Главная
АИ #3 (133)
Статьи журнала АИ #3 (133)
Развитие методов оценки и прогнозирования финансовой устойчивости корпорации

Развитие методов оценки и прогнозирования финансовой устойчивости корпорации

Автор(-ы):

Шегай Диана Геннадьевна

14 января 2023

Научный руководитель

Потапова Ирина Семеновна

Секция

Экономика и управление

Ключевые слова

финансовая устойчивость
метод
прогнозирование
оценка

Аннотация статьи

В статье рассмотрены различные способы определения финансовой устойчивости предприятия.

Текст статьи

Финансовое состояние предприятия, по мнению большинства отечественных и зарубежных авторов, оценивается, прежде всего, его финансовой устойчивостью и платёжеспособностью. Результаты анализа любого хозяйствующего субъекта являются важнейшей характеристикой его деятельности и финансово-экономического благополучия, характеризуют результат его текущего, инвестиционного и финансового развития, содержат необходимую информацию для инвесторов, а также отражают способность предприятия отвечать по своим долгам и обязательствам и наращивать свой экономический потенциал в интересах учредителей и других совладельцев [1].

Анализ финансовой устойчивости предприятия основан на расчете основных финансовых параметров, дающих представление о прибылях и убытках, изменениях в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами. Действующая система анализа финансовой устойчивости предприятия оценивает его текущее финансовое положение, а также позволяет строить финансовые модели, чтобы в последствии делать прогноз на будущее.

При этом используются следующие виды (общие методы) анализа:

  • горизонтальный анализ, представляющий собой сравнение каждой позиции плана с предыдущим периодом;
  • вертикальный анализ, то есть структурный анализ итоговых финансовых показателей деятельности предприятия в отчетном периоде, который определяет пропорции между показателями и выявляет влияние их на общий результат. Это позволяет выявить влияние каждого показателя на конечную финансовую результативность;
  • трендовый анализ, который сравнивает каждую позицию отчетности с рядом предшествующих периодов и устанавливает основную тенденцию динамики показателей. На его основе формируются возможные значения анализируемых показателей в будущем при условии сохранения прошлых тенденций;
  • анализ финансовых коэффициентов – расчет относительных данных финансовой отчетности, выявление взаимосвязи показателей;
  • сравнительный анализ, который оперирует пространственными характеристиками финансовых результатов и основывается на анализе сводных показателей отчетности по отдельным показателям предприятия, его дочерних фирм, подразделений, цехов. Слабой стороной сравнительного анализа является сложность (а иногда и невозможность) выбора объекта для сравнения, а также то, что для каждого предприятия существует своя специфика идеальных финансовых результатов, которая определяется целями его создания и условиями функционирования, что не учитывается в рамках данного анализа;
  • факторный анализ, который основывается на детерминированных или стохастических приемах исследования и устанавливает влияние отдельных факторов, являющихся причинами результативного показателя. Факторный анализ позволяет выявить элиминированное влияние финансовых элементов на финансовую устойчивость предприятия, точность которого зависит от того, какие факторы включены в модель исследуемой функциональной зависимости. Слабой стороной факторного анализа является то, что он не отражает приоритетность факторной зависимости неучтенных показателей и изменение динамики финансовых приоритетов во времени [2].

В настоящее время наиболее широко используемым методом анализа финансовой устойчивости предприятия является расчет финансовых коэффициентов, которые, по сути, дают экономическую интерпретацию соотношений составляющих их показателей. Информационной базой для оценки коэффициентов финансовой устойчивости являются активы и пассивы бухгалтерского баланса, показатели управленческого учета [3].

Составление прогноза – это регулярная задача, поэтому необходимо непрерывно аккумулировать и анализировать данные об объекте прогнозирования и систематически корректировать прогнозы. Прогнозирование, особенно долгосрочное, является обязательной составной частью: - определения целей предприятия; - разработки стратегии и тактики его деятельности; - планирования, особенно долгосрочного; - подготовки целевых функциональных программ освоения рынков, инвестиций, инноваций. В связи с огромным разнообразием прогнозируемых ситуаций имеется и большое разнообразие методов прогнозирования, которые делятся на два принципиальных класса: субъективные и объективные. Субъективные методы базируются на интуиции, мнениях специалистов и экспертов к которым относятся индивидуальные опросы, изучение покупателей, мозговая атака, метод Дельфи (метод экспертных оценок), разработка сценариев [4].

Методы экспертных оценок предусматривают многоступенчатый опрос экспертов по специальным схемам и обработку результатов с помощью инструментария экономической статистики. Применение этих методов на практике обычно заключается в использовании опыта и знаний коммерческих, финансовых и других менеджеров. Преимущества данной группы методов – высокая конфиденциальность, быстрота получения результата, четкость формирования прогноза. Недостатком является недостаточное количество профессионалов такого уровня, иногда субъективность в прогнозных оценках, преобладание качественных оценок прогноза над количественными оценками. Экспертные оценки чаще всего используются для прогнозирования значений выручки, прибыли и доли рынка.

К объективным методам относятся стохастические методы, предполагающие вероятностный характер как прогноза, так и самой связи между исследуемыми показателями. Вероятность получения точного прогноза растет с ростом числа эмпирических данных. Данные методы базируются на конкретных показателях и проведении анализа. К объективным методам прогнозирования специалисты относят метод удельного веса выручки, сроков обращения, бюджетирования, экстраполяции или трендового прогнозирования, статистические методы (регрессионного и авторегрессионного анализа, анализа средних), метод «затраты - выпуск» и другие [5].

Также выделяют детерминированные методы, предполагающие наличие жестко детерминированных связей, когда каждому значению факторного признака соответствует определенное неслучайное значение результативного признака. Основными критериями при оценке эффективности модели, используемой в прогнозировании, служат точность прогноза и полнота представления будущего финансового состояния предприятия.

Рассмотренные методики позволяют достаточно глубоко оценить и проанализировать финансовую устойчивость предприятия. Нельзя сказать, какая из приведенных методик важнее, поскольку все они в совокупности позволяют получить представление о финансовом состоянии предприятия.

Список литературы

  1. Литвинова Т.Н., Морозова И.А. Планирование на предприятии (в организации): учебное пособие/ Т.Н. Литвинова, И.В. Морозова М. : Юрайт, 2020. – 94 с.
  2. Казакова Н. А. Анализ финансовой отчетности. Консолидированный бизнес : учебник для бакалавриата и магистратуры / Н. А. Казакова. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 233с.
  3. Вяткина О.И. Финансовая устойчивость предприятия (организации) / О.И. Вяткина // «Научно-практический журнал Аллея Науки» – 2018. – №8(24). – С. 1-2.
  4. Васильева А.И. Осуществление анализа и оценки финансовой устойчивости в современных организациях / А.И. Васильева // МИРЭА – Российский технологический университет. – 2018. – С. 53.

Поделиться

473

Шегай Д. Г. Развитие методов оценки и прогнозирования финансовой устойчивости корпорации // Актуальные исследования. 2023. №3 (133). Ч.II.С. 39-41. URL: https://apni.ru/article/5361-razvitie-metodov-otsenki-i-prognozirovaniya

Другие статьи из раздела «Экономика и управление»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#19 (201)

Прием материалов

4 мая - 10 мая

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

15 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 мая