Информация о внешнем облике человека издавна и традиционно используется для установления его личности.
Среди информации, получаемой от свидетелей и потерпевших об обстоятельствах, подлежащих установлению по делу, существенное место отводится показаниям о внешнем облике скрывшихся с места происшествия, разыскиваемых и без вести пропавших лиц. В таких случаях следователь имеет дело с потерпевшим, свидетелем, основу информации которых составляет личное восприятие людей, событий, обстоятельств, то есть с очевидцами. Полученная информация претерпевает воздействие различных факторов, относящихся как к условиям восприятия, так и к личности воспринимающего. Все это в совокупности определяет полноту и достоверность информации, которой располагает очевидец, ее содержание, в том числе и о внешности человека.
В криминалистике учеными определяется словесный портрет – как изображение лица, фигуры человека, созданные на основе мысленного образа автора (по памяти) [2, с. 309]. В современных условиях по словесным портретам составляют с помощью компьютерных программ портрет разыскиваемого лица, ранее, по словесным портретам художники рисовали портреты.
Методика «словесного портрета» способствует получению более точных и подробных показаний о внешности лица, часто при допросе того или иного лица о признаках внешности. Обычно допрашиваемые дают поверхностную характеристику внешности человека даже в том случае, если они много раз его видели. При этом чаще всего упоминается лишь рост, общее телосложение, цвет волос, отдельные признаки одежды и некоторые другие «броские приметы». Используя методику «словесного портрета», следователь может помочь допрашиваемому более подробно описать признаки внешности, расчленить целостный мысленный образ описываемого, выделить наиболее характерные особенности, уточнить и детализировать отдельные приметы.
Методика «словесного портрета» также используется в процессе освидетельствования при описании телесных повреждений, накожных примет и других анатомических признаков, обнаруженных на теле освидетельствуемого.
Важна данная методика также и при розыске скрывшихся преступников и без вести пропавших лиц. В этом случае данные о внешности разыскиваемого используются для подготовки розыскных требований (ориентировок) с описанием признаков внешности, разыскиваемых по методу словесного портрета.
Составление «словесного портрета» довольно сложное, трудоемкое и ответственное мероприятие. Для составления «словесного портрета» необходимо как можно более точно и информативно получить имеющуюся информации от потерпевшего либо свидетеля, составить по предоставленным данным сводку-ориентировку разыскиваемого лица.
Сведения, полученные при допросе, могут быть положены в основы поиска лица. Важную роль при этом играют профессиональные навыки привлеченного специалиста и психологические особенности человека, который составляет образ другого человека.
Основой «словесного портрета» является мысленный образ разыскиваемого человека, который не всегда сохраняется в памяти человека, который пытается восстановить облик человека. Поэтому очень важно такое следственное действие, как допрос очевидца о чертах внешности подозреваемого, составление словесного портрета со слов очевидца, не откладывать, а выполнять в максимально короткие сроки [3, с. 19].
Использование «словесного портрета» осуществляется в основном в ходе оперативно-розыскных мероприятия, направленных на активный поиск преступников по «горячим следам», а также для поиска пропавших без вести лиц [1, с. 77].
«Словесные портреты» дают возможность визуализировать внешний облик лиц, не известных к началу розыска. Однако, несмотря на наличие современных технологий, ориентировки по словесным портретам обладают не такой точностью как фотографии.
Следовательно, словесные портреты имеют оперативно-розыскное значение и не могут использоваться в качестве доказательств тождества личности.
В настоящее время в экспертно-криминалистических подразделениях используются автоматизированные информационно-поисковые системы «Портрет-поиск», «Каскад-поиск», которые предназначены для экспертного идентификации личности по изображению лица либо словесному портрету в режиме реального времени.
К сожалению, в следственной практике недостаточно эффективно осуществляется взаимодействие следователя, оперуполномоченных и специалиста в процессе производства следственных действий по преступлениям, совершенных в условиях неочевидности. Данный вывод основан на личном опросе следователей.
Важнейшей задачей в повышении эффективности расследования и раскрытия преступлений является всесторонне применение и использование криминалистических средств и методов ко всем направления следственной, оперативной и экспертной практики:
- в ходе первоначального допроса потерпевших, свидетелей, очевидцев совершенного преступления привлекать специалиста в целях оказания квалифицированной помощи в осуществлении сбора и фиксации информации о внешнем облике разыскиваемого и составлении словесного портрета;
- в кратчайшие сроки с момента составления словесного портрета выносить отдельное поручение оперативному уполномоченному как инициатору изготовления субъективного портрета и обеспечивать контроль исполнения.
Сложно отрицать тот факт, что рисованный или композиционный субъективный портрет информативнее и удобнее для восприятия, нежели словесный портрет, ведь он дает полный наглядный образ человека, даже если в его облике нет особых отличительных черт: особых или броских примет.
Таким образом, для того чтобы составить «словесный портрет», который будет применен в ходе осуществления идентификации человека по признаку внешности, необходимо затратить достаточное количество времени и проявить профессионализм при его составлении.