Развитие двигательной сферы у детей дошкольного возраста с нарушениями аутистического спектра

В статье рассмотрены теоретико-методологические основы развития двигательной сферы у детей дошкольного возраста с нарушениями аутистического спектра, описана направленность развития двигательной сферы посредством физических упражнений.

Аннотация статьи
аутизм
двигательная сфера
аутистический спектр
дошкольный возраст
особенности развития
моторика
Ключевые слова

В настоящее время расстройство аутистического спектра является одним из наиболее обсуждаемых состояний человека. Проблема расстройств аутистического спектра является сложной и актуальной из-за высокой распространенности этой патологии – 1–2% в детской популяции [2].

Симптоматика аутистического спектра может наблюдаться при многих видах расстройств развития. И имеет нозологическую классификацию (медицинскую) для постановки диагноза и медикаментозного лечения, а так же психолого-педагогическую классификацию для коррекции.

У подавляющего большинства детей с нарушением аутистического спектра существуют нарушения регуляции мышечной деятельности, наблюдаются значительные задержки в развитии основных двигательных навыков. Двигательная сфера детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра характеризуется: однотипностью движений; трудностью в освоении бытовых навыков; нарушением мелкой и крупной моторики; тяжелой походкой; гиперактивностью либо вялостью в движениях; нарушением ориентации в пространстве; трудностью в выполнении произвольных движений, что приводит к нарушению координации. Неотравматические неврологические признаки аутизма включают нарушение координации походки и стереотипные движения. Судороги развиваются у 20-40% детей [2].

Эти трудности могут начаться в раннем возрасте и повлиять на двигательное исследование окружающей среды ребенком. Поэтому они будут иметь каскадные негативные последствия для других областей развития (социальная коммуникация и познавательная деятельность), а также для структуры мозга, определяющей в целом его функционирование [1].

Дети, страдающие расстройствами аутистического спектра, нуждаются в специально организованных занятиях, направленных на коррекцию развития двигательной сферы.

Исследованием проблемы аутизма занимались В.М. Башина, В.А. Гиляровский, Э. Блейлер, В.Е. Каган, В.П. Осипов, и многие другие. Изучением двигательной сферы занимались И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько, М.М. Безруких, В.В. Зайцева, В.Д. Сонькин и другие. Особенности развития двигательной сферы при аутизме изучали К. Гилберт, Н.Ю. Максимова, Е.Л. Милютина, Т. Питерс, Э.В. Плаксунова, П. Феррари.

В последнее время наблюдается повышенный интерес к значению двигательных нарушений для понимания, выявления и лечения расстройства аутистического спектра. Двигательные нарушения при этом фенотипе разнообразны и касаются различных доменов, таких как походка, ловкость рук, вестибулярная функция, баланс, постуральный контроль, обучение двигательным навыкам, имитация, межличностная координация и нейронные двигательные системы [4].

Ряд исследователей (Н.Ю. Максимова, Е.Л. Милютина, 2000; Э.В. Плаксунова 2009) выявили связь между аутизмом и проблемами с моторикой на основе ослабленного мышечного тонуса, что приводит к нарушению планирования движений и ходьбы на цыпочках, хотя в ряде исследований не обнаружено связи между расстройствами аутистического спектра и тяжелыми двигательными расстройствами [4].

Во многом, двигательные нарушения объясняются нарушением произвольности, которая приводит к нарушению координации движений общей, мелкой моторики и артикуляционной.

Нарушения движения у детей с аутизмом часто становятся неконтролируемыми, потому что родители не выражают своих опасений по поводу данного отклонения. У детей с РАС отмечаются искажения основных базовых действий: неравномерные циклические движения при движении (покачивание конечностями или похлопывание ими по боковой поверхности тела, раскачивание тела, почесывания, навязчивые движения пальцами перед лицом, глазами, ходьба на цыпочках, кружение на одном месте), которые проявляются импульсивно. Бег с искаженными и прерывистыми ритмами, чрезмерные движения конечностей, вытянутые руки, не участвующие в процессе двигательной активности, отталкивание с опорой при прыжках ног. Движения сдержаны, непластичны, выполнение упражнений и манипуляций с мячом затруднены, что обусловлено возникновением сенсомоторной координации и мелкой моторики рук. Характерным является незнание и неиспользование детьми отдельных частей тела [3].

Сложности произвольного распределения мышечного тонуса сказываются и на мелкой моторике. Зачастую мы можем наблюдать необыкновенную ловкость непроизвольных движений, и тот же ребенок становится неловким, когда ему нужно сделать что-то по просьбе взрослого. Когда ребенок пытается заниматься рисованием, то при удержании маркера его рука может стать настолько вялой атоничной, то не удерживает маркер, или наоборот, начинает с такой силой нажимать на фломастер, что вместо рисунка получается дыра.

На артикуляционном уровне организации речи у детей с расстройствами аутистического спектра также имеются особенности, включающие в себя: почти полное отсутствие внешней речи, редкие слова или короткие фразы, произнесенные на высоте аффекта. Характерны эхолалии, цитаты из любимых книг или мультиков, которыми ребенок может комментировать реальную ситуацию. Стереотипные просьбы и обращения, в которых глагол используются в повелительном наклонении, и о себе говорит во втором или третьем лице. Часто дети предпочитают обращаться или просит криком или подвести взрослого к нужному месту, и ткнут его рукой в предполагаемый предмет. Говорящие дети с аутизмом имеют характерные нарушения произношения, бывает речь скандированная, с напряженной интонацией [4].

Существуют эффективные методы и программы для обучения, адаптации и коррекции детей с РАС, из которых выделяют следующее направление: развитие двигательного комплекса путем физических упражнений (Э.В. Плаксунова, Н.А. Бернштейн, Н.Ю. Максимова, Е.Л. Милютина, Дэвид Геслак, О.А. Семенова, Т.Г. Горячева, Ю.В. Никитина и другие).

Одним из способов в психокоррекционной работе с детьми с аутизмом является использование физических упражнений или занятия по адаптивной физической культуре, АФК для детей с аутизмом признается ценным методом коррекционной работы. Популярностью пользуется не зря, так как оказывает комплексное действие на проблемы: способствует улучшению концентрации внимания, саморегуляции и учебного поведения у детей с аутизмом, формирование схемы тела и образ Я. Кроме того, она оказывает положительный эффект на способность контролировать многие типы нежелательного поведения, характерные для людей с аутизмом. Отдельно нужно отметить, что использование физических упражнений в работе с детьми с особыми потребностями способствует уменьшению непродуктивного, агрессивного, стереотипного, самоповреждающего, а также полевого поведения [2].

Методика развития моторных функций у детей с расстройством аутистического спектра должна быть максимально индивидуализирована в зависимости от двигательных возможностей ребенка. Важно, чтобы двигательные умения включались в повседневную жизнь и практическую деятельность ребенка, постоянно развивались и постепенно становились автоматизированными навыками. Благодаря правильно подобранной методике физические нагрузки будут способствовать формированию у ребенка двигательных навыков, которые играют важную роль в интеллектуальном и речевом развитии.

Таким образом, существует большое количество исследований, которые доказывают, что физическая активность имеет ряд преимуществ при коррекционной работе. Не существует медицинских или других способов «лечения» аутизма, но есть эффективные методики и программы обучения, адаптации, коррекции детей с РАС, из которых хотелось бы выделить следующее направление – комплексное развитие двигательной сферы ребенка посредством физических упражнений.

Благодаря правильно подобранной методике и оптимальной нагрузке, физическая активность помогает своевременному формированию двигательной сферы ребенка, которые играют не последнюю роль в интеллектуальном и речевом развитии. Несмотря на это, физические коррекционные занятия часто ставят на второй план, тем самым замедляя развивающую работу с ребенком.

Текст статьи
  1. Горячева Т.Г., Никитина Ю.В. Расстройства аутистического спектра у детей. Метод сенсомоторной коррекции / Т.Г. Горячева, Ю.В. Никитина // Издательство «Генезис», 2018. – 168 с.
  2. Лебединская К.С. Дети с нарушениями общения: ранний детский аутизм. - М.: Просвещение, 2015. - 95 с.
  3. Мансуева Т. С. Комплексная реабилитация детей с расстройствами аутистического спектра. – М: Просвещение, 2017. - 145 с.
  4. Попова Е.С. Развитие двигательной сферы дошкольников с расстройством аутистического спектра на игровых занятиях / Е. С. Попова. // Молодой ученый. – 2018. – № 45 (231). – 274 с.
Список литературы