Некоторые вопросы квалификации преступления, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 194 Уголовного кодекса Российской Федерации
научный журнал «Актуальные исследования» #6 (9), март '20

Некоторые вопросы квалификации преступления, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 194 Уголовного кодекса Российской Федерации

В настоящей статье авторы рассматривают  вопросы квалификации преступления, ответственность за которое предусмотрена статьей 194 УК РФ. Обращают внимание правоприменителя на возможность квалификации рассматриваемого преступного деяния по совокупности преступлений, ответственность за совершение которых предусмотрена иными нормами Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации. Обозначают собственную позицию, на основании чего формулируют выводы по рассматриваемой теме.

Аннотация статьи
преступление
вопросы квалификации
уклонение от уплаты
таможенные платежи
организации и физические лица
Ключевые слова

В настоящее время наиболее интеллектуальной, изощренной и прибыльной противоправной деятельностью является экономическая преступность. Преступные элементы прибегают к различным способам совершения преступлений в сфере экономической деятельности и сокрытию полученных от таких преступных деяний доходов. По обозначенным причинам возникает острая необходимость эффективной защиты экономических интересов человека, гражданина, общества, государства и федерального бюджета. В этой связи стали актуальными задачи таможенных органов в борьбе с преступными деяниями, связанными с уклонением от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организаций или физических лиц.

Данная категория преступлений обладает высокой степенью латентности, что значительно усложняет работу таможенных органов при их выявлении. Кроме того, в настоящее время правоприменитель сталкивается с рядом проблем, касающихся квалификации рассматриваемой категории преступлений и с отсутствием соответствующих разъяснений Верховного Суда Российской Федерации. В этой связи, рассмотрение проблемных вопросов уголовно-правовой квалификации уклонения от уплаты таможенных платежей в настоящее время является достаточно актуальным и имеет особое значение при осуществлении практической деятельности.

В правоприменительной практике часто возникают вопросы квалификации, связанные с уголовно-правовой оценкой преступных деяний лица, который, с целью уклонения от уплаты таможенных платежей совершает другие противоправные действия (например: контрабанда, злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, халатность, служебный подлог, получение взятки, дача взятки и т.д.). На наш взгляд подобные деяния, образуют самостоятельный состав преступления, который не охватывается объективной стороной преступления, предусмотренного статьей 194 УК РФ. Полагаем, что в таких случаях содеянное следует квалифицировать по совокупности преступлений, ответственность за совершение которых предусмотрена статьей 194 УК РФ и соответствующей статьей Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации.

Также при квалификации действий виновных, уклоняющихся от уплаты таможенных платежей необходимо учитывать, что рассматриваемые деяния могут быть совершены путем обмана, который выражается в недекларировании или недостоверности декларирования товаров и иных предметов и ценностей.

Согласно пункту 7 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 апреля 2017 года № 12 «О судебной практике по делам о контрабанде» недекларирование, как возможный способ совершения контрабанды заключается в невыполнении лицом требований права Евразийского экономического союза (далее – Союз) и российского законодательства о таможенном деле по декларированию товаров, то есть таможенному органу не заявляется весь товар либо его часть (не заявляется часть однородного товара, либо при декларировании товарной партии, состоящей из нескольких товаров, в таможенной декларации сообщаются сведения только об одном товаре, либо таможенному органу представляется товар, отличный от того, сведения о котором были заявлены в таможенной декларации) [см. 1, п.7].

Под недостоверным декларированием товаров Верховный Суд Российской Федерации рекомендует понимать действия декларанта либо таможенного представителя, которые отражают в таможенной декларации не соответствующие действительности (недостоверные) сведения о качественных характеристиках товара, необходимые для таможенных целей (например, сведения о наименовании, описании, классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Союза, о стране происхождения, о таможенной стоимости).

Например, обман при декларировании может быть квалифицирован как контрабанда (наличных денежных средств и (или) денежных инструментов ‑ статья 2001 УК РФ, алкогольной продукции и (или) табачных изделий ‑ статья 2002 УК РФ, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, огнестрельного оружия или его основных частей – статья 2261 УК РФ, наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов – статья 2291 УК РФ).

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что контрабанда может повлечь за собой неуплату в государственный бюджет таможенных платежей в крупном или особо крупном размерах и в подобных случаях действия виновных лиц необходимо квалифицировать по совокупности рассматриваемых преступлений, то есть по статье 194 УК РФ и соответствующей статье Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации (ст. 2001, 2002, 2261 или 2291 УК РФ).

Подобная позиция также находит свое подтверждение в положениях, закрепленных в методических рекомендациях по актуальным вопросам возбуждения уголовных дел и уголовно-правовой квалификации контрабанды стратегически важных товаров и ресурсов [2]. Так, согласно указанным методическим рекомендациям, правоприменители должны рассматривать преступные деяния лица, связанные с незаконным перемещением (контрабанда) не только по статье 2261 УК РФ, но и по статье 194 УК РФ, в том случае если контрабанда повлекла за собой неуплату в федеральный бюджет таможенных платежей в крупном или особо крупном размерах. В соответствии с частью 1 статьи 17 УК РФ при совокупности преступлений лицо несет уголовную ответственность за каждое совершенное преступление по соответствующей статье или части статьи УК РФ. В части 2 данной статьи также указывается на то, что совокупностью преступлений признается и одно действие (бездействие), содержащее признаки преступлений, предусмотренных двумя или более статьями УК РФ. Данное обстоятельство указывает на то, что в рассматриваемых ситуациях имеет место «идеальная совокупность» преступлений, подлежащих квалификации по двум статьям УК РФ.

Обоснованность озвученной позиции заключается в том, что преступные деяния, ответственность за которые предусмотрена статьями 2261 и 194 УК РФ, посягают на совершенно разные объекты. Так, основным объектом контрабанды (2261 УК РФ) являются общественные отношения в сфере таможенного дела, обеспечивающие установленный порядок перемещения стратегически важных товаров и ресурсов через Таможенную границу Союза, а при совершении преступления, предусмотренного статьей 194 УК РФ, являются общественные отношения, обеспечивающие законодательно регламентированный порядок уплаты таможенных платежей в сфере государственного таможенного регулирования.

Таким образом, при возникновении подобных ситуаций таможенным органам необходимо рассматривать вопрос о возбуждении уголовного дела по совокупности составов преступлений, предусмотренных статьями 2261 и 194 УК РФ.

Исходя из вышеизложенного, полагаем, что при квалификации действий виновного лица, совершившего преступление, предусмотренное статьей 194 УК РФ, не стоит исключать наличие в действиях данного лица признаков иных преступлений.

Текст статьи
  1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 апреля 2017 г. № 12 «О судебной практике по делам о контрабанде». / «Российская газета» от 11 мая 2017 г. № 99.
  2. Письмо ФТС России от 19.07.2013 № 18-12/31135 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по актуальным вопросам возбуждения уголовных дел и уголовно-правовой квалификации контрабанды стратегически важных товаров и ресурсов»). – URL: https://legalacts.ru/doc/pismo-fts-rossii-ot-19072013-n-18-1231135-o-napravlenii/ (дата обращения 10.03.2020).
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 17 мая по 31 мая
Осталось 3 дня до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
БЕСПЛАТНО
Размещение электронной версии
04 июня
Загрузка в elibrary
04 июня
Рассылка печатных экземпляров
08 июня