Потребности во внедрение в образовательный процесс современных технологий связаны с увеличением и усложнением учебной информации, процессов, связанных с синтезом знаний, культуры, образования и высоких технологий, что направляет образовательное сообщество на овладение и широкое использование в образовательном процессе средств визуализации [5].
В педагогической науке постоянно ведутся дискуссии по поиску новых и потенциальным возможностям традиционных средств обучения. Потенциальные возможности технологий в педагогической литературе систематизируют на воспитательный, эстетический, коммуникативный, познавательно-активный, цифровой, творческий и др.
Достаточное количество исследований на уровне концепций выделяют именно процесс познавательной деятельности, способствующий и определяющий продвижение стихийно создаваемых мысле-образов из внутреннего на внешний план процессов познания, ведущим в котором выступает визуализация, включающая в себя анализ многих процессов посредством наглядности [10].
Демонстрация конкретных предметов, явлений, процессов является основой определенных практических действий. Процесс визуализации представляет проекцию психического образа, возникающего в процессе раскрытия «мысле-формы», и «выдвижение» ее из внутреннего мира во внешний мир, при этом, визуальное средство является продуктом интеллектуальной деятельности субъектов образовательного процесса, в то время как наглядность представляет готовый образ, не связанный с совершением мыслительных операций [3].
Современные исследователи рассматривают проблемы внедрения визуализации информации понимают процесс изображения абстрактных данных в виде иллюстраций, которые обеспечивают раскрытие содержания этих данных.
Моделирование динамики восприятия визуальных образов с целью выявления механизмов восприятия и преобразования визуальной информации в настоящее время достаточно эффективно реализуется путём дискретизации маршрута обучения. Здесь также применяются методики создания модулей и внедрение рекомендаций интерактивной технологии [10]. При восприятии сознанием схватываются и немедленно «запускаются» в анализ-осмысливание вся совокупность смыслов, заложенных в визуальные символы информации с переводом с визуального на вербальное посредством связи между сформированными зрительными образами и словесными структурами.
В настоящее время мультимедиа-технологии – это одно из перспективных направлений информатизации учебного процесса. В совершенствовании программного и методического обеспечения, материальной базы, а также в обязательном повышении квалификации преподавательского состава видится перспектива успешного применения современных информационных технологий в образовании.
Мультимедийные технологии обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, вовлекая в процесс восприятие учебной информации большинство чувственных компонентов обучаемого. Благодаря мультимедийным технологиям устная речь превратилась из статической в динамическую, то есть появилась возможность отслеживать изучаемые процессы во времени.
Мультимедийные курсы могут применяться также как для индивидуального дистанционного обучения с интерактивными свойствами контроля усваиваемых знаний, так и для группового. Мультимедийные технологии позволяют программно соединить слайды текстового, графического, анимационного характера с результатами моделирования изучаемых процессов. Это дает возможность воплотить на новом качественно более высоком уровне классический принцип дидактики – принцип наглядности.
Мультимедиа и гипермедиа-технологии интегрируют в себе мощные распределенные образовательные ресурсы, они могут обеспечить среду формирования и проявления ключевых компетенций, к которым относятся в первую очередь информационная и коммуникативная. Мультимедиа и телекоммуникационные технологии открывают принципиально новые методические подходы в системе общего образования.
Мультимедиа – это взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного программного обеспечения с использованием современных технических и программных средств, они объединяют текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении.
Следует определить значение термина «мультимедийная технология». Для этого необходимо объединить значения составных компонентов – «мультимедиа» и «технология». Базовое понятие технология – это «система условий, форм, методов, средств и критериев решения поставленной задачи» [12]. Мультимедиа называют «многофункциональную компьютерную систему, включающую совокупность компьютерных продуктов в нескольких видах: изображение, звук, анимацию, текст и т.п., совмещаемую в интерактивном режиме с другими системами и используемую для разных целей…» [11]. Согласно другим трактовкам – это «технология, описывающая порядок разработки, функционирования и применения средств обработки информации разных типов» [2], «информационный ресурс, созданный на основе технологий обработки и представления информации разных типов» [1], «компьютерное аппаратное обеспечение, с помощью которого становится возможной работа с информацией разных типов» [4] и т.п.
Обобщая представленные понятия, мультимедийными технологиями можно назвать такой тип информационных технологий, который использует различные виды визуализации для достижения поставленной цели обучения.
Информация в мультимедиа передается следующими способами:
- взаимодействие различных средств обучения при помощи гиперссылок между визуальными образами;
- обучающийся активизирует собственные познавательные способности посредством поиска и обработки наглядных и текстовых материалов, что существенно влияет на усвоение большого количества информации.
Анимация служит катализатором развития, так как способствует самообразованию и приобретению важных жизненных навыков, соответствующих информационному обществу [14], что позволяет ей стать эффективным компонентом электронного образовательного ресурса.
Г.В. Князева выделяет следующие положительные стороны мультимедийных технологий:
- Наглядное представление процессов, явлений, взаимосвязей и др.
- Мотивационная направленность обучаемого на изучение учебных дисциплин посредством наглядности.
- Экономия времени из-за значительного сокращения времени на объяснение сложных процессов и явлений, не представляемых в реальном изучении.
- Устойчивое закрепление и восстановление информации после краткого повторения [8].
Использование мультимедиа технологий в образовании обладает следующими достоинствами по сравнению с традиционным обучением:
- допускает использование цветной графики, анимации, звукового сопровождения, гипертекста;
- допускает возможность постоянного обновления;
- допускает возможность размещения в нем интерактивных веб-элементов, например, тестов или рабочей тетради;
- допускает возможность нелинейность прохождения материала благодаря множеству гиперссылок [13].
Мультимедиа технологии в качестве средства формирования когнитивных способов освоения учебного материала, приводят у обучаемых к пониманию ассоциативных и смысловых связей, взаимодействий и процессов [7]. Они незаменимы, при отсутствии возможности демонстрации в реальных условиях многих физических процессов, при иллюстрации последовательных действий при выполнении опытов, а также, средством наглядного представления невидимых в реальном мире процессов, таких, например, как молекулярное движение, движение планет и многих других.
Анимация, благодаря своей многогранности, добавление к тексту или объекту специального видео- или звукового эффекта, лабильности и открытости способна вобрать в себя различные виды деятельности или даже подстроиться под необходимую коммуникативную деятельность. Наконец, компьютерная анимация – это то, что никого не может оставить равнодушным. Она может использоваться в образовательной среде в самых различных сценариях, презентациях, «оживляя» представление учебного материала. Ценность анимированных визуализаций заключается также в их возможности облегчать восприятие вещей, которые нельзя показать другим способом [6].