Главная
АИ #3 (133)
Статьи журнала АИ #3 (133)
Анализ соревновательной деятельности баскетболистов различного амплуа (на пример...

Анализ соревновательной деятельности баскетболистов различного амплуа (на примере команды «РПФ-Университет спорта»)

Рубрика

Физическая культура и спорт

Ключевые слова

баскетбол
соревновательная деятельность
амплуа
уровень подготовки
эффективность игровой деятельности

Аннотация статьи

Баскетбол – это игра с нестандартными движениями и динамичной силовой работой переменной мощности. Игровая деятельность в баскетболе представляет собой целостное воспроизведение игровых приемов, технико-тактических действий, физических и психических компонентов подготовленности участников в условиях постоянно изменяющихся игровых ситуаций. Распределение игроков по функциям – один из основных принципов игровой деятельности. Состав команды в баскетболе предполагает деление всех игроков по функциям, которые они должны выполнять в процессе соревнований. Выявления ведущих компонентов игровой деятельности баскетболистов различного игрового амплуа в условиях соревнований, позволяет внести корректировки в тренировочный процесс, что в свою очередь позволяет повысить его эффективность.

Текст статьи

Б.М. Гзовский [2], сравнивая характеристики показателей интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок баскетболистов различного игрового амплуа, выявил основные требования к планированию физической подготовки, хотя использовала только символические изображения в процессе регистрации соревновательной деятельности.

Е.Р. Яхонтова [4], рассматривая проблему начно-методического обеспечения подготовки баскетболистов указывает, что нельзя обойти вниманием важный вопрос использования персонального компьютера и пакетов прикладных программ, позволяющих на качественно новом, более высоком организационно-методическом уровне управлять тренировочным процессом.

Нами был проведен анализ показателей соревновательной деятельности ведущих игроков трех основных амплуа (защитник, нападающий и центровой) сборной «РПФ-Университет спорта», участников Студенческой лиги РЖД.

Были рассмотрены следующие показатели (в среднем за игру), взятые из проведенных игр сборной команды «РПФ-Университет спорта» в Студенческой лиге РЖД: общее количество очков за игру, количество выполненных и забитых 2-х очковых, 3-х очковых и штрафных бросков (ШБ), количество перехватов (ПХ), блокшотов (БШ), количество подборов мяча (общее – ВС, на своем щите – СЩ, на чужом – ЧЩ), потери технические (ПТ) (таблицы 1-3).

Таблица 1

Статистика игрока (защитника) команды «РПФ-Университет спорта» Павлова Алексея Сергеевича

Дата игры

Очки

Броски

Подборы

ПХ

ПТ

БШ

2-очк

3-очк

ШБ

СЩ

ЧЩ

ВС

17.10.2022

19

6/11

2/7

 

5

1

6

2

2

 

18.10.2022

30

5/11

0/3

 

5

1

6

3

2

1

02.11.2022

25

11/21

 

 

3

2

5

1

3

 

ИТОГО:

74

22/43

22/10

 

13

4

17

6

7

1

Таблица 2

Статистика игрока (нападающего) команды «РПФ-Университет спорта» Оглезнева Михаила Александровича

Дата игры

Очки

Броски

Подборы

ПХ

ПТ

БШ

2-очк

3-очк

ШБ

СЩ

ЧЩ

ВС

17.10.2022

15

2/3

3/4

2/2

4

2

6

2

1

2

18.10.2022

9

4/5

 

1/2

1

1

2

 

1

1

02.11.2022

14

7/8

0/1

0/2

3

1

4

1

1

2

ИТОГО:

38

13/16

3/5

3/6

8

4

12

3

3

5

Таблица 3

Статистика игрока (центрового) команды «РПФ-Университет спорта» Фоминых Вячеслава Викторовича

Дата игры

Очки

Броски

Подборы

ПХ

ПТ

БШ

2-очк

3-очк

ШБ

СЩ

ЧЩ

ВС

09.10.2022

 

0/1

 

 

5

 

5

2

 

 

17.10.2022

2

1/4

 

 

1

 

1

 

1

 

18.10.2022

6

3/3

 

 

6

1

7

1

1

 

ИТОГО:

8

4/8

0/0

0/0

12

1

13

3

2

0

Проанализировав эффективность соревновательной деятельности баскетболистов 3-х основных амплуа, можно с уверенностью сказать, что по эффективности 2х очковых бросков лидирует «защитник» -22/43. По эффективности 3х очковых на первом месте располагается вновь «защитник» – 22/10. По эффективности блокшотов лидирует «нападающий» игрок – 5 блокшотов за 3 игры. В показателе «перехваты» лидирует защитник. Всего он сделал 6 перехватов за три игры. По эффективности подборов на своем щите располагаются «защитник» и «центровой» со следующими показателями: 13 и 12, соответственно.

Рис. Статистика игроков команды «РПФ-Университет спорта» Павлова А.С., Оглезнева М.А. и Фоминых В.В.

Итак, на диаграмме (рис.) видно, что игрок второго номера Павлов А.С. (атакующий защитник) выполняет две основные функции – завершение атаки (особенно трехочковые броски – лучший «снайпер») и опека опасных в нападении соперников. Может так же выполнять функции второго разыгрывающего.

Игрок третьего номера Оглезнев М.А. (легкий форвард). Основная задача – набор очков как в бросках с дистанции, так и в проходах. Должен иметь достаточно высокий рост, необходимый для эффективного участи в подборе мяча и блокировании бросков соперника.

Игрок пятого номера Фоминых В.В. (центровой) должен играть под обоими кольцами, но диапазон его деятельности значительно шире и должен уметь играть на более дальних подступах как к своему кольцу, так и кольцу противника.

На основании полученной информации были разработаны практические рекомендации, применение которых, по нашему мнению, позволит повысить эффективность тренировочного процесса и результативность индивидуальных действий в соревновательных условиях без дополнительного увеличения объема времени, отводимого на их совершенствование.

Использование подобной технологии позволяет создать собственную модель оценки эффективности соревновательной деятельности, в частности выявлять данные необходимые тренеру, внедрять продвинутую статистику и корректировать совершенствование технических и тактических навыков баскетболистов [5].

Выводы.

  1. В результате проведенного анализа научно-методической литературы определена основная проблематика данного направления научного исследования. Изучение доступной научно-методической и популярной литературы выявило недостаточную научно-методическую обоснованность процесса регистрации, анализа и обобщения результатов соревновательной деятельности баскетболистов различного амплуа.
  2. В ходе работы нам удалось выявить различный вклад в результат соревновательной деятельности баскетболистов различного амплуа. Наибольший вклад внес игрок 2 номера. Наименьший вклад внесли игроки третьего и пятого номеров.
  3. Ежегодно, после завершения соревновательного периода, необходимо проводить подобные исследования с целью выявления динамики наблюдаемых показателей. Следует организовать контроль за соблюдением игровой дисциплины, в частности в выполнении двухочковых бросков. Игрокам, особенно центровым, имеющим очень низкую результативность, запретить выполнение данных бросков, ибо это просто потеря мяча. Высокая эффективность игры на подборе под своим щитом – очень важный показатель, но игра под чужим щитом требует значительного улучшения.

Список литературы

  1. Банников А.М. Студенческий баскетбол: Учебно – методическое пособие А.М. Банников, В.А., В.В. Костюков. – Краснодар: КГАФК, 2004. – 44 с.
  2. Гзовский Б.М. Студенческий баскетбол. / Б.М. Гзовский, В.А. Кудряшов. – Мн.: Вышейшая школа, 1973. – 283 с.
  3. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – 6-е изд. – М.: Академия, 2008. – 480 с.
  4. Яхонтова Е.Р. Технология спортивной тренировки: анализ творчества отечественных и зарубежных тренеров по баскетболу: учебное пособие для студ. учреждений высш. профобразования/ Е.Р. Яхонтова. – СПб.: Издательство НГУ им. П.Ф. Лесгафта, 2014. -189 с.
  5. Мифтахов, Р. Ф. Оценка технико-тактической подготовленности хоккеистов с использованием видеоанализа / Р. Ф. Мифтахов, Д. И. Овчинников, М. И. Галяутдинов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2020. – № 12(190). – С. 137-140. – DOI 10.34835/issn.2308-1961.2020.12.p137-140. – EDN HOKFLG.

Поделиться

1357

Шириев Р. Р. Анализ соревновательной деятельности баскетболистов различного амплуа (на примере команды «РПФ-Университет спорта») // Актуальные исследования. 2023. №3 (133). Ч.II.С. 94-97. URL: https://apni.ru/article/5406-analiz-sorevnovatelnoj-deyatelnosti-basketbol

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря