Анализ соревновательной деятельности баскетболистов различного амплуа (на примере команды «РПФ-Университет спорта»)
Баскетбол – это игра с нестандартными движениями и динамичной силовой работой переменной мощности. Игровая деятельность в баскетболе представляет собой целостное воспроизведение игровых приемов, технико-тактических действий, физических и психических компонентов подготовленности участников в условиях постоянно изменяющихся игровых ситуаций. Распределение игроков по функциям – один из основных принципов игровой деятельности. Состав команды в баскетболе предполагает деление всех игроков по функциям, которые они должны выполнять в процессе соревнований. Выявления ведущих компонентов игровой деятельности баскетболистов различного игрового амплуа в условиях соревнований, позволяет внести корректировки в тренировочный процесс, что в свою очередь позволяет повысить его эффективность.
Б.М. Гзовский [2], сравнивая характеристики показателей интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок баскетболистов различного игрового амплуа, выявил основные требования к планированию физической подготовки, хотя использовала только символические изображения в процессе регистрации соревновательной деятельности.
Е.Р. Яхонтова [4], рассматривая проблему начно-методического обеспечения подготовки баскетболистов указывает, что нельзя обойти вниманием важный вопрос использования персонального компьютера и пакетов прикладных программ, позволяющих на качественно новом, более высоком организационно-методическом уровне управлять тренировочным процессом.
Нами был проведен анализ показателей соревновательной деятельности ведущих игроков трех основных амплуа (защитник, нападающий и центровой) сборной «РПФ-Университет спорта», участников Студенческой лиги РЖД.
Были рассмотрены следующие показатели (в среднем за игру), взятые из проведенных игр сборной команды «РПФ-Университет спорта» в Студенческой лиге РЖД: общее количество очков за игру, количество выполненных и забитых 2-х очковых, 3-х очковых и штрафных бросков (ШБ), количество перехватов (ПХ), блокшотов (БШ), количество подборов мяча (общее – ВС, на своем щите – СЩ, на чужом – ЧЩ), потери технические (ПТ) (таблицы 1-3).
Таблица 1
Статистика игрока (защитника) команды «РПФ-Университет спорта» Павлова Алексея Сергеевича
Дата игры |
Очки |
Броски |
Подборы |
ПХ |
ПТ |
БШ |
||||
2-очк |
3-очк |
ШБ |
СЩ |
ЧЩ |
ВС |
|||||
17.10.2022 |
19 |
6/11 |
2/7 |
|
5 |
1 |
6 |
2 |
2 |
|
18.10.2022 |
30 |
5/11 |
0/3 |
|
5 |
1 |
6 |
3 |
2 |
1 |
02.11.2022 |
25 |
11/21 |
|
3 |
2 |
5 |
1 |
3 |
||
ИТОГО: |
74 |
22/43 |
22/10 |
|
13 |
4 |
17 |
6 |
7 |
1 |
Таблица 2
Статистика игрока (нападающего) команды «РПФ-Университет спорта» Оглезнева Михаила Александровича
Дата игры |
Очки |
Броски |
Подборы |
ПХ |
ПТ |
БШ |
||||
2-очк |
3-очк |
ШБ |
СЩ |
ЧЩ |
ВС |
|||||
17.10.2022 |
15 |
2/3 |
3/4 |
2/2 |
4 |
2 |
6 |
2 |
1 |
2 |
18.10.2022 |
9 |
4/5 |
1/2 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
||
02.11.2022 |
14 |
7/8 |
0/1 |
0/2 |
3 |
1 |
4 |
1 |
1 |
2 |
ИТОГО: |
38 |
13/16 |
3/5 |
3/6 |
8 |
4 |
12 |
3 |
3 |
5 |
Таблица 3
Статистика игрока (центрового) команды «РПФ-Университет спорта» Фоминых Вячеслава Викторовича
Дата игры |
Очки |
Броски |
Подборы |
ПХ |
ПТ |
БШ |
||||
2-очк |
3-очк |
ШБ |
СЩ |
ЧЩ |
ВС |
|||||
09.10.2022 |
0/1 |
|
|
5 |
|
5 |
2 |
|
||
17.10.2022 |
2 |
1/4 |
|
|
1 |
|
1 |
1 |
|
|
18.10.2022 |
6 |
3/3 |
|
|
6 |
1 |
7 |
1 |
1 |
|
ИТОГО: |
8 |
4/8 |
0/0 |
0/0 |
12 |
1 |
13 |
3 |
2 |
0 |
Проанализировав эффективность соревновательной деятельности баскетболистов 3-х основных амплуа, можно с уверенностью сказать, что по эффективности 2х очковых бросков лидирует «защитник» -22/43. По эффективности 3х очковых на первом месте располагается вновь «защитник» – 22/10. По эффективности блокшотов лидирует «нападающий» игрок – 5 блокшотов за 3 игры. В показателе «перехваты» лидирует защитник. Всего он сделал 6 перехватов за три игры. По эффективности подборов на своем щите располагаются «защитник» и «центровой» со следующими показателями: 13 и 12, соответственно.
Рис. Статистика игроков команды «РПФ-Университет спорта» Павлова А.С., Оглезнева М.А. и Фоминых В.В.
Итак, на диаграмме (рис.) видно, что игрок второго номера Павлов А.С. (атакующий защитник) выполняет две основные функции – завершение атаки (особенно трехочковые броски – лучший «снайпер») и опека опасных в нападении соперников. Может так же выполнять функции второго разыгрывающего.
Игрок третьего номера Оглезнев М.А. (легкий форвард). Основная задача – набор очков как в бросках с дистанции, так и в проходах. Должен иметь достаточно высокий рост, необходимый для эффективного участи в подборе мяча и блокировании бросков соперника.
Игрок пятого номера Фоминых В.В. (центровой) должен играть под обоими кольцами, но диапазон его деятельности значительно шире и должен уметь играть на более дальних подступах как к своему кольцу, так и кольцу противника.
На основании полученной информации были разработаны практические рекомендации, применение которых, по нашему мнению, позволит повысить эффективность тренировочного процесса и результативность индивидуальных действий в соревновательных условиях без дополнительного увеличения объема времени, отводимого на их совершенствование.
Использование подобной технологии позволяет создать собственную модель оценки эффективности соревновательной деятельности, в частности выявлять данные необходимые тренеру, внедрять продвинутую статистику и корректировать совершенствование технических и тактических навыков баскетболистов [5].
Выводы.
- В результате проведенного анализа научно-методической литературы определена основная проблематика данного направления научного исследования. Изучение доступной научно-методической и популярной литературы выявило недостаточную научно-методическую обоснованность процесса регистрации, анализа и обобщения результатов соревновательной деятельности баскетболистов различного амплуа.
- В ходе работы нам удалось выявить различный вклад в результат соревновательной деятельности баскетболистов различного амплуа. Наибольший вклад внес игрок 2 номера. Наименьший вклад внесли игроки третьего и пятого номеров.
- Ежегодно, после завершения соревновательного периода, необходимо проводить подобные исследования с целью выявления динамики наблюдаемых показателей. Следует организовать контроль за соблюдением игровой дисциплины, в частности в выполнении двухочковых бросков. Игрокам, особенно центровым, имеющим очень низкую результативность, запретить выполнение данных бросков, ибо это просто потеря мяча. Высокая эффективность игры на подборе под своим щитом – очень важный показатель, но игра под чужим щитом требует значительного улучшения.
- Банников А.М. Студенческий баскетбол: Учебно – методическое пособие А.М. Банников, В.А., В.В. Костюков. – Краснодар: КГАФК, 2004. – 44 с.
- Гзовский Б.М. Студенческий баскетбол. / Б.М. Гзовский, В.А. Кудряшов. – Мн.: Вышейшая школа, 1973. – 283 с.
- Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – 6-е изд. – М.: Академия, 2008. – 480 с.
- Яхонтова Е.Р. Технология спортивной тренировки: анализ творчества отечественных и зарубежных тренеров по баскетболу: учебное пособие для студ. учреждений высш. профобразования/ Е.Р. Яхонтова. – СПб.: Издательство НГУ им. П.Ф. Лесгафта, 2014. -189 с.
- Мифтахов, Р. Ф. Оценка технико-тактической подготовленности хоккеистов с использованием видеоанализа / Р. Ф. Мифтахов, Д. И. Овчинников, М. И. Галяутдинов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2020. – № 12(190). – С. 137-140. – DOI 10.34835/issn.2308-1961.2020.12.p137-140. – EDN HOKFLG.