Предмет и методы исполнительного производства как отрасли права

Секция

Юридические науки

Ключевые слова

исполнительное производство
судебный пристав-исполнитель
Федеральная служба судебных приставов

Аннотация статьи

В статье представлен анализ предмета и метода исполнительного производства в российской правовой науке. В соответствии с исследованиями в научной и научно-публицистической литературе выявлены предмет и методы исполнительного производства как отрасли права. Предметом правового регулирования в исполнительном производстве являются процессуальные отношения, складывающиеся по поводу исполнительной деятельности судебного пристава-исполнителя, других органов исполнения, облеченные в особую процессуальную форму. Методы исполнительного производства обладают диспозитивными и императивными признаками.

Текст статьи

Понятиям предмета и метода в юридической литературе уделяется существенной внимание. Поскольку исполнительное производство и деятельность судебного пристава-исполнителя выступает в качестве нормативно закрепленной реализации общественных отношений, то предмет правового регулирования определяется как совокупность правовых средств и способов воздействия на эти отношения.

В теории права отмечалось, что предмет регулирования процессуального права составляют организационно-процессуальные отношения [3]. Предметом правового регулирования исполнительного производства выделяют процессуальные отношения, возникающие в рамках исполнительной деятельности судебного пристава-исполнителя, иных лиц, наделенных законодательством полномочиями по приведению в действие судебных и внесудебных актов, в рамках особой процедуры.

Таким образом, предмет правого регулирования исполнительного производства предполагает обособление исполнительных процессуальных отношений, складывающихся в рамках исполнительно-процессуальных действий при предусмотренной законодательством процессуальной форме.

Исполнительные процессуальные отношения представляют собой правовые отношения, возникающие по вопросам принудительного исполнения принятого судом решения, а также иных внесудебных актов.

Для каждой отрасли права характерно определение предмета правового регулирования на основе регулируемых правовых отношений. Такой же принцип применим к исполнительному производству.

Особенности правовых отношений, возникающих в процессе исполнение решения суда, устанавливаются процессуальным характером и субъектным составом.

В соответствии со ст. 5 ФЗ от 29.12.2022 № 229 «Об исполнительном производстве» (далее – Закон) принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

Согласно Указу Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов» Федеральная служба судебных приставов (далее – ФССП России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов и актов других органов. ФССП России подведомственна Министерству юстиции России.

Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов ФССП России (ч. 2 ст. 5 Закона).

Вместе с тем положения судебных и установленных законодательством внесудебных актов подлежат применению органами государственной власти, органами местного самоуправления, кредитными организациями и др. (ч. 1 ст. 7 Закона).

Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов ФССП России (ч. 2 ст. 5 Закона).

С другой стороны, требования, содержащиеся в судебных актах иных органов и должностных лиц, в случаях, предусмотренных федеральным законом, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами (ч. 1 ст. 7 Закона).

Субъектный состав исполнительно-процессуальных отношений разграничивается в зависимости от органов приведения в силу решения суда. Так, судебный пристав исполнитель является субъектом исполнительного производства при принудительном исполнении. При непринудительном исполнении судебный пристав-исполнитель в числе субъектов не числится, поскольку при таких условиях исполнительное производство не подлежит возбуждению в рамках ст. 30 Закона, не применяются правила о мерах принудительного исполнения и о стадиях исполнительного производства.

Таким образом, в системе исполнительно-процессуальных отношений нужно обособлять отношения принудительного и непринудительного характера.

Правоотношения непринудительного характера складываются в отсутствие исполнительного производства, и в предусмотренных законодательством случаях могут быть первоочередными в отношениях принудительного характера, то есть в случае отсутствия результата в приведении решения суда.

Правоотношения принудительного характера определяются как базовые и распространяются на порядок исполнения. Право определения формы исполнения исполнительного документа законодательством предоставлено взыскателю и является императивной.

Основную роль в процессуальных отношениях играют процессуальные действия, поскольку именно они, будучи юридическим фактом, влекут возникновение вышеназванных правоотношений.

В рамках исполнительного производства юридические факты определяются как общественные обстоятельства, влекущие за собой возникновение, изменение и прекращение исполнительно-процессуальных правоотношений.

В теории права отмечается, что в зависимости от порождаемых ими юридических последствий юридические факты могут быть классифицированы как правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие [4]. Ряд ученых выделяют дополнительный вид юридических фактов – правовосстанавливающие [1].

В юридической науке имеются иные виды юридических фактов. К примеру, подразделяют на правовые действия и правовые события. Действия рассматриваются как деяния людей. Однако существенным фактов является возникновение при этом юридических последствий.

Вместе с тем правовые действия также классифицируются на правомерные, предпринимаемые в соответствии с законодательством, а также неправомерные, противоречащие законодательству. Законные действия делятся на юридические акты и юридические поступки. Действия, противоречащие законодательству, также классифицируются на правонарушения и объективно противоправные деяния.

В исполнительном производстве процессуальные юридические факты определяют процессуальный порядок деятельности судебного пристава-исполнителя [4], при этом, установление правил деятельности гарантирует законность исполнения судебных решений [7, 9].

Процессуальная регламентация принудительного исполнения судебным приставом-исполнителем определяется Законом об исполнительном производстве. Таким образом, весь порядок деятельности субъекта, осуществляющего принудительное исполнение судебного решения, формируется в исполнительную процессуальную форму.

Принудительное исполнение судебных и внесудебных актов предполагает не только фактически исполнение исполнительного документа, но и соблюдение на всем этапе процессуальной формы [8].

Исполнительной процессуальной форме присущи признаки нормативности, непререкаемости, системности и универсальности [6]:

  • Нормативность выражается в правовом регулировании деятельности органов исполнительного производства.
  • Непререкаемость предполагает принуждение к исполнению требования исполнительного документа определенными в законодательстве средствами.
  • Системность проявляется в упорядочении исполнительного процессуального права в обособленную отрасль права.
  • Универсальность предполагает действие исполнительной процессуальной формы на все формы принудительного исполнения.

При этом исполнительное производство выступает, как сфера правоохранительной деятельности может осуществляться как принудительно, так и непринудительно.

Поскольку в науке, в том числе, юридической феномены предмета и метода являются взаимозависимыми, то предмет правового регулирования наряду с методом правового регулирования является системообразующим фактором.

Под методом правового регулирования в общей теории права понимают совокупность юридических приемов и средств, при помощи которых осуществляется правовое воздействие на данную группу общественных отношений.

Существует ряд мнений по определению метода правового регулирования. Ряд ученых в контексте гражданского права определяет его, как способ охраны и защиты гражданских прав судом [10], как систему приемов, основанных на принципах правового регулирования, создающих специфический правовой режим [5], как способ учета характера выражаемого интереса и метод регулирования общественных отношений [2].

 Общим в понимании метода правового регулирования является то, что он регулирует отношение власти и подчинения в гражданских процессуальных отношениях, при этом, суд выступает в качестве органа власти, осуществляющего правосудие.

В юридической литературе выделяют следующие юридические приемы и средства правового воздействия:

  • общее юридическое положение субъектов права;
  • основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений;
  • способы формирования содержания прав и обязанностей субъектов;
  • юридические меры воздействия, способы, основания и процедуры их применения.

Таким образом, применение судебным приставом-исполнителем наиболее важных правовых средств делает его самостоятельно-процессуальным субъектом исполнительного производства в отношениях с иными участниками, что в свою очередь отражает императивно-диапозитивный метод правого регулирования процессуальных отношений в исполнительном производстве.

Список литературы

  1. Антокольская М.В. Семейное право: Учебник. М.: Юристь, 1999. С. 92.
  2. Бублик В. Правовое регулирование предпринимательства: частные и публичные начала // Хозяйство и право, 2000. № 9. С. 12.
  3. Горшенев В.М. О природе процессуального права // Правоведение, 1974. № 2.
  4. Горшенев В.М. Способы и организационные формы правового регулирования в социалистическом обществе. М., 1972. С. 209.
  5. Комаров В.В. Метод правового регулирования гражданских процессуальных отношений: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Харьков, 1980. С. 8–9.
  6. Комиссаров К.И. Последовательно прогрессивное развитие советского гражданского процессуального права. С. 5.
  7. Мусина В.А., Чечина Н.А., Чечота Д.М. Гражданский процесс / Под ред. В.А. // М., 1997. С. 59.
  8. Решетов Ю.С. Правовое регулирование и реализация права // Вестник Пермского университета. Юридические науки, 2015. Вып. 3(29). С. 24–19.
  9. Тарасова В.А. Юридические факты в области пенсионного обеспечения. М., 1974. С. 5.
  10. Щеглов В.Н. К вопросу о методе советского гражданского процессуального права // Актуальные проблемы государства и права. Томск, 1976. С. 71.

Поделиться

3068

Саяпина В. М. Предмет и методы исполнительного производства как отрасли права // Актуальные исследования и разработки в области естественных, технических, гуманитарных наук : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 16 января 2023г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2023. С. 93-97. URL: https://apni.ru/article/5369-predmet-i-metodi-ispolnitelnogo-proizvodstva

Похожие статьи

Актуальные исследования

#41 (223)

Прием материалов

5 октября - 11 октября

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

16 октября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

29 октября