В связи с тем, что новые модные коллекции представляются примерно за полгода и разрабатываются за год до начала сезона, необходимым является прогнозирование модных тенденций на несколько лет вперед. Поэтому исследуемая тема будет актуальна всегда. На текущий момент существует множество способов прогнозирования моды, которые по-разному справляются с этой задачей.
Индустрия моды – процесс, осуществляемый предприятиями, которые занимаются дизайном, производством, реализацией и продвижением одежды, аксессуаров и обуви.
Модные тренды – это внешний вид и конструирования модных продуктов во время определённого сезона. Тренды дают представление о стиле и цвете, которые будут использованы в окончательном варианте модных изделий. Прогнозирование – это: «научное исследование перспектив развития к.-л. явления или процесса, преимущественно с количественными оценками и с указанием более или менее определённых сроков их изменения» [7]. Прогноз – это: «Основанное на специальном исследовании заключение о предстоящем развитии и исходе чего-то» [5].
Прогнозы основываются на трех взаимодополняющих источниках информации о будущем:
- Сравнение развития прогнозирования одного предмета с другим, история развития которого более известна в настоящее время.
- Возможность экстраполяции тенденций, изменения которых оказались предсказуемы. В этом случае помогает цикличность моды.
- Создание такого изделия, перспектива развития которого наиболее ясна. То есть вещь, актуальность которой продлится не один год.
Помимо разных вариантов изучения информации существуют разные методы прогнозирования моды и трендов разных сезонов. Самым удобным и наиболее простым является — прогнозирование одной единицы одежды. Данный метод заключается в сравнении изменений определённой части костюма за определённое количество времени. Минус этого подхода заключается в его узкой направленности, то есть изучение развития и модернизации какой-либо конкретной единицы не дает информации об общих изменениях в моде.
Следующий метод заключается в прогнозировании моды с ориентацией на все факторы влияющие на изменение структуры моды в целом. Для данного подхода характерно изучение образа жизни человека, его желаний и потребностей, потому что создание определённой вещи всегда основывается в первую очередь на требовании потребителей. Этот метод тесно связан с изучением социальных потребностей человека и социальными прогнозами, сделанными на основе развития общества, его поведения и общих потребностей. Эта информация даёт возможность прогнозировать моду в целом. Следовательно, большим плюсом этого подхода является актуальность появления нововведений в моде для потребителя.
После появления информации о дальнейших тенденциях следуют действия: планирование будущей цветовой гаммы, выставки нитей и пряжи, выставки тканей, показы готовой одежды, показы кутюр. На каждом этапе ответственным лицам приходится принимать решения, какое сырье, ткани и готовую одежду закупать, просчитывая вероятность будущих продаж. В этом случае актуальны трендовые прогнозы, которые предлагаются для каждого полугодичного периода.
Освещение в СМИ показов pret-a-porte и couture способствует выделению модных тенденций, которые доминировать в данном сезоне. Особую ценность эти прогнозы представляют для магазинов и потребителей. Когда коллекция поступила в магазины, появляется информация по двум будущим сезонам – летнему и зимнему, поэтому большинство магазинов дорабатывают имеющуюся матрицу и модернизируют новые продукты под своих потребителей. Возможна и практика копирования тенденций сезона после показов и представления трендов в магазинах.
Помимо этих вариантов прогнозирования моды, существуют неизменные процессы, влияющие на современные тенденции, которые так же влияют на дальнейшие прогнозы в мире моды.
Фаталистический метод – сторонники данной идеи предпринимают попытки просчитать длительность периодов повторения формы, цвета и материалов различных изделий. Единого мнения насчёт этого пока нет: в настоящее время предлагают такие варианты – от 2 до 9 лет. «Самый продолжительный цикл обнаружила американская исследовательница Агата Янг (1937 г.) относительно колебаний модной формы женской юбки (юбка «с задней полнотой». Периоды повторения формы костюма составляют в среднем 36 лет, полный цикл смены всех трёх типов занимает – 100 лет» [3].
Р.А. Гузявичуте предложила рассмотреть смену мод ХХ в. как поочерёдная смена двух направлений формообразования относительно свойств материалов, способных создавать на фигуре оболочку с определёнными формообразующими качествами:
- геометрического (геометризация внешней оболочки фигуры): в начале геометрического периода в основе лежала форма длинного и широкого прямоугольника, которая спустя 10-11 лет от его начала постепенно сжималась. Далее это направление теряет свою актуальность и приобретает черты нового стиля - пластического
- пластический (подчёркивающего естественную форму): для пластического периода характерна обратная закономерность развития: от сжатия к расширению. Изначально пластический период склонялся к подчёркиванию анатомических форм, затем к их упрощению и расширению.
«Мода начинается с оформления признаков базового средства – ткани, из которой формируется структура костюма» - говорила Р. А. Гузявичуте [1].
В свою очередь Т. В. Козлова считала, «цикличность женской моды определяет смена силуэтов в строгой последовательности, прототипами которых являются геометрические фигуры: овал, трапеция и прямоугольник» [1]. Исследование на основе сопоставления структур и движения признаков в процессе формообразования выделило конкретные этапы продвижения моды и её цикл чередования, в пределах которого идёт развитие костюма. Цикл полного обновления структуры костюма – 21-22 года, а полуцикл – 10,5-11 лет. Исторические циклы, в течение которых кардинально меняется структура костюма, имеют периоды 89, 144-150 лет. Циклическая зависимость смены геометрических структур костюма от уровня солнечной активности показывает, что максимальному уровню солнечной активности соответствуют овальные формы, во время среднего уровня солнечной активности преобладает трапециевидная структура изделия, а минимальному уровню соответствует форма костюма, имеющая прямые углы. В результате исследования Т. В. Козлова обнаружила «синхронность изменений модных тенденций в костюме и наличие прямой связи с циклами солнечной активности». Исследователем установлено, что «укорочение юбки, «обнажение» фигуры, использование хроматических цветов происходит в периоды максимального уровня солнечной активности».
Таким образом, проведённый анализ по теме «методы прогнозирования моды» показал, что самым удобным и точным является метод, в котором основной опорой являются все факторы, влияющие на жизнь человека, потому что его прогнозы с большей вероятностью будут актуальны.
Данное исследование не является исчерпывающим, так как с появлением новых материалов, инновационных технологий проектирования костюма, появляются и новые методы прогнозирования.