Главная
АИ #3 (133)
Статьи журнала АИ #3 (133)
Понятие и сущность малого и среднего предпринимательства в экономике России

Понятие и сущность малого и среднего предпринимательства в экономике России

Рубрика

Государственное и муниципальное управление

Ключевые слова

малое и среднее предпринимательство
бизнес
экономика
государственная поддержка
государственные программы
кредитование малого и среднего предпринимательства

Аннотация статьи

В статье проанализированы понятие и сущность малого и среднего предпринимательства в экономике современной России. Рассматриваются вопросы правового регулирования малого и среднего предпринимательства, некоторые антикризисные меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в условиях новой санкционной политики. Обозначаются направления поддержки Правительством Российской Федерации малого и среднего предпринимательства.

Текст статьи

Малое и среднее предпринимательство играет огромную роль в экономической жизни любой страны: именно небольшие предприятия вносят существенный вклад в поддержание экономического роста, обеспечение занятости населения и т.д. В экономической литературе предпринимательство определяется как деятельность, ведущаяся экономическими субъектами на свой страх и риск и направленная на систематическое получение прибыли от реализации товаров, услуг и работ.

Важность развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации обусловлена тем вниманием, которое уделяется данному процессу на законодательном уровне.

Что касается сугубо юридической стороны вопроса, то для определения данного понятия и отграничения малого и среднего предпринимательства от крупного необходимо обратиться к соответствующим нормативно-правовым актам, содержащим понятие малого и среднего предпринимательства. В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон о малом и среднем предпринимательстве) к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Законом о малом и среднем предпринимательстве, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. При этом в соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона о малом и среднем предпринимательстве данные субъекты могут иметь разные организационно-правовые формы: это могут быть хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели [1].

В соответствии со ст. 4 Закона о малом и среднем предпринимательстве базовыми критериями, на основании которых происходит выделение субъектов малого и среднего бизнеса, являются:

  1. структура уставного либо складочного капитала;
  2. средняя численность работников;
  3. объем выручки от реализации товаров, работ и услуг или балансовая стоимость активов.

Для начала рассмотрим структуру уставного либо складочного капитала — критерий, применяющийся в отношении хозяйственных партнерств и хозяйственных обществ, а также хозяйственных товариществ. Так, чтобы считаться субъектами малого и среднего предпринимательства, они должны удовлетворять хотя бы одному из нижеперечисленных требований:

  • во-первых, участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества – Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, общественные или религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных фондов) владеют суммарно не более чем 25% долей в уставном капитале ООО либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем 25% голосующих акций акционерного общества (пп. «а» п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Закона о малом и среднем предпринимательстве);
  • во-вторых, участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества - иностранные юридические лица и (или) юридические лица, не являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства, владеют суммарно не более чем 49% долей в уставном капитале ООО либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем 49% голосующих акций акционерного общества (пп. «а» п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Закона о малом и среднем предпринимательстве).

В то же самое время есть шесть изъятий из данного правила:

  • во-первых, акции акционерного общества, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством РФ (абз. 3 пп. «а», пп. «б» п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Закона о малом и среднем предпринимательстве);
  • во-вторых, деятельность хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств направлена на внедрение результатов интеллектуальной деятельности, при этом исключительные права на эти результаты принадлежат их учредителям или участникам определенного типа: бюджетным или автономным научным учреждениям либо образовательным организациям высшего образования, которые являются бюджетными или автономными учреждениями (абз. 3 пп. «а», пп. «в» п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Закона о малом и среднем предпринимательстве);
  • в-третьих, хозяйственные общества или хозяйственные партнерства обладают статусом участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» (абз. 3 пп. «а», пп. «г» п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Закона о малом и среднем предпринимательстве);
  • в-четвертых, учредители (участники) хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств – это юридические лица, включенные в утвержденный Правительством РФ перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности (распоряжение Правительства РФ от 25.07.2015 № 1459-р «Об утверждении перечня юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности») (абз. 3 пп. «а», пп. «д» п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Закона о малом и среднем предпринимательстве);
  • в-пятых, ограничение в отношении суммарной доли участия общественных объединений инвалидов, иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не распространяется на участников хозяйственных обществ - иностранных юридических лиц, у которых доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, не превышает предельного значения, установленного Правительством РФ для средних предприятий в соответствии с п. 3 ч. 1.1 ст. 4 Закона о малом и среднем предпринимательстве, и среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год не превышает предельного значения, указанного в пп. «б» п. 2 ч. 1.1 ст. 4 Закона о малом и среднем предпринимательстве (за исключением иностранных юридических лиц, государство постоянного местонахождения которых включено в утверждаемый в соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) (абз. 2 пп. «а» п. 1 ч. 1.1 ст. 4 Закона о малом и среднем предпринимательстве);
  • в-шестых, участниками обществ с ограниченной ответственностью являются только общероссийские общественные объединения инвалидов и (или) их отделения (территориальные подразделения) и в таких обществах с ограниченной ответственностью за предшествующий календарный год среднесписочная численность инвалидов по отношению к другим работникам составляет не менее чем 50%, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда - не менее чем 25%.

Следующий критерий – это среднесписочная численность работников, которая за предшествующий календарный год для хозяйственных партнерств и хозяйственных обществ, удовлетворяющих критерию структуры уставного капитала, и иных субъектов не должна превышать: для средних предприятий 101-250 человек (если иное предельное значение среднесписочной численности работников для средних предприятий не установлено в соответствии с п. 2.1 или п. 2.2 ч. 1.1 ст. 4 Закона о малом и среднем предпринимательстве); для малых предприятий – 100 человек; для микропредприятий – 15 человек.

Что касается дохода, то доход от осуществления предпринимательской деятельности хозяйственных обществ, товариществ и партнерств, удовлетворяющих критерию уставного либо складочного капитала, и иных субъектов за предшествующий календарный год не должен превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой из категорий субъектов малого и среднего предпринимательства. Данный вопрос регулируется Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства», которое устанавливает следующие предельные ограничения: для средних предприятий – 2 млрд рублей; для малых предприятий – 800 млн рублей; для микропредприятий – 120 млн рублей.

В соответствии с ч. 3 ст. 4 Закона о малом и среднем предпринимательстве в отношении индивидуальных предпринимателей, которые не привлекали наемных работников в предшествующем календарном году для осуществления предпринимательской деятельности, категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в зависимости от величины полученного дохода [3].

Таким образом, если субъект предпринимательской деятельности, осуществляющий свою деятельность в одной из определенных организационно-правовых форм, отвечает всем перечисленным критериям, то он может быть отнесен к субъекту малого или среднего предпринимательства.

Сведения о таком субъекте вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, а сам субъект получает право на соответствующую государственную поддержку (ч. 1 ст. 8 Закона о малом и среднем предпринимательстве).

В соответствии с ч. 2, 5 ст. 8 Закона о малом и среднем предпринимательстве и Информацией Минэкономразвития России «Основной этап формирования реестра субъектов МСП - получателей мер поддержки начался с 1 октября 2020 года» ведение указанного реестра осуществляется ФНС России на основании информации, предоставляемой в т.ч. федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, корпорацией развития малого и среднего предпринимательства, ее дочерними обществами, организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства [2].

Вместе с тем принадлежность субъекта предпринимательской деятельности к той или иной категории не является чем-то неизменным: в соответствии с ч. 4 ст. 4 Закона о малом и среднем предпринимательстве в случае превышения предельных значений критериев численности работников и объема выручки в течение трех лет подряд категория субъекта малого или среднего предпринимательства подлежит изменению.

Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями и применяющие специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» (самозанятые), могут относиться к субъектам малого и среднего предпринимательства на время проведения эксперимента – до 31.12.2028 включительно в ряде субъектов РФ. Это следует из положений ст. 14.1, ч. 4 ст. 27 Закона о малом и среднем предпринимательстве, ч. 15 ст. 8 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход».

Законодательство РФ предусматривает немало видов поддержки и льгот для субъектов малого и среднего предпринимательства. Для получения такой поддержки нужно обратиться с заявлением, форма которого утверждена Приказом Минэкономразвития России от 10.03.2016 № 113 «Об утверждении формы заявления о соответствии вновь созданного юридического лица и вновь зарегистрированного индивидуального предпринимателя условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». При этом для использования льгот или получения иной поддержки заявителю не требуется получать специальные документы, подтверждающие его право.

Эффективность механизма оказания государственной поддержки, полагаем, должна основываться не на принципе заявительного порядка обращения, а на принципе обязательности государственной поддержки для любого субъекта, кто относится к категории малого или среднего предпринимательства. Субъект сам должен сделать выбор, воспользоваться или отказаться от предоставленной возможности. Поэтому данный принцип не в полной мере отвечает интересам развития малого и среднего предпринимательства.

Принцип доступности инфраструктуры поддержки не учитывает оценки ее эффективности. Статистические данные свидетельствуют о замедлении роста субъектов МСП и стагнации процессов развития, несмотря на принимаемые органами государственной и муниципальной власти различные программы развития. Следует согласиться, что создание элементов указанной инфраструктуры является положительным признаком развития, но как обеспечить взаимодействие субъектов МСП и субъектов инфраструктуры, как включить субъекты МСП в механизмы получения поддержки.

Принцип равного доступа субъектов МСП к участию в программах (подпрограммах) развития предполагает равенство, т.е. одинаковые возможности для всех участников (равные права и обязанности). В содержании данного принципа заложена логическая ошибка, так как в определении сделано ограничение по условиям, которым должны соответствовать субъекты МСП, что уже не может рассматриваться как равное для всех без исключения. Равенство в правах не может ограничиваться соответствием определенным условиям.

В качестве приоритетных направлений развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленной на содействие развитию системы кредитования, оказание консультационной поддержки; создание и (или) развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в области промышленного и сельскохозяйственного производства, а также разработку и внедрение инновационной продукции и (или) экспорт товаров (работ, услуг); поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в монопрофильных муниципальных образованиях; предоставление субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности РФ и (или) муниципальной собственности, а также содействие развитию предпринимательства среди молодежи. Также к мерам государственной поддержки относятся имущественная поддержка, информационная поддержка, консультационная поддержка, подготовка и переподготовка кадров.

Список литературы

  1. Ермолов Н.С. Принципы финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства // Финансовое право. 2022. № 8. С. 22–26.
  2. Борисовская Т.А. Антикризисные меры поддержки малого бизнеса в современных условиях // Хозяйство и право. 2022. № 6. С. 76–80.
  3. Адаменко А.А. Роль сферы малого и среднего бизнеса в региональной системе предпринимательства / А.А. Адаменко, Д.В. Петров, А.И. Стадник // Естественно-гуманитарные исследования. 2020. № 27(1). С. 12–17.

Поделиться

1768

Болотов И. Н. Понятие и сущность малого и среднего предпринимательства в экономике России // Актуальные исследования. 2023. №3 (133). Ч.II.С. 9-13. URL: https://apni.ru/article/5393-ponyatie-i-sushchnost-malogo-i-srednego-predp

Похожие статьи

Актуальные исследования

#30 (212)

Прием материалов

20 июля - 26 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

31 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

13 августа