Главная
Конференции
Актуальные исследования и разработки в области естественных, технических, гуманитарных наук
Формирование технологической грамотности у обучающихся средствами «Точка роста»

Формирование технологической грамотности у обучающихся средствами «Точка роста»

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

технологическая грамотность
цифровая грамотность
центр «Точка роста»
«Современная школа»

Аннотация статьи

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что проект «Точка роста» нацелен на предоставление образования в рамках цифрового и гуманитарного профиля, разработанный на базе региональной системы «Современная школа» и формирование технологической грамотности у обучающих, а также на сокращение разрыва, наблюдаемого между школами, расположенными в городах и селах.

Текст статьи

Технологическая грамотность включает способность понимать, использовать технологию, умение решать проблемы, развивать творческие способности, овладевать умениями, осваивать разнообразные способы и средства преобразования материалов, энергии, информации, учитывать экономическую эффективность и возможные последствия технологической деятельности [1]. Рассмотрим структуру технологического образования. Оно состоит из технологических знаний, технологически важных качеств личности и технологических знаний, умений.

Технологические знания включают:

  • такие базовые технологические понятия, как технология, технологическая культура, технологическая среда, способы преобразовательной деятельности, технологическая этика, технологическая эстетика и др.;
  • сведения об основных способах, средствах и путях преобразовательной деятельности;
  • представление о техносфере как объективной, реально существующей и развивающейся части планетарной системы; представление технике и технологии как результате интеллектуальной, эмоционально-психической и трудовой деятельности человека, информацию об основных применяемых и перспективных технологиях материальной и духовной сфер жизнедеятельности людей;
  • технологии профессионального самоопределения и становления карьеры человека [4].

Способствует формированию технологической грамотности у обучающихся центр «Точка роста». Именно на решение части этих проблем и направлен Федеральный проект «Современная школа» в рамках национального проекта «Образование».

Региональный проект «Современная школа» нацелен на уменьшение разрыва между городскими и сельскими, поселковыми школами.

Центры образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» создаются как структурные подразделения общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, и расположенных в сельской местности и малых городах, и направлены на формирование современных компетенций и навыков у обучающихся, в том числе по предметным областям «Технология», «Математика и информатика», «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности» [2].

Центр образования «Точка роста» создается как структурное подразделение школы, в деятельности которого будут применяться ещё более современные информационные технологии, средства обучения, учебное оборудование, высокоскоростной интернет и другие ресурсы Центра, которые послужат повышению качества и доступности образования.

Данная модель позволяет Центру выполнять функцию общественного пространства для развития общекультурных компетенций, цифровой, технологической, инженерной грамотности, проектной деятельности, творческой, социальной самореализации детей [3].

На занятиях все дети не просто получают определенные компетенции по тому или иному направлению, а двигаются по собственной индивидуальной траектории в соответствии с личными предпочтениями. Новая модель образования повышает мотивацию ребят, учит их работать в команде и идти к своей цели до конца. Благодаря «Точкам роста» дети из удаленных уголков страны имеют возможность конкурировать со сверстниками из крупных городов на различных олимпиадах и конкурсах, а также при поступлении в вузы.

Показателями эффективности деятельности Центра являются высокие показатели уровня знаний по предметным областям, как математика, информатика, технология, повышение качества знаний по точным и гуманитарным предметам, активное участие в районных, республиканских, международных конкурсах, олимпиадах и т.д. [5].

В настоящее время центры образования цифровых и гуманитарных компетенций «Точка роста» активно задействованы в учебном процессе: в них проводятся уроки ОБЖ, информатики, русского языка, математики и др. Предметы естественно-научного и гуманитарного циклов проводятся в соответствии с расписанием и календарно-тематическим планированием. В кабинетах центра проходят занятия по внеурочной деятельности: «Безопасность.ру», «Компьютерная гостиная», «Робототехника» и другие, а также реализуется проектная деятельность, организуется подготовка к научно-практической конференции, участию в конкурсах, олимпиадах, фестивалях, семинарах, открытых районных методических объединений.

Изучения детьми таких предметов, как «Технология», «Информатика», «ОБЖ» на новом учебном оборудовании. После уроков они посещают занятия цифрового и гуманитарного профиля, а также учатся играть в шахматы. В «Точке Роста», что очень важно в современном мире то, что школьники учатся работать в команде [6].

В рамках предметной области «Информатика» школьники приобретают навыки 21 века в IT-обучении, основы работы с облачными сервисами хранения и редактирования файлов в информационных системах, размещенных в сети интернет, визуальная среда программирования и его базовые конструкции. Во время 3D моделирования происходит формирование компетенций в 3D-технологии. Это позволяет значительно расширить возможности образовательного процесса и сделать его более эффективным и визуально-объемным. В будущем полученные знания особенно пригодятся тем ребятам, которые планируют учиться по специальностям технической направленности [7, с. 71-72].

Навыки оказания первой медпомощи отрабатываются в зоне «Основ безопасности жизнедеятельности» при помощи современных тренажеров-манекенов и другого наглядного оборудования.

Можно сделать вывод, что «Точка роста» отличаются высоким уровнем владения технической терминологией, навыками прогнозирования, планирования, личностного общения, также является перспективной программой активного и насыщенного содержания на всех уровнях и этапах ее реализации. Это опора – не только для совершенствования системы образования, но и для всех отраслей экономики. За счет обучения детей в школах и центрах «Точка роста» государство сможет решать кадровые проблемы и обеспечивать регионы специалистами в области цифровых технологий.

Таким образом, сформированность технологической грамотности у обучающихся с помощью «Точек Роста» обеспечивает овладение школьниками ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Своевременно сформированная технологическая грамотность является условием успешного овладения учебным материалом по различным предметам в рамках «Точки Роста», а, следовательно, средством повышения качества и эффективности обучения школьника в целом.

Список литературы

  1. Указ Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» № 204 от 07.05.2018 г. (ред. от 21.06.2020 г.) / Электронная правовая система «Гарант». Электронный ресурс. URL для перехода: https://base.garant.ru/71937200/, дата обращения 23.09.2022 г.
  2. ФГОС. Раздел о Федеральных государственных образовательных стандартах / Электронный ресурс. URL для перехода: http://www.irklyc3.ru/index.php/2014-09-11-12-48-40/2014-09-14-07-17-32?layout=blog, дата обращения 23.09.2022 г.
  3. BillMannel, 3D-моделирование и высокопроизводительные вычисления (HPC) в разработке новых продуктов / Электронный ресурс. URL для перехода: https://habr.com/ru/ company/hpe/blog/327222, (дата обращения 23.09.2022 г.)
  4. Концепция развития предметной области «Технология» (2-я версия) [Электронный ресурс]. – URL: https://www.preobra.ru/improject-1590 (дата обращения: 29.05.2018).
  5. Официальный сайт МАОУ «СОШ п. Тепличный» [Электронный ресурс]. – URL: [Электронный ресурс]. – URL: https://saratov-school.ru/tochkarosta/ (дата обращения: 20.03.2022).
  6. Тенденции и перспективы технологического образования / Электронный ресурс. URL для перехода: http://docplayer.ru/43835229-Tendencii-i-perspektivytehnolo-gicheskogo-obrazovaniya.html, дата обращения 23.03.2022 г.
  7. Огановская, Е.Ю. Робототехника, 3D-моделирование и прототипирование на уроках и во внеурочной деятельности: 5-7, 8 (9) классы / Е.Ю. Огановская, С.В. Гайсина, И.В. Князева – СПб.: КАРО, 2017. – 256 с.

Поделиться

1344

Андреева Д. Ю. Формирование технологической грамотности у обучающихся средствами «Точка роста» // Актуальные исследования и разработки в области естественных, технических, гуманитарных наук : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 16 января 2023г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2023. С. 125-128. URL: https://apni.ru/article/5376-formirovanie-tekhnologicheskoj-gramotnosti

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря