Методика оценки эффективности деятельности государства по участию в ядерном разоружении
научный журнал «Актуальные исследования» #6 (9), март '20

Методика оценки эффективности деятельности государства по участию в ядерном разоружении

В данной статье ставится задача выявления критериев анализа эффективных мероприятий государства в области ядерного разоружения. Выявлена и обоснована необходимость анализа внутренних факторов, в том числе институтов политической системы государства для оценки данной эффективности. Особое внимание уделяется оценке состояния государства для выработки его ядерной программы и военной доктрины.

Аннотация статьи
ядерное разоружение
ядерное оружие
ядерное нераспространение
политические институты
политическая система
военная доктрина
анализ эффективности
Ключевые слова

На данном этапе развития международных отношений ядерное разоружение является одним из ключевых вопросов. Необходимость в ядерном разоружении возникла, скорее всего, в начале 50-годов ХХ века. Именно в этот период в ходе различных учений в США и СССР активно изучалось влияние поражающих факторов ядерного оружия на боеспособность войск [4]. Однако, в этот период вряд ли возникла проблема ядерного разоружения. Скорее всего, обратить пристальное внимание на ядерное разоружение человечество вынуждено было обратить позднее, в начале 60-х годов ХХ века.

Этому способствовал ряд событий, связанных с понятием «холодная война» как процессом противостояния между двумя возникшими в результате Второй мировой войны системами – капиталистической и социалистической. События второй половины 40-х годов и первой половины 50-х годов свидетельствуют о том, что в процессе противостояния возникли тенденции возможного активного использования ядерного оружия в случае перерастания «холодной войны» в вооруженное столкновение. В этой связи приобрел новое содержательное значение термин «ядерное разоружение». Если до средины 50-х годов под ядерным разоружением понимался процесс сокращения производства и запасов уже существующего ядерного оружия, то с 1957 года возникла проблема и сокращения средств его доставки – ракет и бомбардировщиков. Именно в 1957 году СССР осуществил запуск первого искусственного спутника Земли, что вызвало панику среди населения США [5], поскольку это одновременного обозначало создание в СССР нового вида доставки ядерного оружия – межконтинентальных баллистических ракет ( МБР).

Следующим событием явилось испытание СССР на Новой земле «царь бомбы» в 57 мгт [6], что не могло не свидетельствовать о том, в какой опасности находится человечество в случаи безрассудного повышения разрушительной мощи единицы ядерного оружия.

И, конечно, события 1962 года, когда из-за размещения ракет США на территории Турции СССР вынужден был перебросить часть своего ядерного потенциала на территорию Кубы, что привело к возникновению в октябре 1962 года так называемого «карибского кризиса», в ходе которого возникла угроза использования ядерного оружия, ракетно-ядерной войны.

Благоразумие руководства СССР и США позволила избежать конфликта и договориться об упреждающих мерах, которые бы позволили бы принимать конкретные меры по снижению обострения во взаимоотношениях субъектов – стран, имеющих ядерное оружие: прямая телефонная линия связи, взаимные консультации в случае недоразумений при обострении обстановки [3].

Однако, это были лишь первые шаги в этом направлении. Ныне анализ международной ситуации в области ядерного разоружения предполагает использование классических методов и процедур для накопления и последующего исследования применительно к данной сфере международных отношений. В рамках системного подхода международные отношения в целом представлены, по мнению автора, такими элементами как «акторы» (действующие субъекты), их внутренние элементы, составные части, элементы политической системы каждого государства, их реальные цели и участие в политике ядерного разоружения.

Исходя из этого, отметим, что с 50-60 годов прошлого столетия определись ряд направлений деятельности в области международной политики ядерного разоружения: 1) снижение количества стран, владеющих ядерным оружием; 2) снижение количества ядерных вооружений у стран, владеющих ядерным оружием; 3) снижение качества ядерных вооружений у стран, владеющих ядерным оружием.

Таким образом, первым элементом «методики оценки эффективности деятельности государства по участию в ядерном разоружении» является определение: владеет данное государство ядерным оружием или нет. Если «владеет»- один список. Если «не владеет», то, соответственно, другой.

Но и в том, и в другом списке, необходимо определить: как данный элемент политической организации общества каждого государства относится к ядерному разоружению [2].

Выделяется несколько уровней анализа международных отношений в области ядерного разоружения. Говоря об основном уровне, мы имеем в виду анализ состояния и отношений субъектов политической жизни государства. Государство является главной единицей взаимодействия в международной системе. В данном контексте целесообразно проанализировать внутренние независимые переменные государств-вероятных противников.

Основные вопросы в данном анализе в первую очередь касаются уровня экономического и научного развития страны. Отношение к разоружению не может не зависеть от так называемых материальных возможностей государства выдержать состояние войны. А значит, на готовность к подобным мероприятиям во многом определяются уровнем развития промышленности, сельского хозяйства, транспортной системы. Показатели валового национального продукта, электроэнергии, основных видов промышленности, производства, обеспечивающего производство конечного военного продукта – те основания, которые целесообразно изучить при анализе эффективности. Безусловно, от новых систем противоракетной обороны, от высокоточного оружия большой дальности и прочих достижений военной техники зависит стратегическая симметричность (или ассиметричность), что в свою очередь влияет на тактику в ядерном вопросе. Парадоксально, но развитие новых ядерных технологий государства оправдывается необходимостью предотвратить действия противника угрозой применения ядерного оружия. Но чем более «многосторонне» это сдерживание, тем более неустойчива его система.

В военном отношении интерес представляют вооруженные силы страны, их общая численность, структура, принципы комплектования и система подготовки военных специалистов. Безусловно, одним из главных правовых оснований существования вооруженных сил является военная доктрина. Так, например, в военной доктрине РФ содержатся следующие положения, касающиеся данной проблематики:

  • 16. Ядерное оружие будет оставаться важным фактором предотвращения возникновения ядерных военных конфликтов и военных конфликтов с применением обычных средств поражения (крупномасштабной войны, региональной войны).
  • 20. Недопущение ядерного военного конфликта, как и любого другого военного конфликта, положено в основу военной политики Российской Федерации [7].

Важную роль в политической системе играют политические партии, движения, их отношение к ядерному разоружению, степень и перспективы усиления и ослабления их влияния на внешнюю и внутреннюю политику государства. Так в частности, в качестве примера национальных неправительственных организаций, занимающихся проблематикой ядерного нераспространения и разоружения являются «Центр политических исследований России (ПИР-Центр)» (Россия), «Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии» (Россия), «Ассоциация содействия контролю над вооружениями» (США), «Международный институт стратегических исследований» (Великобритания) и многие другие. В частности, главной исследовательской программой ПИР-Центра на протяжении нескольких лет является программа «Россия и ядерное нераспространение».

Культурные и человеческие факторы как внутренние переменные не могут быть оставлены без внимания, так как система ценностей, идеология, самооценка властью своей роли напрямую влияет на готовность государства к ядерному разоружению. Также играет роль состояние печати, радио, телевидения и отношения населения к СМИ.

Выше приведен лишь малый перечень составляющих, которые должны быть исследованы для анализа эффективности мероприятий государства к ядерному разоружению. На ядерную доктрину влияет большое число различных «акторов» и «факторов», и ни одна переменная не должна быть упущена во время анализа, а также ни одну переменную нельзя рассматривать изолированно от других. Комплекс факторов и создает то, что представляет собой ядерная программа того или иного государства.

Таким образом, для оценки готовности государства к исполнению мероприятий по ядерному разоружению необходима систематизация и изучение материала с применением анализа институтов политической системы государства.

Текст статьи
  1. Военные конфликты ХХ-ХХI века: Метод.указания /Сост. Ю.А.Головин, В.Н.Порывкин; Яросл.гос.ун-т.Ярославль, 2010. - 41с.
  2. Порывкин В.Н. О методиках определения степеней обострения (стабилизации) внешнеполитической и внутриполитической обстановки в стране / В.Н. Порывкин // Стратегическое развитие современной России: проблемы и перспективы (2009; Волгоград). Всероссийская научно-практическая конференция «Стратегическое развитие современной России: проблемы и перспективы», 24 февраля 2009 года.; [материалы] / отв. ред. А.А.Огарков [и др.] – М.: ООО «Глобус», 2009 – С.108 – 113.
  3. Макаров В.Г. Эволюция концепций ядерного сдерживания // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2016. №2 (179). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-kontseptsiy-yadernogo-sderzhivaniya (дата обращения: 01.06.2019).
  4. Пособие МПС/PNND: Поддержка в области ядерного нераспространения и разоружения. URL: http://www.pnnd.org/ru/posobie-mpspnnd-podderzhka-v-oblasti-yadernogo-nerasprostraneniya-i-razoruzheniya (дата обращения 01.06.2019).
  5. Арбатов А, Дворкин В. Ядерное сдерживание и нераспространение. М.: Московский Центр Карнеги, 2005. С. 30.
  6. Дальнейшие разработки атомного оружия. Российский федеральный ядерный центр – Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики. Ядерный центр – История. URL: http://www.vniief.ru/about/history/nextresearch/ (дата обращения 01.12.2019).
  7. Военная доктрина Российской Федерации (утв. Президентом РФ 25.12.2014 N Пр-2976). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172989/ (дата обращения: 01.03.2020).
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 16 сентября по 30 сентября
Осталось 10 дней до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
БЕСПЛАТНО
Размещение электронной версии
05 октября
Загрузка в elibrary
05 октября
Рассылка печатных экземпляров
09 октября