Главная
АИ #3 (133)
Статьи журнала АИ #3 (133)
Инновационные подходы по здоровьесбережению в системе образовательной деятельнос...

Инновационные подходы по здоровьесбережению в системе образовательной деятельности детского сада

Автор(-ы):

Гребеник Ирина Александровна

Федорчук Алла Владимировна

Мельникова Нина Сергеевна

19 января 2023

Секция

Педагогика

Ключевые слова

современная школа
мобильный
здоровьесберегающий аспект
физкультурно-оздоровительные мероприятия

Аннотация статьи

В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения превращается в первоочередную социальную проблему.

Текст статьи

В настоящее время проблема здоровья у детей и его сохранения является одной из самых актуальных, потому что современная школа предъявляет высокие требования к уровню развития будущего первоклассника. Ребёнок должен быть хорошо физически и психически развит, уметь устанавливать контакты, быть мобильным в меняющихся условиях, а это возможно только при сохранении здоровья воспитанников в дошкольных учреждениях. Известно, что почти каждый ребенок, посещающий детский сад, имеет те или иные проблемы со здоровьем. Именно поэтому, наше дошкольное учреждение определяет в качестве одного из приоритетных направлений своей деятельности здоровьесберегающий аспект воспитательно-образовательного процесса. В связи с ухудшающимся уровнем здоровья воспитанников существует необходимость организации образовательной деятельности воспитанников с акцентом на решение оздоровительных задач физического воспитания, не нарушая при этом образовательной составляющей процесса.

В процессе нашей деятельности мы педагоги нашего детского сада стремимся решить не только педагогические, но и оздоровительные задачи:

  • обеспечить условия для физического и психологического благополучия участников воспитательно-образовательного процесса;
  • формировать доступные представления и знания о пользе занятий физическими упражнениями, об основных гигиенических требованиях и правилах;
  • реализовать системный подход в использовании всех средств и форм образовательной работы с дошкольниками для своевременного развития жизненно важных двигательных навыков и способностей детей;
  • формировать основы безопасности жизнедеятельности;
  • оказывать всестороннюю помощь семье в обеспечении здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни.

В своей практике используем разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Такие, как комплекс «здоровьесберегающие технологии». Понятие «здоровьесберегающие технологии» прочно вошло во все элементы нашей образовательной системы, дошкольного образовательного учреждения.

Система образовательной деятельности в нашем детском саду по здоровьесбережению включает в себя следующие мероприятия: Физкультурно-оздоровительные: «Познай себя», «Изучаем свой организм», который направлен на формирование у старших дошкольников элементарных представлений о человеческом организме с целью развитие познавательных и творческих способностей детей, совершенствование систем и функций организма, сохранение и укрепление здоровья. Помогает ребенку в первую очередь узнать, как ухаживать за своим телом, что полезно и что вредно для организма, как устроено человеческое тело и зачем нужны внутренние органы. Прогулка с использованием подвижных игр «У медведя во бору», «Сова и зайцы» «Ворон», «Петушок», «Золотые ворота» и т.д. Утренняя гимнастика, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз. В своей практике используем режим динамических поз, разработанный и внедрённый в практику образования В.Ф.Базарным. Гимнастика в кроватках после сна. Основная цель гимнастики после дневного сна – поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений, разминка в постели и самомассаж, игровые упражнения, сюжетно-игровая гимнастика, пробежки по массажным дорожкам. Дыхательная гимнастика, точечный массаж, музыкотерапия музыкальное сопровождение режимных моментов, музыкальное оформление фона занятий, спортивные праздники и развлечения, тренажёры, плавание, коррекционная гимнастика, дополнительное образование.

Закаливающие мероприятия: прогулки на свежем воздухе облегчённая одежда на занятиях, босохождение, ходьба по массажным коврикам. В летний период в детском саду организуется работа оздоровительных площадок по темам: «Чистота – залог здоровья» «Полезные советы Айболита», «Кто с закалкой дружит, никогда не тужит». Проводятся тематические недели: «Хочу всё знать» «Советы матушки Воды» «Что я знаю о витаминах», умывание холодной водой, обливание водой.

Социально-психологическое мероприятия: сказкотерапия, игротерапия, релаксация, рефлексотерапия, тренинги.

Информационные: консультативный центр для родителей, информационные стенды, выпуск тематических листовок.

Традицией детского сада стало проведение совместных спортивных праздников: «Мама, папа, я – спортивная семья!», которые способствуют воспитанию здорового образа жизни семьи. Детский сад и семья – это две основные социальные структуры, определяющие уровень здоровья детей. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценный результат без взаимодействия всех заинтересованных сторон. Осознание значимости здоровьесбережения воспитанников в семье, использование в своей работе с родителями вариативных форм работы, в том числе и нетрадиционных, позволило нам установить коммуникативные связи с семьями воспитанников, заинтересовать родителей в результатах педагогического процесса.

Мы считаем, что созданная в нашем детском саду система по здоровьюсбережению позволяет качественно решать цель развития физически развитой, социально-активной и творческой личности ребенка.

Привлечение специалистов дошкольного учреждения: учителя-логопеда, инструкторов по физической культуре, педагога-психолога, медсестры – делает образовательный процесс полноценно для каждого ребенка, помогает воспитать ценностное отношение ребенка к своему здоровью и жизни.

Таким образом, целостная система образования, оздоровления, психолого-педагогического сопровождения, основанная как на классических, так и на инновационных подходах способствует гармоничному физическому развитию детей в детском саду.

Список литературы

  1. Зажигина О.А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2012.
  2. Коноваленко С.В., Кременецкая М.И. Развитие психо-физиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями развития. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2012.
  3. Крупенчук О.И., Воробьёва Т.А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2010.
  4. Фадеева Ю.А., Пичугина Г.А., Жилина И.И. Игры с прищепками: творим и говорим. – М.: ТЦ Сфера, 2012.

Поделиться

366

Гребеник И. А., Федорчук А. В., Мельникова Н. С. Инновационные подходы по здоровьесбережению в системе образовательной деятельности детского сада // Актуальные исследования. 2023. №3 (133). Ч.II.С. 53-55. URL: https://apni.ru/article/5409-innovatsionnie-podkhodi-po-zdorovesberezheniy

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#22 (204)

Прием материалов

25 мая - 31 мая

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

5 июня

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

14 июня