Б.М. Гзовский [2], сравнивая характеристики показателей интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок баскетболистов различного игрового амплуа, выявил основные требования к планированию физической подготовки, хотя использовала только символические изображения в процессе регистрации соревновательной деятельности.
Е.Р. Яхонтова [4], рассматривая проблему начно-методического обеспечения подготовки баскетболистов указывает, что нельзя обойти вниманием важный вопрос использования персонального компьютера и пакетов прикладных программ, позволяющих на качественно новом, более высоком организационно-методическом уровне управлять тренировочным процессом.
Нами был проведен анализ показателей соревновательной деятельности ведущих игроков трех основных амплуа (защитник, нападающий и центровой) сборной «РПФ-Университет спорта», участников Студенческой лиги РЖД.
Были рассмотрены следующие показатели (в среднем за игру), взятые из проведенных игр сборной команды «РПФ-Университет спорта» в Студенческой лиге РЖД: общее количество очков за игру, количество выполненных и забитых 2-х очковых, 3-х очковых и штрафных бросков (ШБ), количество перехватов (ПХ), блокшотов (БШ), количество подборов мяча (общее – ВС, на своем щите – СЩ, на чужом – ЧЩ), потери технические (ПТ) (таблицы 1-3).
Таблица 1
Статистика игрока (защитника) команды «РПФ-Университет спорта» Павлова Алексея Сергеевича
Дата игры |
Очки |
Броски |
Подборы |
ПХ |
ПТ |
БШ | ||||
2-очк |
3-очк |
ШБ |
СЩ |
ЧЩ |
ВС | |||||
17.10.2022 |
19 |
6/11 |
2/7 |
|
5 |
1 |
6 |
2 |
2 | |
18.10.2022 |
30 |
5/11 |
0/3 |
|
5 |
1 |
6 |
3 |
2 |
1 |
02.11.2022 |
25 |
11/21 |
|
3 |
2 |
5 |
1 |
3 | ||
ИТОГО: |
74 |
22/43 |
22/10 |
|
13 |
4 |
17 |
6 |
7 |
1 |
Таблица 2
Статистика игрока (нападающего) команды «РПФ-Университет спорта» Оглезнева Михаила Александровича
Дата игры |
Очки |
Броски |
Подборы |
ПХ |
ПТ |
БШ | ||||
2-очк |
3-очк |
ШБ |
СЩ |
ЧЩ |
ВС | |||||
17.10.2022 |
15 |
2/3 |
3/4 |
2/2 |
4 |
2 |
6 |
2 |
1 |
2 |
18.10.2022 |
9 |
4/5 |
1/2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 | ||
02.11.2022 |
14 |
7/8 |
0/1 |
0/2 |
3 |
1 |
4 |
1 |
1 |
2 |
ИТОГО: |
38 |
13/16 |
3/5 |
3/6 |
8 |
4 |
12 |
3 |
3 |
5 |
Таблица 3
Статистика игрока (центрового) команды «РПФ-Университет спорта» Фоминых Вячеслава Викторовича
Дата игры |
Очки |
Броски |
Подборы |
ПХ |
ПТ |
БШ | ||||
2-очк |
3-очк |
ШБ |
СЩ |
ЧЩ |
ВС | |||||
09.10.2022 |
0/1 |
|
|
5 |
|
5 |
2 |
| ||
17.10.2022 |
2 |
1/4 |
|
|
1 |
|
1 |
1 |
| |
18.10.2022 |
6 |
3/3 |
|
|
6 |
1 |
7 |
1 |
1 |
|
ИТОГО: |
8 |
4/8 |
0/0 |
0/0 |
12 |
1 |
13 |
3 |
2 |
0 |
Проанализировав эффективность соревновательной деятельности баскетболистов 3-х основных амплуа, можно с уверенностью сказать, что по эффективности 2х очковых бросков лидирует «защитник» -22/43. По эффективности 3х очковых на первом месте располагается вновь «защитник» – 22/10. По эффективности блокшотов лидирует «нападающий» игрок – 5 блокшотов за 3 игры. В показателе «перехваты» лидирует защитник. Всего он сделал 6 перехватов за три игры. По эффективности подборов на своем щите располагаются «защитник» и «центровой» со следующими показателями: 13 и 12, соответственно.
Рис. Статистика игроков команды «РПФ-Университет спорта» Павлова А.С., Оглезнева М.А. и Фоминых В.В.
Итак, на диаграмме (рис.) видно, что игрок второго номера Павлов А.С. (атакующий защитник) выполняет две основные функции – завершение атаки (особенно трехочковые броски – лучший «снайпер») и опека опасных в нападении соперников. Может так же выполнять функции второго разыгрывающего.
Игрок третьего номера Оглезнев М.А. (легкий форвард). Основная задача – набор очков как в бросках с дистанции, так и в проходах. Должен иметь достаточно высокий рост, необходимый для эффективного участи в подборе мяча и блокировании бросков соперника.
Игрок пятого номера Фоминых В.В. (центровой) должен играть под обоими кольцами, но диапазон его деятельности значительно шире и должен уметь играть на более дальних подступах как к своему кольцу, так и кольцу противника.
На основании полученной информации были разработаны практические рекомендации, применение которых, по нашему мнению, позволит повысить эффективность тренировочного процесса и результативность индивидуальных действий в соревновательных условиях без дополнительного увеличения объема времени, отводимого на их совершенствование.
Использование подобной технологии позволяет создать собственную модель оценки эффективности соревновательной деятельности, в частности выявлять данные необходимые тренеру, внедрять продвинутую статистику и корректировать совершенствование технических и тактических навыков баскетболистов [5].
Выводы.
- В результате проведенного анализа научно-методической литературы определена основная проблематика данного направления научного исследования. Изучение доступной научно-методической и популярной литературы выявило недостаточную научно-методическую обоснованность процесса регистрации, анализа и обобщения результатов соревновательной деятельности баскетболистов различного амплуа.
- В ходе работы нам удалось выявить различный вклад в результат соревновательной деятельности баскетболистов различного амплуа. Наибольший вклад внес игрок 2 номера. Наименьший вклад внесли игроки третьего и пятого номеров.
- Ежегодно, после завершения соревновательного периода, необходимо проводить подобные исследования с целью выявления динамики наблюдаемых показателей. Следует организовать контроль за соблюдением игровой дисциплины, в частности в выполнении двухочковых бросков. Игрокам, особенно центровым, имеющим очень низкую результативность, запретить выполнение данных бросков, ибо это просто потеря мяча. Высокая эффективность игры на подборе под своим щитом – очень важный показатель, но игра под чужим щитом требует значительного улучшения.