Стратегия развития информационного общества, реализующаяся в нашей стране в настоящее время, предполагает доступность информации для всех категорий граждан и организацию доступа к этой информации. Поэтому использование ИКТ является одним из приоритетов образования, что предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Современный педагог должен владеть информационно-коммуникационными технологиями, уметь применять их в воспитательно-образовательном процессе.
ИКТ в школах уже давно воспринимается как нечто обыденное, тогда как в детских садах это ещё недостаточно хорошо освоенный инструмент педагога. С каждым годом информационные технологии всё плотнее входят в нашу жизнь и дошкольное образовательное учреждение не может оставаться в стороне от этого процесса.
Для того чтобы сформировать необходимые интегративные качества ребёнка-дошкольника, обеспечить полноценный переход на следующий уровень системы образования, педагогу ДОУ необходимо гармонично сочетать в своей работе традиционные методы обучения с современными информационными технологиями.
Понимая своевременность и необходимость внедрения ИКТ в нашем детском саду, приоритетным направлением своей работы выбрали использование информационно-коммуникационных технологий в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Целесообразность использования информационных технологий в развитии старших дошкольников подтверждают работы зарубежных и отечественных исследователей. Например, педагоги Г.А. Репина и Л.А. Парамонова высказывают мнение, что использование компьютерных средств в ДОУ позволяет развивать психофизиологические функции, обеспечивающие готовность ребёнка к обучению в школе (мелкая моторика, оптико-пространственная ориентация, зрительно-моторная координация); обогащение кругозора; помощь в освоении социальной роли; формирование учебной мотивации, развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность); формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (сериация, классификация); организация благоприятной для развития предметной и социальной среды.
Предположили, что активное использование ИКТ при работе с детьми позволит повысить показатели познавательной активности и развития психических познавательных процессов по итогам диагностики в конце года.
Основные направления работы с детьми дошкольного возраста по применению ИКТ в детском саду:
Использование персонального, планшетного компьютеров или ноутбука во время индивидуальной работы с детьми.
Это позволяет приобщать детей к современным техническим средствам передачи и хранения информации, формировать основы информационной культуры личности.
Для работы с детьми в основном используем развивающие, обучающие и диагностические компьютерные игры с DVD- и CD-дисков, а также онлайн игры. В настоящее время выбор компьютерных игр достаточно широк, но не все они подходят для реализации программных задач, поэтому к выбору игр относимся очень внимательно.
Использование проектора и экрана для показа презентаций, слайдов, клипов и видеофрагментов вовремя НОД. Это позволяет стимулировать познавательную активность детей, делает непосредственную образовательную деятельность современной, интересной и привлекательной для детей, помогает решать образовательные задачи с опорой на наглядность. Такие занятия проходят очень эмоционально. Дети рассматривают красивые фотографии, картинки и иллюстрации, смотрят интересные видеофрагменты, слышат звуковые эффекты и слушают музыку.
Для НОД созданы серии презентаций по темам: «Космос», «Путешествие вокруг света», «Времена года», «Край, в котором мы живём», «Профессии», «Что такое время?» и другие.
Для НОД создаем обычные и мультимедийные презентации в программе PowerPoint, подбираем фотографии, клипы, фрагменты обучающих и развивающих фильмов в Интернете.
Использование интерактивной доски для подгрупповой работы с детьми.
Интерактивная доска предполагает коллективное участие детей в игре, так как действуют на доске дети по очереди, и общими усилиями добиваются нужного результата. Например, вместе собирают картинку из фрагментов по образцу или продолжают узор, по аналогии выбирая нужную фигуру. Всё это способствует развитию коммуникативных и социальных навыков: учит действовать по правилам, принимать точку зрения другого, делать осознанный выбор.
Для работы на интерактивной доске используем готовые компьютерные игры с DVD-, CD-дисков и Интернета. Но часто бывает так, что игр для полноценного решения поставленных задач нет ни на дисках, ни в интернете. В таком случае создаем игры для интерактивной доски сама, в программе PowerPoint.
Говоря о применении информационно-коммуникационных технологий в детском саду, нельзя не затронуть тему влияния компьютера на здоровье ребёнка. Общеизвестно, что длительное сидение за компьютером негативно сказывается на состоянии здоровья детей. Поэтому внимательно следим за количеством времени, которое ребёнок проводит за компьютером во время индивидуальной работы. Для ребёнка 5 лет – не более 7 минут, 6 лет – не более 9 минут, 7 лет – не более 11 минут. После занятия обязательна гимнастика для глаз и двигательная активность. Считаем, что при правильной организации образовательного процесса, компьютерные технологии можно применять на практике без риска для здоровья детей.
Информационно-коммуникационные технологии открывают широкие возможности для профессионального и творческого развития педагога, помогают в работе. Активно используем интернет для подбора дополнительного материала к занятиям, для ознакомления с опытом работы других педагогов. Применяем ИКТ в работе с родителями и при оформлении необходимой документации: написании планов, отчётов, диагностики.
Использование информационно-коммуникативной технологии в работе с детьми дошкольного возраста убедительно демонстрирует ее положительное влияние на организацию образовательного процесса, воздействие на развитие дошкольника.
Таким образом, использование ИКТ в работе с детьми открывает новые возможности представить наглядно те явления и процессы, которые невозможно продемонстрировать иными способами. Повышается качество наглядности и ее содержательное наполнение, способствует развитию познавательной активности дошкольников.