Исполнительное производство, предусматривающее применение мер принудительного исполнения к должникам, на сегодняшний день является одним из важнейших аспектов судебной системы, а также важной гарантией исполнения судебных решений. Характерной чертой правового положения органов исполнительной власти, в особенности судебных приставов, является то, что они обязаны применять к должникам исполнительные действия. Поэтому в Российском законодательстве особое внимание уделяется сфере принудительного исполнения.
Применение мер принудительного исполнения – центральная стадия исполнительного производства, результатом применения мер принудительного исполнения должна стать реальная защита прав и законных интересов взыскателя, фактическое исполнение требований исполнительного документа (ст.81) [2].
Одним из важных источников, который регулирует процесс принудительного исполнения, является Федеральный закон от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Мерами принудительного исполнения согласно ч.1 ст. 68 Федерального закона об исполнительном производстве являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу [3].
Меры принудительного исполнения условно можно разделить на группы по следующим признакам:
- конечная цель или результат меры принудительного исполнения.
- временной признак.
- признак целевой направленности мер принудительного исполнения.
Перечень мер принудительного исполнения перечислен в ч.3 ст. 68 Федерального закона «Об исполнительном производстве». Данные меры могут применяться как вместе друг с другом, так и по отдельности. Данные меры должны соотноситься с объемом требований взыскателя (ст. 4 Закона об исполнительном производстве). Например, если у должника несколько автомобилей, пристав должен обратить взыскание на тот, стоимости которого достаточно для погашения долга, а не на самый дорогой из них.
Исходя из вышесказанного, можно определить меры принудительного исполнения как процессуально закрепленные в законе или же в исполнительных документах действия судебного пристава-исполнителя, которые будут направлены на исполнение требований, перечисленных в исполнительном документе.
Следует также отметить, что ограниченный перечень мер не может охватывать все жизненные ситуации и может включать другие меры, исходя из их эффективности в конкретном случае.
Когда судебный пристав определяет меры принудительного исполнения, исходит из нескольких критериев, которые определяются в зависимости от ситуации. Главными критериями являются: выбранная мера должна быть осуществлена в соответствии с порядком, указанном в исполнительном документе; мера должна быть выбрана в соответствии с конкретной ситуацией; мера должна быть наиболее подходящей для надлежащего и комплексного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
Основаниями применения мер принудительного исполнения являются: возбуждение исполнительного производства, истечение срока на добровольное исполнение или неисполнение в течение суток требований, подлежащих немедленному исполнению (ст.154) [1]. Когда постановление о взыскание с должника исполнительного сбора вступит в законную силу, пристав-исполнитель сможет приступить к принудительному исполнению требований, указанных в исполнительном документе. То есть он может осуществлять меры принудительного исполнения.
К обстоятельствам использования мер принудительного исполнения закон относит два условия: во-первых, наличие исполнительного производства и во-вторых окончание срока для добровольного исполнения, в случае, если он установлен законодательством (ст. 5) [5].
В целях полного и своевременного исполнения исполнительного документа пристав-исполнитель должен руководствоваться принципом разумности, обоснованности, а также применять меры принудительного исполнения, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.
Также стоит отметить, что в Федеральном законе от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» есть важные недостатки. Например, в данном законе нет статьи, которая была бы посвящена основаниям применения мер принудительного исполнения в исполнительном производстве. Но такие основания есть в ст. 44 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве». Данными основаниями являются:
- предъявление в установленном федеральным законом порядке надлежаще оформленного исполнительного документа;
- принятие судебным приставом-исполнителем постановления о возбуждении исполнительного производства;
- истечение срока, установленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения [4].
Мы считаем, что основания для применения мер принудительного исполнения должны быть регламентированы на федеральном уровне. Это нужно для того, чтобы можно было избежать недоразумений между участниками исполнительного производства.
Данные меры призваны прежде всего обеспечить исполнение имущественных требований распорядительных документов. Они могут применяться на всей территории Российской Федерации и в связи с тем, что судебные решения выданные на их основании исполнительные листы имеют определенную силу на территории нашей страны, а при наличии соответствующего соглашения может распространяться и на территории других государств.