Главная
АИ #3 (133)
Статьи журнала АИ #3 (133)
Особенности совершенствования бросков в баскетболе с использованием видеоанализа

Особенности совершенствования бросков в баскетболе с использованием видеоанализа

Рубрика

Физическая культура и спорт

Ключевые слова

баскетбол
видеоанализ
анализ данных
аналитическая платформа
видеоплеер
программное обеспечение
игровые ситуации
броски

Аннотация статьи

Информационные технологии позволяют вывести современный спорт на новый качественный уровень развития. Особая роль информационных технологий заключается в более точной оценке физических показателей спортсменов, их достижений. Использование видеоанализа в баскетболе позволяет автоматизировать процесс сбора и обработки информации. Статья раскрывает вопросы совершенствования подготовки студентов баскетболистов. Также представлены сведения о возможностях совершенствования

Текст статьи

Научные исследования Банникова А.М., Костюкова В.В. и Силкина В.А. [1] и результаты анализа крупнейших чемпионатов позволяют сделать вывод что, чем выше достижения в любом виде спортивной игры, тем выше требования должны быть предъявлены к их технической подготовленности. Техническая подготовка в избранном виде спорта, особенно в бросковой деятельности, является важным, определяющим звеном тренировочного процесса, так как позволяет выявить наиболее сильные индивидуальные качества баскетболиста.

Портных Ю.М. [3], подразумевает под термином «приём техники» комплекс движений, схожих по структуре, которые направленны на решение примерно одной и той же игровой задачи. Техника баскетболиста на каждом конкретном этапе развития – это наиболее успешное, апробированное практикой средство, дающее возможность игроку в рамках правил успешно действовать в сложных игровых ситуациях. Согласно классификации, группировки всех приёмов и способов по разделам и группам на основе определённых признаков, для выполнения бросков со средних и длинных дистанций, в 50–60 годах многие баскетболисты использовали бросок мяча двумя руками от груди и двумя руками сверху [2]. В современной игре в баскетбол спортсмены чаще всего завершают атаку корзины броском одной рукой. При этом игроки могут использовать различные виды бросков:

  • в опорном положении;
  • в прыжке;
  • в движении.

По удалённости от корзины игрока, который выполняет бросок, многие авторы выделяют броски с коротких (до 3,5 м), средних (3,5 – 5,5 м) и длинных (дальних) дистанций (свыше 6,5 м) [2].

Если рассматривать расположение игрока по отношению к щиту, различают следующие разновидности бросков: прямо перед щитом; под углом к щиту; параллельно щиту.

В любом из разновидностей бросков, баскетболист может выполнить бросок с отскоком от шита и без отскока от щита. Наиболее эффективным и простым считается бросок с отскоком от щита, при нахождении игрока под углом к щиту [3].

В нашей работе мы рассматривали вопросы оценки тактических действий команды при помощи видеоанализа с использованием современных средств. Нами использовалась процедура применения видеокамеры в условиях баскетбольного матча, при помощи которой регистрировались объекты (игроки, игровой мяч), далее проводился оперативный анализ полученного изображения в информационной среде. Для проведения обработки и анализа использовалась программа «Kinovea». В результате данной процедуры определялись броски в движении, с места и в прыжке.

Нами проводился анализ соревновательной деятельности баскетболистов РПФ «Университет спорта» в игре чемпионата Ассоциации студенческого баскетбола среди мужских команд Студенческой лиги РЖД. Была проведена работа по фиксации бросков в движении, с места и в прыжке. Видеосъемка проводилась сверху с высоты 4 метра над игровой площадкой. При обработке видеозаписи на игровую площадку 28х15 м накладывалась сетка, позволяющая фиксировать точное расположение игроков команды в конкретном игровом эпизоде.

При проведении видеоанализа соревновательной деятельности во время реализации бросков команды нами фиксировались броски в движении, с места и в прыжке.

В подготовительном периоде подготовки баскетбольной команды в тренировочный процесс РПФ «Университет спорта» включались комплексы упражнений на совершенствование бросков в прыжке. Данные упражнения использовались тренером на теоретических и тактических занятиях.

Анализируя соревновательную деятельность, мы получили данные, из которых следует, что приблизительно треть четвертых всех выполняемых игроками бросков осуществляется в движении, а одна четвертых бросков выполняется в прыжке или с места (таблица 1).

Таблица 1

Соотношение бросков в движении и бросков со средней и дальней дистанций у баскетболистов (%)

Броски в движении

58%

Броски с места, в прыжке

42%

Всего бросков

100%

На рис.1 показана диаграмма соотношения бросков в движении и с дистанции. Как видно на рисунке броски в движении преобладают над дистанционными бросками.

Рис. 1. Соотношение бросков в движении и бросков со средней и дальней дистанций у баскетболистов (%)

В качестве образца броска в прыжке использовалась видеосъемка бросков, выполненных членом сборной команды университета – опытным игроком.

На основе результатов обработки видеоматериала – бросков опытного игрока, (рис. 2) было проведено описание техники броска, работы частей тела и групп мышц, определены скорость и угол вылета мяча по отношению к горизонту для каждого броска.

http://slrzd.asbasket.ru/Files/Publications/Photos/46259/cc4ok23b.jpg

Рис. 2. Кадр, соответствующий броску мяча

Для определения скорости мяча кадр, соответствующий моменту отрыва от ладони, совмещался со следующим кадром. На изображении получалось два мяча, между центрами которых измерялось расстояние. Зная реальный и измеренный размер мяча, измеренное расстояние пропорционально пересчитывалось в реальное. Расчет скорости производился как отношение реального расстояния к времени между кадрами – 1/25 секунды. Угол вылета определялся как угол между центрами мячей и линией горизонта.

Полученные значения (таблица 2) служили ориентирами при обучении броску.

Таблица 2

Полученные значения видеоанализа

Видеофайл

Угол, град

Мяч, мм, изм.

Расстояние, мм

Скорость, м/с

Результат

изм.

реальное

68

55

17,4

22,3

304

7,59

точно

70

53

17,4

22,4

305

7,63

точно

71

55

17,4

22

300

7,49

промах

72

52

17,4

23

313

7,83

точно

73

52

17,4

21,4

291

7,29

промах

74

55

17,4

22,5

306

7,66

точно

75

54

17,4

22,4

305

7,63

точно

76

54

17,4

21,2

289

7,22

промах

77

52

17,4

22,2

302

7,56

точно

78

52

17,4

22,6

308

7,70

точно

Среднее значение для точных бросков

53

 

7,66

 

Приведенный пример показывает, что видеосъемка может шире применяться при обучении игре в баскетбол. Кроме видео упражнений, разбора комбинаций, как своих, так и команд соперников, видеосъемка может дать материал для анализа ошибок начинающих игроков, сбора статистической информации, определения параметров, которые сложно определить при визуальном наблюдении.

В результате проведенного видеоанализа игровых ситуаций при реализации бросков в прыжке РПФ «Университет спорта» нам удалось определить основные ошибки, которые допускают игроки: слишком сильное вращение мяча, плохое равновесие тела, поспешность при выполнении броска, броски со слишком низкой или слишком высокой траекторией.

Выводы. Можно сделать некоторые выводы о матче и командах:

1. В результате проведенного анализа научно-методической литературы определена основная проблематика данного направления научного исследования. Бросок в прыжке изучался ранее многими авторами. Однако технология исправления ошибок в соревновательной деятельности баскетболистов в этом техническом элементе не имеет строгой регламентации и требует изучения.

При учете всех перечисленных аспектов баскетбольные клубы могут эффективно внедрять и использовать в своей деятельности видеоанализ с помощью «Kinovea» (бесплатного и коммерческого программного обеспечения), что поможет командам более эффективно анализировать тренировочную и соревновательную деятельность.

2. В ходе работы нам удалось зафиксировать основные ошибки, допускаемые баскетболистами при реализации бросков. Для исправления вышеописанных ошибок соревновательной деятельности мы рекомендуем средство видеоанализа игровых эпизодов – программное обеспечение «Kinovea».

Для тренеров, наблюдателей и менеджеров лучшее программное обеспечение для анализа баскетбола – это находка.

Список литературы

  1. Банников А.М. Студенческий баскетбол: Учебно – методическое пособие А.М. Банников, В.А., В.В. Костюков. – Краснодар: КГАФК, 2004. – 44 с.
  2. Железняк Ю.Д. Спортивные игры. Совершенствование спортивного мастерства / Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портных. – М.: ACADEMIA, 2004. – 430 с.
  3. Портных Ю.М. Спортивные игры. Техника, практика и методика обучения / Ю.М. Портных. – М.: ACADEMIA, 2009. – 283 с.
  4. Мифтахов, Р. Ф. Оценка технико-тактической подготовленности хоккеистов с использованием видеоанализа / Р. Ф. Мифтахов, Д. И. Овчинников, М. И. Галяутдинов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2020. – № 12(190). – С. 137-140. – DOI 10.34835/issn.2308-1961.2020.12.p137-140. – EDN HOKFLG.

Поделиться

852

Шириев Р. Р. Особенности совершенствования бросков в баскетболе с использованием видеоанализа // Актуальные исследования. 2023. №3 (133). Ч.II.С. 85-88. URL: https://apni.ru/article/5404-osobennosti-sovershenstvovaniya-broskov-v-bas

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря