История становления и развития арбитражных судов в Российской Федерации

В данной статье рассматриваются исторические аспекты становления российской системы арбитражных судов, их совершенствования и развития, современное состояние. Также приведена история появления первых арбитражных судов в России во времена Древней Руси, их реформирование во времена российской империи, революции, а также после принятия Арбитражного процессуального кодекса.

Аннотация статьи
арбитражный процесс
устав
судопроизводство
судебные системы
арбитражный суд
Ключевые слова

Арбитражные суды в Российской Федерации являются основным органом, созданным и призванным осуществлять правосудие в нашей стране в сфере экономических споров. Полномочия и компетенция данных судов устанавливаются законодательными актами Российской Федерации – рассмотрение экономических споров между организациями, индивидуальными предприятиями, гражданами и др.

Привычный на сегодняшний день вид Арбитражные суды приобрели не сразу, они изменялись в процессе исторического развития Российской Федерации. И те этапы развития системы арбитражный судов, через которые они прошли, оказали существенное влияние на современную систему арбитражных судов, в том числе их структуру и компетенцию.

Сам процесс становления и развития системы арбитражный судов имеет довольно длительную историю.

Первое появление такого понятия как арбитражное судопроизводство в древней Руси приходится на 1135 год, во времена упоминания об особых судах в Уставной грамоте новгородского князя Всеволода Мстиславовича. В дальнейшем государство довольно часто предпринимало попытки создания основы (прообраза) арбитражного суда в нашей стране. И таким органом в 1721 стал Главный магистрат, в задачи которого входило рассматривать некоторые виды особых споров, торговые в том числе [4].

Торговые дела рассматривались в судах, которые в дальнейшем стали называться таможенными. Петр Великий ввел сословную организацию купечества опираясь на европейские образцы, тем самым признавая торговые суды чуждыми всему историческому прошлому России и поэтому царь не допускал применения в них обычаев и предписывал торговым судам руководствоваться уставами и указами, т. е. нормами права.

В первой половине 19 вв. в Российской Империи уже существовала подобная система коммерческих судов. Производство по коммерческим спорам проводилось в двух видах: либо в виде «словесной расправы» либо посредством письменного производства. В Российский Империи на коммерческие суды возлагалась задача не только по осуществлению правосудия по коммерческим спорам, в частности, но они также было созданы и призваны для того, чтобы регулировать торговые отношения в стране в общем. До Октябрьской революции 1917 года в деятельности коммерческих судов серьезных реформ не проводилось. В период гражданской войны разрешение хозяйственных споров осуществлялось в административном порядке.

Послереволюционное развитие системы российских арбитражный судов отличалось неоднозначностью и прерывистостью – принималось большое количество нормативно-правовых актов, который вносили больше сумятицы, чем порядка: на основе актов то создавались, то упразднялись самостоятельные органы, в обязанности которых входило разрешение арбитражный споров.

В 1922 году в Российской Федерации были образованы арбитражные комиссии. Споры имущественного характера между государственными учреждениями и предприятиями решались Высшей арбитражной комиссией, действующей при Совете труда и обороны и арбитражными комиссиями при областных экономических совещаниях, а в будущем и арбитражными комиссиями при Совете народных комиссаров социалистических республик (автономных), арбитражными комиссиями при исполнительных комитетах областей и губерний. В системе органов управления отдельными отраслями экономики учреждались ведомственные арбитражные комиссии [3].

Первое закрепление статуса арбитража произошло с приятием Конституции 1977, с 1991 года свою работу начали арбитражные суды.

Замена системы арбитражей арбитражными судами была связана с переходом экономики к рыночной в которой существовало несколько форм собственности. Соответственно, применение способов и методов, применяемых в условиях плановой системы хозяйствования, стало невозможно. Система арбитража была преобразована в суд, в котором разрешение споров протекает в арбитражной процессуальной форме, которая, в свою очередь, создает равные гарантии защиты прав всех участников процесса.

С принятием Конституции 1993 года система арбитражный судов Российский Федерации была подвержена реформам и уже с 1995 года появилась современная, действующая система арбитражный судов, хоть и не в своем первоначальном виде. Современная же система арбитражных судов, действующая в нашей стране на данный момент, была заложена с момента принятия в 2002 году Арбитражного процессуального кодекса, действующего и на сегодняшний день [1].

С этого момента в Российской Федерации появилась структура, направленная на решение экономических споров и состоящая из судов первой инстанции, апелляции, кассации и надзорной инстанции, которой выступал Высший Арбитражный суд Российской Федерации, однако данная система постепенно изменялась – реформирование система арбитражных судов продолжилось и в 2014 году. В этот год было принято серьезное решение – судебная власть стала возглавляться двумя органами: Конституционным судом Российской Федерации и Верховным судом Российской Федерации, а Высший Арбитражный суд был упразднен [2].

В настоящее время система арбитражный судов Российской Федерации состоит из арбитражных судов субъектов, апелляционных арбитражных судов, арбитражный судов округов, суда по интеллектуальным спорам, а во главе системы находится Верховный суд Российской Федерации.

В системе на сегодняшний день также имеются четыре судебные инстанции, направленные на рассмотрение дел в апелляции и кассации – созданы двадцать один апелляционный суд и десять кассационных судов, а также Суд по интеллектуальным правам. Второй кассационной инстанции, появившейся после реформы в 2014 году, выступает Коллегия Верховного суда РФ по экономическим спорам.

Компетенция и полномочия арбитражного суда закреплены в законодательстве Российской Федерации и в международных ратифицированных Российской Федерацией нормах, которые направлены на регулирование деятельности арбитражных судов в нашем государстве.

Арбитражные суды, в целом, и практика ведения их дел в частности, являются экономическим индикатором, которые отражают все процессы, происходящие в экономике. На сегодняшний день система арбитражных судов занимает важное место в существовании и деятельности государства и без ее существования невозможно представить экономику Российской Федерации.

Текст статьи
  1. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 05.12.2022) : [Принят Государственной Думой 14 июня 2002 года: Одобрен Советом Федерации 10 июля 2002 года]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37800/ (дата обращения 07.01.2023) – Текст : электронный.
  2. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 N 2-ФКЗ О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации: [ Принят Государственной Думой 22 ноября 2013 года: Одобрен Советом Федерации 27 ноября 2013 года]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_158640/ (дата обращения: 08.01.2023 г.) – Текст: электронный.
  3. Нестерова, Н. В. История становления и развития арбитражного судопроизводства в России / Н. В. Нестерова // Молодой ученый. – 2020. – № 16 (96). – С. 341-344. – URL: https://moluch.ru/archive/96/21531/ (дата обращения: 09.01.2023.) – Текст: непосредственный.
  4. Сергунин, К. Н. Нормативно-правовые аспекты становления и развития системы арбитражных судов в Российской Федерации / К. Н. Сергунин. // Молодой ученый. – 2018. – № 18 (204). – С. 269-270. – URL: https://moluch.ru/archive/204/49941/ (дата обращения: 08.01.2023) – Текст : непосредственный.
Список литературы