Главная
АИ #3 (133)
Статьи журнала АИ #3 (133)
Инновационные технологии преподавания математики в школе

Инновационные технологии преподавания математики в школе

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

интерактивные технологии
математика
инновационные технологии
урок
учащиеся

Аннотация статьи

В статье освещаются новые технологии преподавания математики в школе, дается дефиниция понятию «инновационные технологии». Отмечены направления инновационных технологий преподавания математики. Выделены этапы изучения сложных математических тем, а также обозначены группы интерактивных технологий.

Текст статьи

Обучение математике в школе должно способствовать развитию интеллектуальной сферы личности ученика, а именно: познавательных интересов, аналитичности ума, умения находить оптимальное решение. В современном быстротечном образовании социально-экономический уровень начального образования зависит от результативности внедрения инновационных технологий обучения, основывающихся на новых методологических началах, современных дидактических принципах и психолого-педагогических теориях, развивающих деятельностный подход к обучению в школе.

Разработка и внедрение в учебный процесс инновационных педагогических технологий связана с необходимостью обновления методов, средств и форм организации обучения, что является перспективным направлением развития математического образования и обуславливает актуальность темы исследования.

Целью исследования является определение понятия инновационных технологий образования, раскрытие основных методологических требований, которым отвечать любая инновационная технология образования, в частности, адаптация интерактивного обучения как эффективного способа получения знаний учащимися на уроках математики.

Инновационные технологии как процесс – это целенаправленное, систематическое и последовательное внедрение в практику оригинальных, новаторских способов, приемов педагогических действий и средств, охватывающих целостный учебный процесс от определения его цели до ожидаемых результатов.

На сегодняшний день в системе образования особенно актуальным является внедрение инновационных технологий преподавания математики, которое осуществляется по следующим направлениям: демократизация учебного процесса; обеспечение автономии учащихся в обучении; существенное изменение роли учителя в учебном процессе; внедрение так называемого кооперативного обучения; индивидуализация учебного процесса; информатизации учебного процесса; интенсификация учебного процесса и максимальная активизация учащихся в нем; использование проблемного подхода к обучению.

Использование современных информационных технологий, в частности персонального компьютера, позволяет интенсифицировать процесс оценки знаний учащихся, сделать его более систематическим, оперативным. Интерактивное обучение в школе может происходить: в парах (2 учащихся); в группках (3-4 учащихся); в малых группах (5-7 учащихся) вместе с учителем.

Интерактивные технологии могут использоваться почти на всех структурных этапах урока математики в школе как при проверке домашнего задания, так и при обобщении и систематизации знаний [1, c. 82].

Главным условием математического развития и саморазвития учащихся школы является достижение целостности математических знаний благодаря переструктурированию учебного материала.

Изучение сложных математических тем целесообразно осуществлять в три этапа: 1) этап определения смысловых, опорных знаний с использованием схем-опор и комментируемого управления; 2) этап опережения, на котором уточняются понятия, происходит обобщение знаний по теме, отрабатывается навык сознательного использования опор, формируются доказательные суждения; 3) этап развития навыка быстрого и свободного выполнения умственных операций и практических действий.

Без инновационных методов работы невозможно себе представить современный урок. С их помощью учащиеся усваивают все уровни познания, точно знают, что нужно на уроке изучить, какие умения приобрести, для чего они учатся. Когда используются инновационные технологии, школьники занимают активную позицию в усвоении знаний, формируется познавательный интерес.

Учитель выступает как лидер, организатор, значительно повышающий его личностную роль. Подготовка и проведение уроков, с использованием инновационных технологий, требуют значительной компетентности педагога, его умения пересмотреть и перестроить свою работу с учащимися [2, c. 567].

На современном этапе развития образования важное значение имеет применение на уроках инновационных технологий, которые основываются на свободном обмене мнениями, диалоге, моделировании ситуаций выбора и т.п.

Структура уроков по использованию инновационных технологий состоит из следующих этапов: мотивация; объявления, представление темы и ожидаемых результатов; актуализация знаний, предоставление необходимой информации; осознание; рефлексия. Главное внимание на уроке уделяется интерактивному упражнению.

Интерактивные технологии разделяются на четыре группы в зависимости от цели урока и форм организации учебной деятельности учащихся:

  • интерактивные технологии кооперативного обучения;
  • интерактивные технологии коллективно-группового обучения;
  • технологии ситуативного моделирования;
  • технологии обработки дискуссионных вопросов.

Использование интерактивных технологий обучения математике школьников следует начинать с работы в парах. Именно в работе в парах учащиеся могут общаться [3, c. 103].

Работу в парах можно использовать на любом этапе урока математики, даже на этапе проверки самостоятельной работы, в том числе и домашней, когда учащиеся сверяют ответы задач и в случае различия, доказывают правильность своего ответа.

При организации работы по технологии «Работа в парах» учитель может предложить учащимся следующие задачи: составить и решить задачу; проанализировать предложенные учителем по учебнику или спроектированные на экран или написанные на карточках разные способы решения задач; обсудить ход решения примера или задачи; проверить друг у друга знание таблицы умножения (деления); выполнить творческое задание; сделать выводы и т.п.

Использование технологии «Мини ажурная пилка» также может быть эффективным на уроках математики в школе. По этой технологии, учащиеся объединяются в четверки (по две парты, стоящие одна за другой) и каждая группа получает по 4 подготовленных заранее учителем на карточках задания так, чтобы каждый ученик в группе получил разное задание [4, c. 126].

Сначала каждый учащийся самостоятельно обдумывает способ решения задачи, на что отводится 1–2 мин. По окончании времени учащиеся объясняют ход выполнения своей задачи соседу по парте (сначала высказываются те ученики, которые сидят справа за партой, а затем – слева) и обмениваются задачами.

На следующем этапе предполагается аналогичная работа с сидящими сзади (впереди) в пределах четверки и обмен задачами, которые они получили после первого этапа.

Следующий шаг – учащиеся снова возвращаются к работе в парах, которые были в начале и объясняют друг другу решение задачи, полученной на предыдущем общении и воспроизводят услышанное от соседа. Следовательно, каждый из детей должен объяснить решение всех четырех задач.

На последнем этапе учитель предлагает каждой группе определить школьника, который будет объяснять ход выполнения одной из 3-х задач, предложенных ему партнерами по группе, но не задание, которое он получил от учителя. Учащиеся – представители должны следить за тем, чтобы не повторялись уже представленные задачи. Каждый последующий представитель, взяв воображаемый микрофон, должен сначала сказать, согласен ли он с ответом своего предшественника. Если не соглашается, то обосновывает почему и передает микрофон следующему ученику, который тоже должен сказать, соглашается ли с услышанным выступлением и, если да, то представляет решение своей задачи и т.д. [5, c. 95].

Таким образом, уроки математики, организованные по современным технологиям, способствуют развитию мышления учащихся, умения выслушать товарища и сделать свои выводы, учат уважать мнение другого и аргументировать свое, созданию учебной среды для подготовки профессионально зрелого и компетентного учителя по вопросам использования инновационных технологий обучения математике учащихся.

Список литературы

  1. Клюсова В.В. Методика обучения интегрированному курсу «Математика – информатика» в условиях инновационной педагогической системы: учеб. Пособие. – Тобольск: Изд-во ТГПИ им. Д. И. Менделеева, 2004. – 123 с.
  2. Маматкулова Н.Ш. Инновационные подходы при обучении в начальных классах на примере изучения величин на уроках математики / Н.Ш. Маматкулова // Молодой ученый. – 2016. – № 25 (129). – С. 566-569.
  3. Пичкуренко Е.А. Инновационные технологии в преподавании математики: учебное пособие / Е.А. Пичкуренко, А.Г. Пригодина, Л.М. Данович. – Краснодар: КубГТУ, 2021. – 186 с.
  4. Саранцев Г.И. Методика обучения математике: методология и теория: учебное пособие / Г.И. Саранцев. – Казань: Центр инновационных технологий, 2012. – 290 с.
  5. Смолеусова Т.В. Методические инновации как средство обновления технологий и содержания обучения математике на основе ФГОС НОО: монография / Т.В. Смолеусова. – Новосибирск: Издательство НИПКиПРО, 2020. – 279 с.

Поделиться

1311

Куденекина Ю. А. Инновационные технологии преподавания математики в школе // Актуальные исследования. 2023. №3 (133). Ч.II.С. 68-70. URL: https://apni.ru/article/5384-innovatsionnie-tekhnologii-prepodavaniya-mate

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января