В настоящее время рынок театрально-зрелищных услуг является одним из важнейших ресурсов экономики, которому необходим особый подход и современные pr-технологии, позволяющие выявить интересы, которые отвечают определенным запросам, создавая тем самым свою художественную продукцию. Большая часть театров уже используют современные PR-технологии и соответствуют интересам потребителей.
На потребительском рынке сфера театрально-зрелищных услуг не может существовать без пиара, именно он постоянно способствует поддержанию интереса к создаваемым продуктам искусства. Это позволяет определять востребованность и актуальность сферы культуры и искусства на современном рынке. Актуальность данной темы заключается в необходимости театра искать новые формы в продвижении театрального искусства. В настоящие время каналы коммуникации изменяются и расширяются. Театры начинают использовать инструменты в сфере рекламы и маркетинга, а также системный подход в выстраивании коммуникаций учреждения с разной целевой аудиторией, что является необходимостью в наше время и важным критерием успешной деятельности театра. В статье, будет рассмотрена PR ведущих театров г.Улан-Удэ, которые применяют PR-технологии – Бурятский государственный академический театр драмы имени Хоца Намсараева и Государственный русский драматический театр им. Н.А.Бестужева.
PR-технологиям в сфере культуры отведено место в исследованиях таких авторов, как О.А. Кузнецова, Г.Л. Тульчинский, Г.Афанасьева, Е.Богданов, А.Сыркина и др.
В книге Г.Л.Тульчинского красиво написано определение pr-технологий, которое сформировала студентка 1-го курса: «PR – это умение вести себя так, чтобы с тобой хотелось общаться еще».PR-технологии всегда работают комплексно и имеют социально значимые цели и задачи, с помощью запланированных планов [1].
Как показывает время и практика эффективное продвижение в театральном искусстве происходит у тех, кто использовал современные PR-технологии, которые действительно помогают продвинуть товар, повысив тем самым бренд и имидж.
Сегодня в г.Улан-Удэ большая конкурентная борьба между театрами. На сегодня существуют 5 театров с разным репертуаром, но особенно выделяются: Бурятский государственный академический театр драмы имени Хоца Намсараева (Бурдрам) – один из старейших театров республики и единственный в мире, чьи постановки идут на национальном бурятском языке. И Государственный русский драматический театр им. Н.А.Бестужева (ГРДТ) – первый профессиональный театр в Бурятии. Привлечением зрителей в Бурдраме и в русском драматическом театре занимаются PR-отделы, которые используют различные тактики:
- Работа со СМИ (Сотрудничество с газетами и журналами, блогерами, радио и ТВ).
- Анализ рынка и конкурентов (Изучение среды и деятельности других театров).
- Использование соцсетей и e-mail рассылок (Эффективные каналы для контакта со зрителями).
- Проведение конкурсов и акций (для привлечения и удержания зрителей)
- Наружная реклама
Стоит отметить, что ГДРТ превосходит Бурдрам тем, что устраивает различные акции, проводит промофотосессии, снимает тизерные ролики.
ГДРТ любит удивлять СМИ – «К «Вишневому саду» мы, например, привозили кулек сушеной вишни, к «Наводнению» – пупсиков, к «Преступлению и наказанию» – открытки с героями романа, к «Волкам и овцам» – пачку старинных банкнот, к «Смерти Тарелкина» – повестку в суд, которую вручал наш артист Николай Брагин в образе квартального надзирателя», – рассказывала в своем интервью PR-специалист театра им. Н. Бестужева Юлия Федосова.
Также свои работы Юлия Федосова представляла на многих конкурсах и стала трижды победителем республиканской премии за достижения в сфере рекламы и PR «Хрустальный валенок» в номинации «Лучшая пресс-служба. Некоммерческие организации», а также финалист Вахтанговской премии театральных менеджеров в 2019 году.
В Бурдраме и ГДРТ отдел связи с общественностью выполняет множество функций: работа с партнерами, со зрителями, с рекламой и СМИ. Над качеством продукта работает лучшая команда – менеджер, фотограф, дизайнер, СММ, редактор. Вместе они популяризируют театр в современных реалиях, формируют свой стиль, преподносят информацию так, что даже на самые кассовые и нашумевшие постановки приходиться заказывать билеты за много недель вперед.
Развитие интернет-коммуникации дало толчок к созданию собственного сайта у обоих театров. Сейчас на них можно заказать билет на любой спектакль и оплатить его даже онлайн. На сегодня, большое внимание уделяется ведению сайта и социальных сетей. Для поднятия охвата используются различные розыгрыши, акции, и многие другие активности.
Можно отметить, что digital-marketing в Бурдраме только начинает свое развитие. Видеоматериалы есть, но выкладываются в хаотичном порядке, в то время как в русском драматическом театре уже составлен календарный план всего контента, где команда указывает схему размещения постов с видео. Анализ PR-продвижения в социальных сетях показывает, что коммуникация Бурдрама лучше развиты и имеют больший охват, в сравнении с другими конкурентами.
Сотрудников PR-отдела можно считать неотъемлемой творческой частью театров, они создают и задавать имидж театру при минимальных затратах. Поэтому и билеты на спектакли распродаются очень быстро. Отсюда можно сделать вывод, что театр, благодаря своей разнообразной деятельности, направленной на аудиторию различных возрастов, очень популярен. Тактика работ команд PR-отдела помогают популяризировать театральную сферу - чем больше мы рассказываем о событии, предлагаем СМИ комментарии причастных людей, (в театре это: режиссеры, актеры), тем самым вызываем больший интерес.
Главной задачей пиарщика – это найти своего потребителя. Но на сегодняшний день огромная конкуренция между учреждениями привела к тому, что все работают «на своего зрителя», а не на поиск новых зрелищных форм. Поэтому правильная тактика использования маркетинговых технологий pr-отделом будет способствовать нахождению новых потребителей – зрителей, слушателей.