Технологическая грамотность включает способность понимать, использовать технологию, умение решать проблемы, развивать творческие способности, овладевать умениями, осваивать разнообразные способы и средства преобразования материалов, энергии, информации, учитывать экономическую эффективность и возможные последствия технологической деятельности [1]. Рассмотрим структуру технологического образования. Оно состоит из технологических знаний, технологически важных качеств личности и технологических знаний, умений.
Технологические знания включают:
- такие базовые технологические понятия, как технология, технологическая культура, технологическая среда, способы преобразовательной деятельности, технологическая этика, технологическая эстетика и др.;
- сведения об основных способах, средствах и путях преобразовательной деятельности;
- представление о техносфере как объективной, реально существующей и развивающейся части планетарной системы; представление технике и технологии как результате интеллектуальной, эмоционально-психической и трудовой деятельности человека, информацию об основных применяемых и перспективных технологиях материальной и духовной сфер жизнедеятельности людей;
- технологии профессионального самоопределения и становления карьеры человека [4].
Способствует формированию технологической грамотности у обучающихся центр «Точка роста». Именно на решение части этих проблем и направлен Федеральный проект «Современная школа» в рамках национального проекта «Образование».
Региональный проект «Современная школа» нацелен на уменьшение разрыва между городскими и сельскими, поселковыми школами.
Центры образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» создаются как структурные подразделения общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, и расположенных в сельской местности и малых городах, и направлены на формирование современных компетенций и навыков у обучающихся, в том числе по предметным областям «Технология», «Математика и информатика», «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности» [2].
Центр образования «Точка роста» создается как структурное подразделение школы, в деятельности которого будут применяться ещё более современные информационные технологии, средства обучения, учебное оборудование, высокоскоростной интернет и другие ресурсы Центра, которые послужат повышению качества и доступности образования.
Данная модель позволяет Центру выполнять функцию общественного пространства для развития общекультурных компетенций, цифровой, технологической, инженерной грамотности, проектной деятельности, творческой, социальной самореализации детей [3].
На занятиях все дети не просто получают определенные компетенции по тому или иному направлению, а двигаются по собственной индивидуальной траектории в соответствии с личными предпочтениями. Новая модель образования повышает мотивацию ребят, учит их работать в команде и идти к своей цели до конца. Благодаря «Точкам роста» дети из удаленных уголков страны имеют возможность конкурировать со сверстниками из крупных городов на различных олимпиадах и конкурсах, а также при поступлении в вузы.
Показателями эффективности деятельности Центра являются высокие показатели уровня знаний по предметным областям, как математика, информатика, технология, повышение качества знаний по точным и гуманитарным предметам, активное участие в районных, республиканских, международных конкурсах, олимпиадах и т.д. [5].
В настоящее время центры образования цифровых и гуманитарных компетенций «Точка роста» активно задействованы в учебном процессе: в них проводятся уроки ОБЖ, информатики, русского языка, математики и др. Предметы естественно-научного и гуманитарного циклов проводятся в соответствии с расписанием и календарно-тематическим планированием. В кабинетах центра проходят занятия по внеурочной деятельности: «Безопасность.ру», «Компьютерная гостиная», «Робототехника» и другие, а также реализуется проектная деятельность, организуется подготовка к научно-практической конференции, участию в конкурсах, олимпиадах, фестивалях, семинарах, открытых районных методических объединений.
Изучения детьми таких предметов, как «Технология», «Информатика», «ОБЖ» на новом учебном оборудовании. После уроков они посещают занятия цифрового и гуманитарного профиля, а также учатся играть в шахматы. В «Точке Роста», что очень важно в современном мире то, что школьники учатся работать в команде [6].
В рамках предметной области «Информатика» школьники приобретают навыки 21 века в IT-обучении, основы работы с облачными сервисами хранения и редактирования файлов в информационных системах, размещенных в сети интернет, визуальная среда программирования и его базовые конструкции. Во время 3D моделирования происходит формирование компетенций в 3D-технологии. Это позволяет значительно расширить возможности образовательного процесса и сделать его более эффективным и визуально-объемным. В будущем полученные знания особенно пригодятся тем ребятам, которые планируют учиться по специальностям технической направленности [7, с. 71-72].
Навыки оказания первой медпомощи отрабатываются в зоне «Основ безопасности жизнедеятельности» при помощи современных тренажеров-манекенов и другого наглядного оборудования.
Можно сделать вывод, что «Точка роста» отличаются высоким уровнем владения технической терминологией, навыками прогнозирования, планирования, личностного общения, также является перспективной программой активного и насыщенного содержания на всех уровнях и этапах ее реализации. Это опора – не только для совершенствования системы образования, но и для всех отраслей экономики. За счет обучения детей в школах и центрах «Точка роста» государство сможет решать кадровые проблемы и обеспечивать регионы специалистами в области цифровых технологий.
Таким образом, сформированность технологической грамотности у обучающихся с помощью «Точек Роста» обеспечивает овладение школьниками ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Своевременно сформированная технологическая грамотность является условием успешного овладения учебным материалом по различным предметам в рамках «Точки Роста», а, следовательно, средством повышения качества и эффективности обучения школьника в целом.