Правовое регулирование информационной сферы: частноправовые и публично-правовые аспекты

Правовое регулирование информационной среды осуществляется различными методами. Обосновано разграничение частноправовых и публично-правовых аспектов информационной сферы.

Аннотация статьи
информационная безопасность
информационная сфера
Российская Федерация
правовое регулирование
Ключевые слова

В условиях формирования информационного общества все государства решают ряд задач для правового регулирования информационных отношений. Сфера информационных отношений охватывают интересы личности, общества и государства. В целом, защита цифрового пространства осуществляется следующими средствами: правовыми, организационными и техническими [1]. В рамках данной статьи охарактеризуем правовые методы регулирования информационной сферы.

Нормативно-правовая база информационной сферы в Российской Федерации охватывает: Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, федеральных законов, Указы Президента РФ, акты Правительства РФ. Документы, а также акты, регулирующие политику Российской Федерации в информационной сфере – Концепцию внешней политики РФ [2]. Стратегию национальной безопасности РФ [3]. Доктрину информационной безопасности РФ [1]. Кроме того, многие аспекты информационной сферы регулируются подзаконными актами и международными нормами и договорами.

В федеральном законе закреплено, что информационная сфера представляет собой совокупность информации, объектов информации, информационные системы, сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», сетей связи, информационных технологий, субъектов, деятельность которых связана с формированием и обработкой информации, развитием и использованием названных технологий, обеспечением информационной безопасности, а также совокупность механизмов регулирования соответствующих общественных отношений [4]. Особенностью правоотношений в сфере информации заключаются в том, что они возникают, развиваются и прекращаются в информационной сфере при обращении информации.

С другой стороны, информационные отношения опосредуют государственную политику признания, соблюдения и защиты информационных прав и свобод человека и гражданина в информационной среде.

Соответственно, информационные отношения отражают с одной стороны публично-правовые, а с другой гражданско-правовые методы правового регулирования при осуществлении и информационных прав и свобод с учетом специфических особенностей и юридических свойств информации и информационных объектов.

Итак, публично-правовой аспект информационных отношений объясняется необходимостью обеспечения гарантий осуществления информационных прав и свобод граждан, государственного управления информационными процессам, формирования и использования государственных информационных ресурсов, создания и применения государственных информационных систем и средств их обеспечения, а также средств и механизмов информационной безопасности для достижения главной цели – обеспечение гарантий осуществления информационных прав и свобод [4].

Например, императивные методы регулирования информационных отношений применяются в информационном праве при:

  • закреплении компетенции органов государственной власти и местного самоуправления по производству и распространению информации, создаваемой этими структурами в порядке обеспечения конституционных гарантий прав граждан по поиску и получению каждым информации, затрагивающей интересы личности;
  • установлении порядка создания и применения государственных информационных систем и технологий с целью обработки информации определенного вида, а также и исполнения этими органами своей компетенции в этой части;
  • формировании и реализации соответствующими структурами государственной политики по формированию и развитию информационного общества;
  • осуществлении действий, связанных с государственной регистрацией информационных ресурсов и государственных информационных систем; при регулировании информационных отношений в области массовой информации; при регулировании информационных отношений в области информационной безопасности, включая государственную тайну, коммерческую тайну, персональные данные, другие виды тайн;
  • решении органами государственной власти и иными структурами задач в области лицензирования определенных видов деятельности и сертификации продуктов и услуг в информационной сфере;
  • осуществлении других видов деятельности государственных органов и других государственных структур или уполномоченных ими образований в информационной сфере.

С другой стороны, гражданско-правовой аспект информационных отношений объясняется особенностями реализации информационных прав и свобод, в первую очередь имущественных прав и прав собственности на информационные ресурсы в информационной сфере, и осуществление которых определяется особенностями информации как объекта правоотношений. Так, диспозитивные методы применяются при регулировании отношений информационной собственности (вещной и интеллектуальной), при создании и использовании информационных технологий и средств их обеспечения (право автора и право собственности, отношения заказчика и разработчика информационных технологий и средств их обеспечения) и т.п.

В процессе правового регулирования необходимо учесть, что в условиях информационного общества осуществляется переход к цифровым бизнес-моделям, внедряются платежные технологии, цифровые финансовые услуги, облачные системы, виртуализации, расширяются возможности информационно-коммуникативных технологий. Собственник стремится защитить свои информационные ресурсы от угроз, кибератак, мошенничества, утечки информации.

В целом, вполне обоснованно М. В. Хижняк считает, что «Наиболее развитые государства в сотрудничестве с бизнес-сообществом ведут активную работу по общим направлениям, создавая системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы, в то же время, совершенствуя законодательное регулирование деятельности в информационном пространстве. Однако учитывая специфику интернет, как распределительного ресурса, а также с усилением тенденций к милитаризации информационного пространства и изменением баланса сил на мировой арене, возникает необходимость в многостороннем сотрудничестве государств для совместного противодействия киберугрозам» [5, c. 138]. Именно в таком аспекте оптимально соприкасаются публично-правовые и частно-правовые аспекты правового регулирования информационной сферы.

Таким образом, информационные отношения отражают с одной стороны публично-правовые, а с другой гражданско-правовые методы правового регулирования при осуществлении и информационных прав и свобод с учетом специфических особенностей и юридических свойств информации и информационных объектов.

Текст статьи
  1. Доктрина информационной безопасности РФ // Указ Президента РФ от 05.12.2016 г. №646 «Об утверждении доктрины информационной безопасности Российской Федерации». // https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_208191/
  2. Указ Президента РФ от 30.11.2016 N 640 "Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации" // https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_207990/
  3. Указ Президента РФ от 02.07.2021 N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389271/
  4. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 05.12.2022) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" // https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/c5051782233acca771e9adb35b47d3fb82c9ff1c/
  5. Хижняк М.В. Информационная безопасность РФ: в поиске новых партнеров // Управленческое консультирование. – 2018. №2 - С. 137-143. // https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnaya-bezopasnost-rf-v-poiske-novyh-partnerov
Список литературы