На данном этапе развития международных отношений ядерное разоружение является одним из ключевых вопросов. Необходимость в ядерном разоружении возникла, скорее всего, в начале 50-годов ХХ века. Именно в этот период в ходе различных учений в США и СССР активно изучалось влияние поражающих факторов ядерного оружия на боеспособность войск [4]. Однако, в этот период вряд ли возникла проблема ядерного разоружения. Скорее всего, обратить пристальное внимание на ядерное разоружение человечество вынуждено было обратить позднее, в начале 60-х годов ХХ века.
Этому способствовал ряд событий, связанных с понятием «холодная война» как процессом противостояния между двумя возникшими в результате Второй мировой войны системами – капиталистической и социалистической. События второй половины 40-х годов и первой половины 50-х годов свидетельствуют о том, что в процессе противостояния возникли тенденции возможного активного использования ядерного оружия в случае перерастания «холодной войны» в вооруженное столкновение. В этой связи приобрел новое содержательное значение термин «ядерное разоружение». Если до средины 50-х годов под ядерным разоружением понимался процесс сокращения производства и запасов уже существующего ядерного оружия, то с 1957 года возникла проблема и сокращения средств его доставки – ракет и бомбардировщиков. Именно в 1957 году СССР осуществил запуск первого искусственного спутника Земли, что вызвало панику среди населения США [5], поскольку это одновременного обозначало создание в СССР нового вида доставки ядерного оружия – межконтинентальных баллистических ракет ( МБР).
Следующим событием явилось испытание СССР на Новой земле «царь бомбы» в 57 мгт [6], что не могло не свидетельствовать о том, в какой опасности находится человечество в случаи безрассудного повышения разрушительной мощи единицы ядерного оружия.
И, конечно, события 1962 года, когда из-за размещения ракет США на территории Турции СССР вынужден был перебросить часть своего ядерного потенциала на территорию Кубы, что привело к возникновению в октябре 1962 года так называемого «карибского кризиса», в ходе которого возникла угроза использования ядерного оружия, ракетно-ядерной войны.
Благоразумие руководства СССР и США позволила избежать конфликта и договориться об упреждающих мерах, которые бы позволили бы принимать конкретные меры по снижению обострения во взаимоотношениях субъектов – стран, имеющих ядерное оружие: прямая телефонная линия связи, взаимные консультации в случае недоразумений при обострении обстановки [3].
Однако, это были лишь первые шаги в этом направлении. Ныне анализ международной ситуации в области ядерного разоружения предполагает использование классических методов и процедур для накопления и последующего исследования применительно к данной сфере международных отношений. В рамках системного подхода международные отношения в целом представлены, по мнению автора, такими элементами как «акторы» (действующие субъекты), их внутренние элементы, составные части, элементы политической системы каждого государства, их реальные цели и участие в политике ядерного разоружения.
Исходя из этого, отметим, что с 50-60 годов прошлого столетия определись ряд направлений деятельности в области международной политики ядерного разоружения: 1) снижение количества стран, владеющих ядерным оружием; 2) снижение количества ядерных вооружений у стран, владеющих ядерным оружием; 3) снижение качества ядерных вооружений у стран, владеющих ядерным оружием.
Таким образом, первым элементом «методики оценки эффективности деятельности государства по участию в ядерном разоружении» является определение: владеет данное государство ядерным оружием или нет. Если «владеет»- один список. Если «не владеет», то, соответственно, другой.
Но и в том, и в другом списке, необходимо определить: как данный элемент политической организации общества каждого государства относится к ядерному разоружению [2].
Выделяется несколько уровней анализа международных отношений в области ядерного разоружения. Говоря об основном уровне, мы имеем в виду анализ состояния и отношений субъектов политической жизни государства. Государство является главной единицей взаимодействия в международной системе. В данном контексте целесообразно проанализировать внутренние независимые переменные государств-вероятных противников.
Основные вопросы в данном анализе в первую очередь касаются уровня экономического и научного развития страны. Отношение к разоружению не может не зависеть от так называемых материальных возможностей государства выдержать состояние войны. А значит, на готовность к подобным мероприятиям во многом определяются уровнем развития промышленности, сельского хозяйства, транспортной системы. Показатели валового национального продукта, электроэнергии, основных видов промышленности, производства, обеспечивающего производство конечного военного продукта – те основания, которые целесообразно изучить при анализе эффективности. Безусловно, от новых систем противоракетной обороны, от высокоточного оружия большой дальности и прочих достижений военной техники зависит стратегическая симметричность (или ассиметричность), что в свою очередь влияет на тактику в ядерном вопросе. Парадоксально, но развитие новых ядерных технологий государства оправдывается необходимостью предотвратить действия противника угрозой применения ядерного оружия. Но чем более «многосторонне» это сдерживание, тем более неустойчива его система.
В военном отношении интерес представляют вооруженные силы страны, их общая численность, структура, принципы комплектования и система подготовки военных специалистов. Безусловно, одним из главных правовых оснований существования вооруженных сил является военная доктрина. Так, например, в военной доктрине РФ содержатся следующие положения, касающиеся данной проблематики:
- 16. Ядерное оружие будет оставаться важным фактором предотвращения возникновения ядерных военных конфликтов и военных конфликтов с применением обычных средств поражения (крупномасштабной войны, региональной войны).
- 20. Недопущение ядерного военного конфликта, как и любого другого военного конфликта, положено в основу военной политики Российской Федерации [7].
Важную роль в политической системе играют политические партии, движения, их отношение к ядерному разоружению, степень и перспективы усиления и ослабления их влияния на внешнюю и внутреннюю политику государства. Так в частности, в качестве примера национальных неправительственных организаций, занимающихся проблематикой ядерного нераспространения и разоружения являются «Центр политических исследований России (ПИР-Центр)» (Россия), «Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии» (Россия), «Ассоциация содействия контролю над вооружениями» (США), «Международный институт стратегических исследований» (Великобритания) и многие другие. В частности, главной исследовательской программой ПИР-Центра на протяжении нескольких лет является программа «Россия и ядерное нераспространение».
Культурные и человеческие факторы как внутренние переменные не могут быть оставлены без внимания, так как система ценностей, идеология, самооценка властью своей роли напрямую влияет на готовность государства к ядерному разоружению. Также играет роль состояние печати, радио, телевидения и отношения населения к СМИ.
Выше приведен лишь малый перечень составляющих, которые должны быть исследованы для анализа эффективности мероприятий государства к ядерному разоружению. На ядерную доктрину влияет большое число различных «акторов» и «факторов», и ни одна переменная не должна быть упущена во время анализа, а также ни одну переменную нельзя рассматривать изолированно от других. Комплекс факторов и создает то, что представляет собой ядерная программа того или иного государства.
Таким образом, для оценки готовности государства к исполнению мероприятий по ядерному разоружению необходима систематизация и изучение материала с применением анализа институтов политической системы государства.