Главная
АИ #6 (9)
Статьи журнала АИ #6 (9)
Из опыта воспитательной работы в условиях пенитенциарной школы

Из опыта воспитательной работы в условиях пенитенциарной школы

Автор(-ы):

Кочетыгова Ольга Васильевна

Обозная Людмила Станиславовна

Секция

Образование, педагогика

Ключевые слова

пенитенциарная школа
перевоспитание личности
индивидуальный подход
перекрестные дискуссии
психологические тренинги
проективные методики

Аннотация статьи

В данной статье рассматриваются особенности воспитательной работы с осужденными в школах при исправительных колониях. Успешному решению задач по перевоспитанию личности способствуют новые формы проведения внеклассных мероприятий: перекрестные дискуссии, социально-психологические тренинги, проективные методики.

Текст статьи

Если сложен процесс воспитания человека, то еще сложнее процесс перевоспитания, так как приходится ломать и переделывать нередко укоренившиеся привычки, навыки и, в целом, образ жизни. Процесс перевоспитания осужденных очень сложен. Их жизненный опыт в основном отрицательный, поэтому наша задача – помочь им очиститься от грязи, увидеть в них хорошее, что, несомненно, есть в глубине души каждого.

Чтобы решить эту сложную задачу, необходимо узнать личность каждого, найти индивидуальный подход, нацеленный в первую очередь на укрепление положительных качеств.

Индивидуальное изучение осужденного начинается с момента появления в школе и продолжается в течение всего пребывания в исправительной колонии:

  • при ознакомительной беседе;
  • на уроке;
  • на собрании;
  • на внеклассном мероприятии;
  • в беседе с начальником отряда, психологом;
  • при использовании психологических тестов;
  • при использовании проективных методик

Следует всегда помнить правило: воспитывая – изучай, изучая –воспитывай. При общении необходимы тактичность, понимание, доброта. Не каждый из осужденных может вслух высказать свои мысли, раскрыться, поэтому при проведении классных часов иногда предлагаем ответить на тот или иной вопрос письменно, в виде мини – сочинений: « Кто виноват в том, что я оказался в колонии?», «Что я сделаю в первую очередь, оказавшись на свободе?», «Мои лучшие воспоминания», «О чем бы не хотелось вспоминать?». Для наших учеников свойственна особая манера общения: развязность, грубость, сквернословие. Поэтому одной из главных тем внеклассных мероприятий – «Вежливость на каждый день», а реализуется она через беседы, диспуты, элективные курсы. Одна из новых форм работы в группах – это перекрестная дискуссия. Именно она помогает ребятам отстаивать свое мнение словами, а не привычными им методами. Воспитанию коммуникативных навыков помогает проведение социально – психологических тренингов.

«Тренинг представляет собой наиболее целенаправленное и экономически выгодное вложение в личность, поскольку в процессе тренинга отрабатываются лишь те навыки, которые необходимы человеку для достижения конкретных целей.

В тренинге сочетаются различные формы обучения – лекции, разбор ситуаций, деловые игры, упражнения на отработку необходимых навыков, нацеленные на решение конкретных проблем участника.

Сочетание различных форм обучения способствует тому, что материалы тренинга усваиваются намного эффективнее, чем на традиционных занятиях» [4, с.3].

Классный руководитель в условиях пенитенциарной школы – это, прежде всего, психолог. Исследовать личность осужденного помогают проектные методики, которые раскрывают индивидуально-психологические особенности осужденных.

При формировании личности необходим живой человеческий контакт учителя и ученика. У англичан есть изречение: « У кошки, которую не гладят, высыхает спинной мозг». Считаем, что лучшее воспитание – это воспитание добрым отношением, добрым примером.

Виктор Гюго писал: «Если одним словом ты можешь осчастливить человека, каким же негодяем надо быть, чтобы этого слова не сказать». Мы должны помочь нашим ученикам увидеть в себе то хорошее, что в них есть, увидеть себя в лучшем свете, поставить перед собой цель добиться уважения окружающих.

Основными принципами нашей работы являются следующие:

  • учитель должен быть наставником, порядочным человеком, не способным кривить душой;
  • учитель должен уметь говорить с учениками об их проблемах, шутить и понимать шутки;
  • учитель в каждом ученике должен видеть человека;
  • плохое настроение учителя не должно влиять на общение с учениками.

Только систематическая воспитательная работа дает возможность положительно воздействовать на осужденных. А при умелой ее постановке может сыграть значительную роль в нравственном, правовом воспитании наших подопечных, облегчить их адаптацию после освобождения.

Список литературы

  1. Дик Н. Ф. Тематические классные часы "Человек и закон" в 9-11 классах; Феникс - Москва, 2008. - 288 c
  2. Литвинова А. А. Система взаимодействия классного руководителя с учащимися старших классов; Учитель - Москва, 2004. - 128 c.
  3. Социальная педагогика: Курс лекций: учеб. Пособие для высш. Учеб. заведений/ Под общ. Ред М.А. Галагзовой. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 416 с.
  4. Шепелева Л.Н. Программы социально-психологических тренингов.т- СПб.: Питер, 2011. – 160 с.

Поделиться

1924

Кочетыгова О. В., Обозная Л. С. Из опыта воспитательной работы в условиях пенитенциарной школы // Актуальные исследования. 2020. №6 (9). С. 71-73. URL: https://apni.ru/article/540-iz-opita-vospitatelnoj-raboti-v-usloviyakh

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Образование, педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля