Потенциал мультимедийных технологий и анимации в развитии визуального восприятия информации обучающимися

В статье рассмотрены возможности мультимедиа в визуализации учебной информации, выявлены характерные особенности использования этих технологий в учебных целях, а также их влияние на концентрацию внимания обучающихся на важных аспектах учебной информации, на образное восприятие этой информации, ее осмысление и интеллектуальную оценку. Показано, что мультимедийные продукты в образовательном процессе выступают не только средством визуализации и наглядности учебной информации, но и воздействуют на коммуникативное взаимодействие между участниками образовательного процесса.

Аннотация статьи
образовательная среда
мультимедиа технологии
визуальная информация
мультимедиа
цифровые технологии
Ключевые слова

Потребности во внедрение в образовательный процесс современных технологий связаны с увеличением и усложнением учебной информации, процессов, связанных с синтезом знаний, культуры, образования и высоких технологий, что направляет образовательное сообщество на овладение и широкое использование в образовательном процессе средств визуализации [5].

В педагогической науке постоянно ведутся дискуссии по поиску новых и потенциальным возможностям традиционных средств обучения. Потенциальные возможности технологий в педагогической литературе систематизируют на воспитательный, эстетический, коммуникативный, познавательно-активный, цифровой, творческий и др.

Достаточное количество исследований на уровне концепций выделяют именно процесс познавательной деятельности, способствующий и определяющий продвижение стихийно создаваемых мысле-образов из внутреннего на внешний план процессов познания, ведущим в котором выступает визуализация, включающая в себя анализ многих процессов посредством наглядности [10].

Демонстрация конкретных предметов, явлений, процессов является основой определенных практических действий. Процесс визуализации представляет проекцию психического образа, возникающего в процессе раскрытия «мысле-формы», и «выдвижение» ее из внутреннего мира во внешний мир, при этом, визуальное средство является продуктом интеллектуальной деятельности субъектов образовательного процесса, в то время как наглядность представляет готовый образ, не связанный с совершением мыслительных операций [3].

Современные исследователи рассматривают проблемы внедрения визуализации информации понимают процесс изображения абстрактных данных в виде иллюстраций, которые обеспечивают раскрытие содержания этих данных.

Моделирование динамики восприятия визуальных образов с целью выявления механизмов восприятия и преобразования визуальной информации в настоящее время достаточно эффективно реализуется путём дискретизации маршрута обучения. Здесь также применяются методики создания модулей и внедрение рекомендаций интерактивной технологии [10]. При восприятии сознанием схватываются и немедленно «запускаются» в анализ-осмысливание вся совокупность смыслов, заложенных в визуальные символы информации с переводом с визуального на вербальное посредством связи между сформированными зрительными образами и словесными структурами.

В настоящее время мультимедиа-технологии – это одно из перспективных направлений информатизации учебного процесса. В совершенствовании программного и методического обеспечения, материальной базы, а также в обязательном повышении квалификации преподавательского состава видится перспектива успешного применения современных информационных технологий в образовании.

Мультимедийные технологии обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, вовлекая в процесс восприятие учебной информации большинство чувственных компонентов обучаемого. Благодаря мультимедийным технологиям устная речь превратилась из статической в динамическую, то есть появилась возможность отслеживать изучаемые процессы во времени.

Мультимедийные курсы могут применяться также как для индивидуального дистанционного обучения с интерактивными свойствами контроля усваиваемых знаний, так и для группового. Мультимедийные технологии позволяют программно соединить слайды текстового, графического, анимационного характера с результатами моделирования изучаемых процессов. Это дает возможность воплотить на новом качественно более высоком уровне классический принцип дидактики – принцип наглядности.

Мультимедиа и гипермедиа-технологии интегрируют в себе мощные распределенные образовательные ресурсы, они могут обеспечить среду формирования и проявления ключевых компетенций, к которым относятся в первую очередь информационная и коммуникативная. Мультимедиа и телекоммуникационные технологии открывают принципиально новые методические подходы в системе общего образования.

Мультимедиа – это взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного программного обеспечения с использованием современных технических и программных средств, они объединяют текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении.

Следует определить значение термина «мультимедийная технология». Для этого необходимо объединить значения составных компонентов – «мультимедиа» и «технология». Базовое понятие технология – это «система условий, форм, методов, средств и критериев решения поставленной задачи» [12]. Мультимедиа называют «многофункциональную компьютерную систему, включающую совокупность компьютерных продуктов в нескольких видах: изображение, звук, анимацию, текст и т.п., совмещаемую в интерактивном режиме с другими системами и используемую для разных целей…» [11]. Согласно другим трактовкам – это «технология, описывающая порядок разработки, функционирования и применения средств обработки информации разных типов» [2], «информационный ресурс, созданный на основе технологий обработки и представления информации разных типов» [1], «компьютерное аппаратное обеспечение, с помощью которого становится возможной работа с информацией разных типов» [4] и т.п.

Обобщая представленные понятия, мультимедийными технологиями можно назвать такой тип информационных технологий, который использует различные виды визуализации для достижения поставленной цели обучения.

Информация в мультимедиа передается следующими способами:

  • взаимодействие различных средств обучения при помощи гиперссылок между визуальными образами;
  • обучающийся активизирует собственные познавательные способности посредством поиска и обработки наглядных и текстовых материалов, что существенно влияет на усвоение большого количества информации.

Анимация служит катализатором развития, так как способствует самообразованию и приобретению важных жизненных навыков, соответствующих информационному обществу [14], что позволяет ей стать эффективным компонентом электронного образовательного ресурса.

Г.В. Князева выделяет следующие положительные стороны мультимедийных технологий:

  • Наглядное представление процессов, явлений, взаимосвязей и др.
  • Мотивационная направленность обучаемого на изучение учебных дисциплин посредством наглядности.
  • Экономия времени из-за значительного сокращения времени на объяснение сложных процессов и явлений, не представляемых в реальном изучении.
  • Устойчивое закрепление и восстановление информации после краткого повторения [8].

Использование мультимедиа технологий в образовании обладает следующими достоинствами по сравнению с традиционным обучением:

  • допускает использование цветной графики, анимации, звукового сопровождения, гипертекста;
  • допускает возможность постоянного обновления;
  • допускает возможность размещения в нем интерактивных веб-элементов, например, тестов или рабочей тетради;
  • допускает возможность нелинейность прохождения материала благодаря множеству гиперссылок [13].

Мультимедиа технологии в качестве средства формирования когнитивных способов освоения учебного материала, приводят у обучаемых к пониманию ассоциативных и смысловых связей, взаимодействий и процессов [7]. Они незаменимы, при отсутствии возможности демонстрации в реальных условиях многих физических процессов, при иллюстрации последовательных действий при выполнении опытов, а также, средством наглядного представления невидимых в реальном мире процессов, таких, например, как молекулярное движение, движение планет и многих других.

Анимация, благодаря своей многогранности, добавление к тексту или объекту специального видео- или звукового эффекта, лабильности и открытости способна вобрать в себя различные виды деятельности или даже подстроиться под необходимую коммуникативную деятельность. Наконец, компьютерная анимация – это то, что никого не может оставить равнодушным. Она может использоваться в образовательной среде в самых различных сценариях, презентациях, «оживляя» представление учебного материала. Ценность анимированных визуализаций заключается также в их возможности облегчать восприятие вещей, которые нельзя показать другим способом [6].

Текст статьи
  1. Андерсен, Б. Мультимедиа в образовании. Специализированный учебный курс / Б. Андерсен, К. Бринк. – М.: Обучение-сервис, 2005. – 216 с.
  2. Анисимова, Н.С. Мультимедиа-технологии в образовании: понятия, методы, средства: монография / Н.С. Анисимова; под ред. Е.А. Бордовского. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. – 89 с.
  3. Вербицкий А. А., Ларионова О. Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании. Проблемы интеграции. М.: Логос, 2009.
  4. Воронов, М.В. Мультимедийные технологии и дистанционное обучение / М.В. Воронов, В.И. Пименов // Университетское управление. – 2000. – № 12. – С. 48–54.
  5. Губина, Т.Н. Мультимедиа презентации как метод обучения // Молодой ученый. 2012. № 3. С. 345-347.
  6. Катханова Ю.Ф. Творческие способности и их развитие в графической деятельности // монография – Чебоксары: ИД «Среда», 2018. – 140 с. ISBN 978-5-6041637-3-3. doi:10.31483/r-21623
  7. Катханова, Ю.Ф., Кирилов, Д.Ю. К вопросу создания мультимедийного интерактивного образовательного ресурса // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: сборник материалов VII Международной научно-практической конференции. М., 2016. С. 189-193.
  8. Князева, Г.В. Применение мультимедийных технологий в образовательных учреждениях [Электронный ресурс] / Г.В. Князева // Вестн. Волж. ун-та имени В.Н. Татищева. – 2010.
  9. Кондратенко О. А. Развитие визуального мышления студента средствами инфографики // Альманах современной науки и образования. 2013. № 8 (75).
  10. Лобашев И.В., Лобашев В.Д. Визуализация информации в образовательном процессе // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 4. С. 299-304. ISSN 2073-1426. https://doi.org/10.34216/2073-1426-2021-27-4-299-304
  11. Недорезов, Т.М. Использование мультимедийных технологий в обучении иностранным языкам / Т.М. Недорезов, И.В. Авдеева // Управление в социальных и экономических системах: материалы XX Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 20 мая 2011 г. – Минск: Изд-во МИУ, 2011. – С. 345–356.
  12. Новиков, А.М. Педагогика. Словарь системы основных понятий / А.М. Новикова. – М.: Изд. центр ИЭТ, 2013. – 268 с.
  13. Отеген Г.Ж., Акзулла Л., Туреханова С.И. Применение мультимедиа технологий в образовательном процессе // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 4-2. – С. 174-175.
  14. Цифровизация как драйвер развития науки и образования: Сборник статей II международной научно-практической конференции. 18 марта 2021 года. Петрозаводск: МЦНП «Новая наука», 2021. 113 с.
Список литературы