Главная
АИ #3 (133)
Статьи журнала АИ #3 (133)
Особенности восприятия литературно-художественного произведения младшими школьни...

Особенности восприятия литературно-художественного произведения младшими школьниками

Научный руководитель

Затеева Татьяна Григорьевна

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

литературно-художественное произведение
восприятие
избирательность
целостность
ассоциативность
чтение
младший школьник

Аннотация статьи

В статье анализируются особенности восприятия литературно-художественного произведения младшими школьниками. Автор осуществил попытку систематизировать основные теоретические подходы к изучению восприятия младшего школьного возраста. Выявлены типические трудности восприятия литературного текста у младших школьников. Указаны основные пути преодоления трудностей восприятия литературно-художественного текста.

Текст статьи

Актуальность исследования. Проблема изучения особенностей восприятия литературных произведений младшими школьниками становится наиболее актуальной в свете модернизации начального образования. В ФГОС НОО подчеркивается важность обучения понимания текстов в начальной школе и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» или «надпредметный» характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям.

В концепции универсальных учебных действий (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.) наряду с другими познавательными универсальными действиями выделены действия осмысленного чтения, связанные с пониманием цели чтения и выбора вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи и определением основной и второстепенной информации, с формулированием проблемы и главной идеи текста.

Современные исследования показывают, что современные дети младшего школьного возраста относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу. В последние годы усиливается тенденция отказа детей от чтения книг и предпочтение других источников информации: телевидения, компьютера, видео. Младший школьник с неохотой проводит время за чтением книг, предпочитая досуг перед экраном телевизора или компьютера. Д.И. Фельдштейн указывал: «Экранная зависимость приводит к неспособности ребенка концентрироваться на каком-либо занятии…Таким детям необходима постоянная внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана, им трудно воспринимать слышимое и читать: понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут связывать их, в результате не понимают текста в целом» [9, с. 7]. В этой связи перед методистами и учителями стоит задача обучения младших школьников умению осмысленно воспринимать текст, и особенно литературно-художественные произведения.

По мнению большинства исследователей, хотя «все дети младшего школьного возраста овладевают техникой чтения и способны прочитать предложенный текст, но без побуждения читать детские книги отказываются» [8, с. 320]. Вследствие этого, перед учителем начальных классов стоит цель на самом раннем этапе развития читательских навыков сформировать такой уровень восприятия, который бы способствовал осмысленному пониманию художественного произведения.

Восприятие представляет собой одной из самых простейших из свойственных человеку форм психического отражения объективного мира в виде целостного образа. По утверждению Ж. Пиаже, «в каждое восприятие входит и воспроизведенный прошлый опыт, и мышление воспринимаемого, его чувства, эмоции» [7, с. 209]. Л. П. Григорьева подчеркивает, что восприятие – «очень сложный, многоуровневый, системный процесс, выполняющий отражательную и регулятивную функции в поведении ребенка» [5, с. 3].

В соответствии с концепцией Л. С. Выготского более высокий уровень сформированности восприятия возможен только в связи с развитием других психических функций – памяти, мышления, речи и др. [4]. Кроме этого, как указывает Ж. Пиаже, в онтогенезе формирование более высших форм восприятия связано не только с развитием других когнитивных процессов, но и постепенным созреванием структур мозга, с приобретением ребенком индивидуального опыта, а также развития у него определенного культурного и образовательного уровня [7].

Для того чтобы выявить основные особенности детского восприятия литературно-художественных произведений, необходимо указать на основную характеристику процесса восприятия. По мнению Л.П. Григорьевой, сформированное восприятие характеризуется немедленным осознанием формы, схватыванием наиболее типических черт этой формы только благодаря имеющемуся опыту, присутствию в банке памяти уже сложившихся образцов [6]. Восприятие такого типа по времени крайне скоротечно (около 1/100 секунды), но и такая скорость восприятия связана только с тем, что воспринимаемый объект уже знаком ребенку и он ожидает воспринять уже что-то знакомое [6, с. 124].

В этой связи становится очевидным, что восприятие литературно-художественных текстов младшими школьниками, которые полностью незнакомы или ранее не встречались в культурном опыте ребенка, для него будет затруднительно. При построении программ литературного чтения важно учитывать данный принцип.

Однако восприятие как психический процесс имеет и другие свойства, анализ которых важен при характеристике особенностей восприятия младших школьников. Одно из них – целостность. Это такое свойство восприятия, которое состоит в том, что «всякий объект… воспринимается как устойчивое целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не могут быть наблюдаемы» [1, с. 344]. Этот постулат важен при полном прочтении художественного текста. В процессе урока важно прочитать художественный текст полностью или проверить знание его младшим школьником. Интересен опыт тех учителей, которые на уроке предпочитают прочитать литературное произведение в его полном объеме. К сожалению, зачастую учителя начальных классов из-за нехватки времени или слишком развернутого литературоведческого анализа произведения не соблюдают данный принцип, что значительно усложняет для младших школьников восприятие художественного произведения.

Дальнейшее изучение художественного произведения младшими школьниками может опираться на следующее свойство восприятия – его избирательность. По определению, избирательность восприятия состоит «в выделении из сенсорного поля каких-либо объектов (или их частей) и признаков. Осуществляется посредством механизмов внимания – непроизвольного и произвольного» [2, с. 372]. Учитель начальных классов опирается на основную мысль или художественную идею произведения, оставляя «за скобками» менее значимые детали текста, что позволит сконцентрировать внимание младших школьников на наиболее важной мысли автора.

Не менее важным является учет и другого свойства детского восприятия – запоминаемость. Это свойство гласит о том, что реципиент не может выделить и запомнить более 7-9 объектов или признаков предмета. Это указывает на то, что несформированным оказывается детское восприятие, если учителем постоянно нарушается принцип запоминаемости. Ребенок утрачивает внимание, если вынужден воспринимать текст с более чем 9 «предметами». На практике это означает, что при восприятии литературного текста могут встречаться для ребенка незнакомые слова, неизвестные ему явления, то, что для него непонятно, поэтому возрастает роль комментирующего чтения, чтобы исключить рассеивание внимания при восприятии литературного текста.

Значимым оказывается и такое свойство восприятия, как ассоциативность, которая представляет собой закономерную «связь между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, ранее отражёнными в сознании и закреплёнными в памяти» [2, с. 87]. Если литературно-художественное произведение не связано в памяти ребенка другими ассоциациями – зрительными, звуковыми, осязательными, ему будет сложно воспринять текст, поэтому для учителя возрастает роль использования синтезирующей функции искусства, когда в процессе восприятия произведения подключаются и другие органы восприятия – слух, зрение, обоняние, осязание.

То же самое касается и такого свойства восприятия как образность. Восприятие литературного текста в младшем школьном возрасте наиболее эффективно, если помимо восприятия произведения, ребенок включается в творческую переработку информации – сам участвует в процессе творчества. Это могут быть его рассказы, сочинения, эссе и т.д.

Если все эти составляющие будут соблюдены учителем на уроке литературного чтения, то восприятие художественного произведения будет целостным и позволит избежать той неполноценности, на которую указывала М.П. Воюшина, выделяя четыре уровня литературного детского восприятия: фрагментарный, констатирующий, уровень героя и уровень идеи [3]. Автором подчеркивается роль развития у младших школьников способности сопереживания героям, умения воображать различные образы жизни, навыка размышления над сюжетом и поступками героев, оценки идеи произведения и т.д. При этом условии восприятие младшего школьника будет полноценным и достигать уровня идеи.

Таким образом, подводя итоги анализа проблемы особенностей восприятия литературно-художественного произведения младшими школьниками, можно сделать вывод о важности знания учителем психологии восприятия. Умение использовать информацию о свойствах указанного процесса позволит избежать грубых ошибок в формировании литературно-художественного восприятия у младших школьников. Восприятие обучающимися литературного текста зависит не только от методики преподавания, но и от развитости их культурного опыта, зрелости структур мозга и сформированности других когнитивных процессов. Восприятие младшего школьника невозможно оторвать от других психических функций, от степени внимания или воображения, поэтому учитель решает сложнейшую задачу структурирования материала на базе основ психологии восприятия для того, чтобы избежать фрагментированности или простой констатации полученной информации, лишенной художественности.

Список литературы

  1. Большая психологическая энциклопедия : самое полное современное издание: более 5000 психологических терминов и понятий / [А. Б. Альмуханова и др.]. М.: Эксмо, 2007. 542, [1] с.
  2. Большой психологический словарь / [Авдеева Н. Н. и др.] ; под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. 4-е изд., расш. – М.: АСТ ; СПб: Прайм-Еврознак, 2009. 811 с.
  3. Воюшина М.П. Методические основы литературного развития младших школьников: Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников: Пособие для студентов факультетов начального обучения и учителей начальных классов / Под ред. Т.Г. Рамзаевой. СПб: Специальная Литература, 1997. 168 с.
  4. Выготский Л.С. Лекции по психологии. СПб.: Союз, 1997. 144 с.
  5. Григорьева Л. П. Формирование свойств зрительного восприятия у детей с ослабленным зрением // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2009. № 563. С. 146-162.
  6. Григорьева Л. П. Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения / Л. П. Григорьева, С. В. Сташевский. М.: Просвещение, 1990. 362 с.
  7. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже. М.: Римис, 2008. 416 с.
  8. Тагирова К.Г., Шахбанова Д.Н., Джаватова Г.А. Особенности восприятия литературно-художественного произведения младшими школьниками // Учитель будущего – 2016: Материалы всероссийского конкурса с международным участием. Махачкала: Дагестанский государственный педагогический университет, 2016. С. 320-324.
  9. Фельдштейн Д. И. Изменяющийся ребенок в изменяющемся мире: психолого-педагогические проблемы новой школы // Национальный психологический журнал. 2010. №2(4). С.6-11.

Поделиться

1647

Затеева Т. Г., Воробьёва В. С. Особенности восприятия литературно-художественного произведения младшими школьниками // Актуальные исследования. 2023. №3 (133). Ч.II.С. 62-65. URL: https://apni.ru/article/5360-osobennosti-vospriyatiya-literaturno-khudozhe

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#46 (228)

Прием материалов

9 ноября - 15 ноября

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

20 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

3 декабря