем руководства войсками и конкретными физико-географическими и погодными условиями.

Таблица 2

Отношение количества ВВСТ, вышедших из строя, к общему количеству ВВСТ в ОГВ(с) в 1994–1996 годах

Вид ВВТ

Боевые повреждения

Технические причины

РАВ

20 - 25

200 - 250

БТВТ

90 - 100

100 - 120

АТ

15 - 20

40 - 50

Во внутренних войсках относительные величины выхода из строя в среднем за месяц составляли по АТ - 0,4–3,5 %.

В наиболее напряженные периоды боевых действий доли вышедших ВВСТ из строя от количества ВВСТ, непосредственно участвовавших в боевых действиях, значительно превышали средние величины.

В таблице представлены величины выхода ВВСТ из строя за период с августа 1999 года по август 2001 года по отношению к количеству ВВСТ в ОГВ(с) на август 2001 года.

Таблица 3

Отношение количества ВВСТ, вышедших из строя, к общему количеству ВВСТ в ОГВ(с) в 1999–2001 годах

Вид

ВВТ

Боевые повреждения

Технические причины

за период 08.1999 - 08.2001 гг.

за период 08.1999 - 08.2001 гг.

РАВ

3 - 4

90 - 100

БТВТ

3 - 7

300 - 350

АТ

6

150 - 190

По опыту боевых действий в Афганистане и на Северном Кавказе в 1994 - 1996 годах и 1999 - 2001 годах характерным является изменение распределения неисправных ВВСТ по причинам выхода из строя.

Абсолютные количественные показатели выход АТ из строя в контртеррористической операции 1999 - 2001 годов представлены в таблице 4.

Таблица 4

Выход АТ из строя в ОГВ(с) в период с августа 1999 года по август 2001г.

Вид ВВТ

Боевые повреждения

Технические причины

Всего

АТ

508

17086

17594

в том числе

колесные машины

432

16184

16616

гусеничные машины

76

902

978

В контртеррористической операции 1999 - 2001 годов выход ВВСТ во внутренних войсках превышал аналогичные показатели по соединениям и частям Министерства обороны в 3,8 раза.

Во внутренних вооруженных конфликтах на Северном Кавказе в 1994 - 1996 годах и 1999 - 2001 годах создавалась система ремонта ВВСТ в виде совокупности подвижных ремонтно-восстановительных органов различных звеньев войск, стационарных ремонтных заводов, сил и средств предприятий промышленности. Система ремонта развертывалась по мере создания ОГВ(с), ее состав на различных этапах изменялся.

Система ремонта включала:

  • штатные РВО подразделений, частей, соединений и объединений Министерства обороны, войсковые РВО внутренних войск, пограничных войск ФПС, других войск, воинских формирований и органов, входящих в состав ОГВ(с);
  • штатные ремонтно-восстановительные органы, выделяемые в состав ОГВ(с) из других военных округов;
  • временные (сводные) ремонтно-восстановительные органы, создаваемые за счет сил и средств СКВО и других военных округов;
  • стационарные ремонтные предприятия Министерства обороны РФ;
  • выездные ремонтные бригады заводов промышленности и ремонтных предприятий Министерства обороны.

В структурном отношении система ремонта ВВСТ состояла из четырех уровней:

  • войсковое звено в составе штатных ремонтно-восстановительных органов подразделений, частей и соединений;
  • ремонтно-восстановительные органы, непосредственно подчиненные командованию группировок войск по направлениям действий;
  • ремонтно-восстановительные органы, непосредственно подчиненные командованию ОГВ(с);
  • ремонтно-восстановительные органы Центра.

Во внутренних войсках и пограничных войсках ремонтно-восстановительные органы имелись только в войсковом звене: в батальоне – взвод технического обслуживания; в бригаде и полку оперативного назначения – ремонтная рота; в дивизии оперативного назначения – отдельный ремонтно-восстановительный батальон.

Ремонт ВВСТ при подготовке, в ходе операции осуществлялся силами и средствами всех звеньев системы восстановления.

В начальные периоды создания ОГВ(с) в декабре 1994 года и в августе - сентябре 1999 года основной объем работ по ремонту ВВСТ выполняли штатные ремонтно-восстановительные органы, прибывающие вместе со своими частями и соединениями. Однако эти органы не имели необходимых производственных возможностей. Специалисты-ремонтники, поступившие на доукомплектование, не имели достаточной теоретической и практической подготовки по ремонту ВВСТ, 70 % специалистов-ремонтников не заканчивали учебных подразделений. Особенно тяжелое положение сложилось по ремонту электронных приборов и оборудования, артиллерийских систем, стабилизаторов, механизмов заряжания, систем управления огнем.

Ремонтно-восстановительные органы имели недостаточную техническую оснащенность.

Кроме того, ремонтно-восстановительные подразделения и части прибывали в ОГВ(с) в неполном составе. В орвб соединений, как правило, отсутствовали ремонтные роты инженерной техники, средств связи и РХБ защиты.

К подготовке ВВСТ к боевому применению потребовалось привлечение сил и средств оперативных звеньев, ремонтных заводов Министерства обороны и предприятий промышленности. Только для подготовки ВВСТ частей СКВО в декабре 1994 года были привлечены бригады специалистов Уралвагонзавода (9 чел.), Курганского машиностроительного завода (4 чел.), Арзамаского машиностроительного завода (5 чел.), Омского машиностроительного завода (1 чел.), Армавирского БТРЗ (5 чел.).

Всего при подготовке к боевым действиям в декабре 1994 года было восстановлено более 700 ед. ВВСТ, в том числе – РАВ – 41 ед., БТВТ – 217 ед., АТ – 388 ед.

Однако опыт действий войск еще до крупных столкновений с НВФ показал, что созданная к началу выдвижения группировка ремонтно-восстановительных органов не может обеспечить потребности в восстановлении ВВСТ. С началом боевых действий по взятию города Грозный группировка была усилена за счет 652 орвб, сформированного на базе 1552 АРВБ 22 А МВО в составе двух ремонтных рот БТВТ, ремонтной роты РАВ, ремонтной роты АТ, ремонтной роты средств связи, РХБЗ, СИВ, эвакуационной роты (всего 317 человек, 95 ед. техники).

Всего силами и средствами системы ремонта ОГВ(с) за период овладения городом Грозный в 1995 году было восстановлено 1275 ед. ВВСТ, в том числе: РАВ – 75 ед., БТВТ – 411 ед., АТ – 789 ед.

Таблица 5

Объемы восстановления ВВСТ внутренних войск в 1994 – 1996 годах

Вид ВВТ

Восстановлено ВВСТ (% к списочному составу ВВСТ)

РАВ

45

БТВТ

220

АТ

190

Средства связи

180

ИТ

80

С и В РХБЗ

280

Несмотря на большой объем ремонтных работ, происходило постоянное увеличение количества невосстановленных ВВСТ. Для увеличения возможностей по ремонту в период с 20 января по 27 января 1995 года в состав ОГВ(с) прибыли два ремонтно-восстановительных батальона из УрВО и ПриВО. Тем не менее, к концу февраля 1995 года в войсках ОГВ(с), включая ВДВ и внутренние войска, было большое количество неисправных ВВСТ.

Основные причины постоянного большого количества неисправных ВВСТ:

  • низкая ответственность ряда должностных лиц военных округов и группировки войск за состояние ВВСТ, организацию их эксплуатации и восстановления в целях решения главной задачи – поддержания боевой готовности частей по наличию в строю исправных ВВСТ;
  • слабые теоретические и практические знания офицерского состава, особенно в звеньях взвод рота, по вопросам организации правильного использования ВВСТ, качественного проведения работ по их техническому обслуживанию и ремонту в полевых условиях;
  • отсутствие системы технической подготовки личного состава с учетом конкретных условий боевого применения ВВСТ;
  • недостаточные возможности ремонтно-восстановительных органов частей и соединений группировки;
  • слабый контроль со стороны командного и инженерно-технического состава группировки войск за правильностью истребования, выдачи, доставки и использования военно-технического имущества;
  • отсутствие должного контроля со стороны командного и инженерно-технического состава группировки войск за доведением и выполнением приказов, распоряжений и указаний по вопросам организации технического обеспечения.

Анализируя данную статью, можно сказать, что опыт специальной операции подтвердил один из принципов построения системы технического обеспечения, в соответствии с которым каждое звено войск должно иметь свои силы и средства технического обеспечения. В состав каждой создаваемой группировки войск необходимо включать соответствующие ремонтно-восстановительные органы с тем, чтобы командование группировок имело возможность поддерживать боеспособность подчиненных войск.

Список литературы

  1. Основы управления техническим обеспечением. Система технического обеспечения войск. Часть 1, 2009.
  2. «Учебно-методическое пособие по планированию эксплуатации и выхода в ремонт автомобильной техники». Москва-2016.
  3. Дзябко В.В. Основные направления совершенствования технического обеспечения внутренних войск МВД России привлекаемых для выполнения задач территориальной обороны. – Сборник № 32 – М.: ВУНЦ СВ «Общевойсковая академия ВС РФ», 2010.
  4. Поначев В.В. Техническое обеспечение объединенной группировки войск в вооруженных конфликтах. Диссертация кандидата военных наук. – М.: ОА ВС РФ, 2001. – 67 с.
  5. Стативка В.С. Основы научных исследований в управлении материально-техническим обеспечением войск: учебник / В.С. Стативка, С.Г. Дубинин, В.Г. Назаркин – СПб.: ВА МТО, 2015. – 414 с.

Поделиться

1439

Федоров А. О., Карычев Н. М., Ивлев Д. А. Факторы, влияющие на организацию и осуществление ремонта автомобильной техники, анализ выхода из строя автомобильной техники при проведении специальной операции // Актуальные исследования. 2023. №2 (132). Ч.I.С. 14-19. URL: https://apni.ru/article/5358-faktori-vliyayushchie-na-organizatsiyu-i-osus

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января