Автор(-ы):
Ситникова Светлана Юрьевна
Фалеев Михаил Дмитриевич
15 января 2023
Конференция
Секция
Педагогика и психология
Ключевые слова
Аннотация статьи
В статье рассмотрены возможности мультимедиа в визуализации учебной информации, выявлены характерные особенности использования этих технологий в учебных целях, а также их влияние на концентрацию внимания обучающихся на важных аспектах учебной информации, на образное восприятие этой информации, ее осмысление и интеллектуальную оценку. Показано, что мультимедийные продукты в образовательном процессе выступают не только средством визуализации и наглядности учебной информации, но и воздействуют на коммуникативное взаимодействие между участниками образовательного процесса.
Текст статьи
Потребности во внедрение в образовательный процесс современных технологий связаны с увеличением и усложнением учебной информации, процессов, связанных с синтезом знаний, культуры, образования и высоких технологий, что направляет образовательное сообщество на овладение и широкое использование в образовательном процессе средств визуализации [5].
В педагогической науке постоянно ведутся дискуссии по поиску новых и потенциальным возможностям традиционных средств обучения. Потенциальные возможности технологий в педагогической литературе систематизируют на воспитательный, эстетический, коммуникативный, познавательно-активный, цифровой, творческий и др.
Достаточное количество исследований на уровне концепций выделяют именно процесс познавательной деятельности, способствующий и определяющий продвижение стихийно создаваемых мысле-образов из внутреннего на внешний план процессов познания, ведущим в котором выступает визуализация, включающая в себя анализ многих процессов посредством наглядности [10].
Демонстрация конкретных предметов, явлений, процессов является основой определенных практических действий. Процесс визуализации представляет проекцию психического образа, возникающего в процессе раскрытия «мысле-формы», и «выдвижение» ее из внутреннего мира во внешний мир, при этом, визуальное средство является продуктом интеллектуальной деятельности субъектов образовательного процесса, в то время как наглядность представляет готовый образ, не связанный с совершением мыслительных операций [3].
Современные исследователи рассматривают проблемы внедрения визуализации информации понимают процесс изображения абстрактных данных в виде иллюстраций, которые обеспечивают раскрытие содержания этих данных.
Моделирование динамики восприятия визуальных образов с целью выявления механизмов восприятия и преобразования визуальной информации в настоящее время достаточно эффективно реализуется путём дискретизации маршрута обучения. Здесь также применяются методики создания модулей и внедрение рекомендаций интерактивной технологии [10]. При восприятии сознанием схватываются и немедленно «запускаются» в анализ-осмысливание вся совокупность смыслов, заложенных в визуальные символы информации с переводом с визуального на вербальное посредством связи между сформированными зрительными образами и словесными структурами.
В настоящее время мультимедиа-технологии – это одно из перспективных направлений информатизации учебного процесса. В совершенствовании программного и методического обеспечения, материальной базы, а также в обязательном повышении квалификации преподавательского состава видится перспектива успешного применения современных информационных технологий в образовании.
Мультимедийные технологии обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, вовлекая в процесс восприятие учебной информации большинство чувственных компонентов обучаемого. Благодаря мультимедийным технологиям устная речь превратилась из статической в динамическую, то есть появилась возможность отслеживать изучаемые процессы во времени.
Мультимедийные курсы могут применяться также как для индивидуального дистанционного обучения с интерактивными свойствами контроля усваиваемых знаний, так и для группового. Мультимедийные технологии позволяют программно соединить слайды текстового, графического, анимационного характера с результатами моделирования изучаемых процессов. Это дает возможность воплотить на новом качественно более высоком уровне классический принцип дидактики – принцип наглядности.
Мультимедиа и гипермедиа-технологии интегрируют в себе мощные распределенные образовательные ресурсы, они могут обеспечить среду формирования и проявления ключевых компетенций, к которым относятся в первую очередь информационная и коммуникативная. Мультимедиа и телекоммуникационные технологии открывают принципиально новые методические подходы в системе общего образования.
Мультимедиа – это взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного программного обеспечения с использованием современных технических и программных средств, они объединяют текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении.
Следует определить значение термина «мультимедийная технология». Для этого необходимо объединить значения составных компонентов – «мультимедиа» и «технология». Базовое понятие технология – это «система условий, форм, методов, средств и критериев решения поставленной задачи» [12]. Мультимедиа называют «многофункциональную компьютерную систему, включающую совокупность компьютерных продуктов в нескольких видах: изображение, звук, анимацию, текст и т.п., совмещаемую в интерактивном режиме с другими системами и используемую для разных целей…» [11]. Согласно другим трактовкам – это «технология, описывающая порядок разработки, функционирования и применения средств обработки информации разных типов» [2], «информационный ресурс, созданный на основе технологий обработки и представления информации разных типов» [1], «компьютерное аппаратное обеспечение, с помощью которого становится возможной работа с информацией разных типов» [4] и т.п.
Обобщая представленные понятия, мультимедийными технологиями можно назвать такой тип информационных технологий, который использует различные виды визуализации для достижения поставленной цели обучения.
Информация в мультимедиа передается следующими способами:
Анимация служит катализатором развития, так как способствует самообразованию и приобретению важных жизненных навыков, соответствующих информационному обществу [14], что позволяет ей стать эффективным компонентом электронного образовательного ресурса.
Г.В. Князева выделяет следующие положительные стороны мультимедийных технологий:
Использование мультимедиа технологий в образовании обладает следующими достоинствами по сравнению с традиционным обучением:
Мультимедиа технологии в качестве средства формирования когнитивных способов освоения учебного материала, приводят у обучаемых к пониманию ассоциативных и смысловых связей, взаимодействий и процессов [7]. Они незаменимы, при отсутствии возможности демонстрации в реальных условиях многих физических процессов, при иллюстрации последовательных действий при выполнении опытов, а также, средством наглядного представления невидимых в реальном мире процессов, таких, например, как молекулярное движение, движение планет и многих других.
Анимация, благодаря своей многогранности, добавление к тексту или объекту специального видео- или звукового эффекта, лабильности и открытости способна вобрать в себя различные виды деятельности или даже подстроиться под необходимую коммуникативную деятельность. Наконец, компьютерная анимация – это то, что никого не может оставить равнодушным. Она может использоваться в образовательной среде в самых различных сценариях, презентациях, «оживляя» представление учебного материала. Ценность анимированных визуализаций заключается также в их возможности облегчать восприятие вещей, которые нельзя показать другим способом [6].
Список литературы
Поделиться
Ситникова С. Ю., Фалеев М. Д. Потенциал мультимедийных технологий и анимации в развитии визуального восприятия информации обучающимися // Актуальные исследования и разработки в области естественных, технических, гуманитарных наук : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 16 января 2023г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2023. С. 137-141. URL: https://apni.ru/article/5372-potentsial-multimedijnikh-tekhnologij-i-anima