Арбитражные суды в Российской Федерации являются основным органом, созданным и призванным осуществлять правосудие в нашей стране в сфере экономических споров. Полномочия и компетенция данных судов устанавливаются законодательными актами Российской Федерации – рассмотрение экономических споров между организациями, индивидуальными предприятиями, гражданами и др.
Привычный на сегодняшний день вид Арбитражные суды приобрели не сразу, они изменялись в процессе исторического развития Российской Федерации. И те этапы развития системы арбитражный судов, через которые они прошли, оказали существенное влияние на современную систему арбитражных судов, в том числе их структуру и компетенцию.
Сам процесс становления и развития системы арбитражный судов имеет довольно длительную историю.
Первое появление такого понятия как арбитражное судопроизводство в древней Руси приходится на 1135 год, во времена упоминания об особых судах в Уставной грамоте новгородского князя Всеволода Мстиславовича. В дальнейшем государство довольно часто предпринимало попытки создания основы (прообраза) арбитражного суда в нашей стране. И таким органом в 1721 стал Главный магистрат, в задачи которого входило рассматривать некоторые виды особых споров, торговые в том числе [4].
Торговые дела рассматривались в судах, которые в дальнейшем стали называться таможенными. Петр Великий ввел сословную организацию купечества опираясь на европейские образцы, тем самым признавая торговые суды чуждыми всему историческому прошлому России и поэтому царь не допускал применения в них обычаев и предписывал торговым судам руководствоваться уставами и указами, т. е. нормами права.
В первой половине 19 вв. в Российской Империи уже существовала подобная система коммерческих судов. Производство по коммерческим спорам проводилось в двух видах: либо в виде «словесной расправы» либо посредством письменного производства. В Российский Империи на коммерческие суды возлагалась задача не только по осуществлению правосудия по коммерческим спорам, в частности, но они также было созданы и призваны для того, чтобы регулировать торговые отношения в стране в общем. До Октябрьской революции 1917 года в деятельности коммерческих судов серьезных реформ не проводилось. В период гражданской войны разрешение хозяйственных споров осуществлялось в административном порядке.
Послереволюционное развитие системы российских арбитражный судов отличалось неоднозначностью и прерывистостью – принималось большое количество нормативно-правовых актов, который вносили больше сумятицы, чем порядка: на основе актов то создавались, то упразднялись самостоятельные органы, в обязанности которых входило разрешение арбитражный споров.
В 1922 году в Российской Федерации были образованы арбитражные комиссии. Споры имущественного характера между государственными учреждениями и предприятиями решались Высшей арбитражной комиссией, действующей при Совете труда и обороны и арбитражными комиссиями при областных экономических совещаниях, а в будущем и арбитражными комиссиями при Совете народных комиссаров социалистических республик (автономных), арбитражными комиссиями при исполнительных комитетах областей и губерний. В системе органов управления отдельными отраслями экономики учреждались ведомственные арбитражные комиссии [3].
Первое закрепление статуса арбитража произошло с приятием Конституции 1977, с 1991 года свою работу начали арбитражные суды.
Замена системы арбитражей арбитражными судами была связана с переходом экономики к рыночной в которой существовало несколько форм собственности. Соответственно, применение способов и методов, применяемых в условиях плановой системы хозяйствования, стало невозможно. Система арбитража была преобразована в суд, в котором разрешение споров протекает в арбитражной процессуальной форме, которая, в свою очередь, создает равные гарантии защиты прав всех участников процесса.
С принятием Конституции 1993 года система арбитражный судов Российский Федерации была подвержена реформам и уже с 1995 года появилась современная, действующая система арбитражный судов, хоть и не в своем первоначальном виде. Современная же система арбитражных судов, действующая в нашей стране на данный момент, была заложена с момента принятия в 2002 году Арбитражного процессуального кодекса, действующего и на сегодняшний день [1].
С этого момента в Российской Федерации появилась структура, направленная на решение экономических споров и состоящая из судов первой инстанции, апелляции, кассации и надзорной инстанции, которой выступал Высший Арбитражный суд Российской Федерации, однако данная система постепенно изменялась – реформирование система арбитражных судов продолжилось и в 2014 году. В этот год было принято серьезное решение – судебная власть стала возглавляться двумя органами: Конституционным судом Российской Федерации и Верховным судом Российской Федерации, а Высший Арбитражный суд был упразднен [2].
В настоящее время система арбитражный судов Российской Федерации состоит из арбитражных судов субъектов, апелляционных арбитражных судов, арбитражный судов округов, суда по интеллектуальным спорам, а во главе системы находится Верховный суд Российской Федерации.
В системе на сегодняшний день также имеются четыре судебные инстанции, направленные на рассмотрение дел в апелляции и кассации – созданы двадцать один апелляционный суд и десять кассационных судов, а также Суд по интеллектуальным правам. Второй кассационной инстанции, появившейся после реформы в 2014 году, выступает Коллегия Верховного суда РФ по экономическим спорам.
Компетенция и полномочия арбитражного суда закреплены в законодательстве Российской Федерации и в международных ратифицированных Российской Федерацией нормах, которые направлены на регулирование деятельности арбитражных судов в нашем государстве.
Арбитражные суды, в целом, и практика ведения их дел в частности, являются экономическим индикатором, которые отражают все процессы, происходящие в экономике. На сегодняшний день система арбитражных судов занимает важное место в существовании и деятельности государства и без ее существования невозможно представить экономику Российской Федерации.