Рынок мобильных приложений для расчетов и проектирования растет и развивается. Постепенно это приводит к тому, что пользователь начинает выделять для себя наиболее удобные в использовании продукты, ориентируясь на различные факторы. Одним из ключевых является дизайн мобильного приложения.
Перед разработчиками мобильных приложений стоят несколько одинаково важных задач, направленных на удобство пользования программными продуктами.
Таким образом, и постоянно растущие объемы информации, и существующая задача экономии времени как в учебном процессе, так и профессиональная деятельность предъявляют требования к представлению и передаче информации в компактном виде. Решение данной задачи сегодня видится в раскрытии и применении различных форм выявления выявленных образований. Следовательно, процесс раннего развития «визуального мышления» становится важным аспектом при работе с информацией [3].
Опираясь на классификацию знаков, генерирующих смысл профессионально-достоверной информации, мы получаем:
- символы – знаки абстрактных референтов: слова, эмблемы, визуальные изображения;
- иконы схем, включающие диаграммы, схемы, чертежи и другие виды «нефигуративных» изображений;
- иконы изображений, а именно фотографии, изображения, повышение полноты представления отображающегося объекта;
- индексы, занимающиеся замещением референта разрешений визуальных сообщений [2].
Визуализированная информация представляется в сжатой форме, в виде внутреннего символа-образа [5]:
- статистическая, в упорядоченном (систематизированном) представлении информации по графическим изображениям (круговым диаграммам или гистограммам, чертежам, блок-схемам);
- активная, осознанная через действие.
Термин «визуализация» в общем понимании в науке трактуют как «представление физических явлений или процесс в форме, удобной для зрительного восприятия» [1], с использованием графических форм, где изображение является извлечением смысловой части вербального (текстового) сообщения, что лучше воспринимается и позволяет быстро и эффективно донести до зрителя собственные мысли и идеи. Физиологически, восприятие визуальной информации является основной для человека. Есть многочисленные исследования, подтверждающие, что:
- 90% информации человек воспринимает через зрение;
- 70% сенсорных рецепторов находятся в глазах;
- около половины нейронов головного мозга человека задействованы в обработке визуальной информации;
- на 19% меньше при работе с визуальными данными используется когнитивная функция мозга, отвечающая за обработку и анализ информации;
- на 17% выше производительность человека, работающего с визуальной информацией;
- на 4,5% лучше вспоминаются подробные детали визуальной информации.
Исходя из вышеизложенного, сделаем вывод, что
- Обычное визуальное представление количественной информации представляется в схематической форме посредством диаграмм, гистограмм и спектрограмм, таблиц.
- Данные при визуализации могут быть преобразованы в форму, усиливающую восприятие и анализ этой информации.
- Концептуальная визуализация позволяет разрабатывать сложные концепции, идеи и планы с помощью концептуальных карт, диаграмм, графов с минимальным путем.
- Стратегическая визуализация переводит в визуальную форму различные данные об аспектах работы организаций. Это всевозможные диаграммы производительности, жизненного цикла и графики структур организаций.
- Графически организовать структурную информацию с помощью пирамид, деревьев и карт данных поможет метафорическая визуализация.
- Комбинированная визуализация позволяет объединить несколько сложных графиков в одну схему.
Как показывают различные исследования, особенно в графических и художественных сферах [4], человек предрасположен обрабатывать именно визуальную информацию, что позволяет:
- Акцентировать внимание на разных аспектах данных.
- Получать эстетические ощущения от привлекательных представлений.
- Избегать искажения в представлении данных.
Тем самым, успешность корректной визуализации напрямую зависит от правильности ее применения.
Цели визуализации – это реализация основной идеи информации, это то, ради чего нужно показать выбранные данные, какого эффекта нужно добиться – выявления отношений в информации, показа распределения данных, композиции или сравнения данных.
В качестве основных визуальных недостатков мобильных приложений пользователи часто выделяют основные:
- Визуальный беспорядок перегружает пользователей слишком большим количеством информации.
- Нечеткая навигация.
- Крошечный текст и функциональные элементы увеличивают количество неправильного ввода данных и делают взаимодействие с приложением менее комфортным.
- Низкоконтрастный текст и функциональные элементы может выглядеть эстетично, но пользователям будет сложно его прочитать.
- Слишком много кликов для выполнения задач, минимизирую которые вы делаете мобильный дизайн более эффективным.
- Плохая обработка ошибок в сочетании с бесполезными сообщениями об ошибках может вызвать у пользователей неудобство.
- Необходимость ввода большого количества данных подвергает наполнение процесса ошибкам.
- Отсутствие визуальной обратной связи может сбить с толку пользователей и заставить их задуматься, работает приложение или нет.
- Раздражающие уведомления одна из причин неудобства пользования.
- Раздражающие визуальные эффекты.
Разрешение представленных недостатков мобильных приложений возможно при учёте основных принципов визуализации:
- Поставьте цель – что вы хотите показать.
- Сформулируйте конкретную задачу.
- В зависимости от цели располагайте данные в логическом порядке: от большего к меньшему, или наоборот.
- Выбирайте подходящий тип визуализации данных, который упростит восприятие информации.
- Единообразие графиков. При сравнении используйте графики одного типа.
- Подписывайте данные непосредственно на графике, так мозг воспринимает картину целиком и быстрее делает выводы.
- Минимум элементов при визуализации – убирайте лишнюю информацию, логотипы, даты, визуальный шум. Чем проще график – тем быстрее информация доходит до мозга.
- Лаконичный дизайн. 3D-эффекты отвлекают внимание читателя от информации и не решают задачу.
- Общепринятые цвета: «правильно» выделяется зелёным, а «неправильно» – красным.
Придерживайтесь единой цветовой гаммы. Если один график в сером цвете, то другой, в ярких оттенках, перетянет на себя внимание и покажется более значимым.