Реализация туристического потенциала учреждения культуры

Предметом настоящего исследования является деятельность культурно-досугового учреждения – муниципального бюджетного учреждения культуры "Пушкинская галерея" города-курорта Железноводска Ставропольского края в сфере туризма. Актуальность исследования объясняется приоритетами государственной политики, направленной на комплексное развитие туризма для приобщения граждан к культурному и природному наследию и обеспечение экономического и социокультурного прогресса в регионах Российской Федерации, растущей популярностью познавательного туризма среди россиян и вместе с тем недостаточной изученностью его практик. Изучение практики познавательного туризма в работе культурно-досугового учреждения является основной задачей исследования. Сделан вывод о преимуществах познавательного туризма на базе культурно-досуговых учреждений.

Аннотация статьи
культурно-досуговые учреждения
познавательный туризм
культурно-досуговая деятельность
мероприятия
туризм
социальный туризм
Ключевые слова

Развитие туризма для учреждений культурно-досугового типа является относительно новым направлением. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 20.09.2019 N 2129-р (ред. от 07.02.2022), направлена на комплексное развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации за счет создания условий для формирования и продвижения качественного и конкурентоспособного туристского продукта на внутреннем и международном туристских рынках, усиление социальной роли туризма и обеспечение доступности туристских услуг, отдыха и оздоровления для граждан Российской Федерации. В Стратегии даётся определение "культурно-познавательному туризму" - путешествие с познавательными целями, которое знакомит туриста с историко-культурными и природными ценностями, традициями и обычаями, в том числе посредством осуществления экскурсионной деятельности и проведения событийных мероприятий [1].

Стратегия определяет своей целью усиление социальной роли туризма, увеличение доступности услуг туризма, отдыха и оздоровления для всех жителей Российской Федерации.

Перечень задач Стратегии включает: создание конкурентоспособного туристского продукта Российской Федерации; стимулирование спроса и повышение доступности туристского продукта Российской Федерации на внутреннем и внешнем рынках; совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере туризма с учетом тенденций развития туристской отрасли; совершенствование системы управления туризмом в Российской Федерации, в том числе системы сбора, обработки и анализа статистических данных о развитии туризма [1].

Цели государственной стратегии в области туризма и деятельность культурно-досуговых учреждений объединяет тот факт, что значительная часть малых городов и прилегающих территорий Российской Федерации являются средоточием уникальных памятников культурного и природного наследия, центров культурно-познавательного туризма.

Перед учреждениями культурно-досугового типа, особенно в городах-курортах, стоит немаловажная задача – внедрять и развивать ряд услуг, которые направлены на популяризацию территории, реализацию туристического потенциала учреждения культуры, развитие культурно-познавательного туризма.

В Стратегии развития туризма в Российской Федерации определяются специальные инструменты развития культурно-познавательного туризма: развитие объектов туристической инфраструктуры, в том числе с использованием современных технологий; разработка системы продажи электронных билетов на посещение объектов культурно-познавательного туризма, в том числе разовых билетов на посещение нескольких объектов, туристических карт городов и субъектов Российской Федерации; разработка системы поддержки мастеров народных художественных промыслов, формирующих привлекательность туристических территорий [1].

Когда речь идет о сохранении уникальной среды, роль культурно-досуговых учреждений трудно переоценить.

На примере города-курорта Железноводска хотим отметить один из проектов, который дал замечательную отдачу, – мастерская Железноводкого сувенира. В уникальной мастерской дети и взрослые получают не только художественные навыки, но и создают железноводский сувенир своими руками! На мастер-классах все желающие обучаются трафаретной живописи и создают открытку, расписывают декоративную тарелку с изображением архитектуры Железноводска, а на кружку наносят удивительные горные пейзажи. Мастер-классы проводятся ежедневно. Посетителями мероприятия в основном являются гости города- туристы, которые приезжают на отдых и лечение. Основной вид культурно-досуговых мероприятий- развлекательные: концерты, кино.

Сама локация для подобного проекта является составляющей приобщения детей и взрослых к истории региона. «Пушкинская галерея» – объект культурного наследия (памятник истории и культуры) федерального значения народов Российской Федерации. Осенью 1901 года на отроге горы Железной галерею установил архитектор С. Шиллер. Назвали ее «Железной». Официальное открытие галереи было 20 мая 1902 года. А 2 июня 1902 года газеты писали: «Железноводская галерея – новое, только что законченное обширное здание, представленное для развлечения публики, для танцевальных вечеров и спектаклей. По легкости и архитектуры галерея составляет главное украшение Железноводского парка». Открытие этого курзала совпало с 65-летием со дня смерти А.С.Пушкина, поэтому сооружение назвали Пушкинской галереей», так что первое название галереи «Железная» просуществовало недолго [2].

В учреждении культуры регулярно проходят выставки известных художников России, фотовернисажи, концерты и спектакли. Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Пушкинская галерея» является площадкой проведения крупнейших мероприятий Ставропольского края международного фестиваля «Герой и время» и джазового фестиваля «Триумф Джаза. Ставрополье». Галерея расположена в центре Курортного парка, где проводят своё свободное время гости Железноводска из самых разных уголков страны и ближнего зарубежья. Это красивое здание находится вблизи источников минеральной воды и является местом встречи с культурной жизнью курорта. В залах Пушкинской галереи поражает воображение «радуга витражей и эклектическое своеобразие декора», изготовленного в Варшаве.

Более ста мастер-классов были проведены в 2022 году для более полутора тысячи человек и имели положительные отзывы. Также были проведены творческие мастер-классы на тему «Традиции Кавказа» для школьников в рамках реализации национального проекта «Культура», включающего федеральный проект «Творческие люди» для почти трёхсот участников маршрута, который был разработан туристической фирмой «Лайт».

Уникальность проекта состоит в том, что такого рода мероприятий в регионе не проводится. Существуют мастер-классы, но нет единого комплексного подхода к развитию туристического потенциала территории через создание творческого пространства, которое отражает культурный код региона, где человек непосредственно сам включён в творческую и познавательную деятельность. Сам подход к проведению мероприятия через раскрытие туристической деятельности – создание сувенира, является необычным для учреждения культуры, но эффективным для привлечения посетителей, также оставляя положительные эмоции и впечатления от посещения курорта.

Каждая территория имеет свое уникальное культурно-историческое наследие, которое является основой познавательного туризма. Деятельность культурно-досуговых учреждений в сфере познавательного туризма позволяет уделять больше внимания локальной культуре, истории и традициям, учитывать интересы разных групп населения и местного сообщества в целом, осуществлять разноплановую проектную деятельность. С этим связаны перспективы развития познавательного туризма и других форм досугового образования [3].

Текст статьи
  1. Распоряжение Правительства РФ от 20.09.2019 N 2129-р (ред. от 07.02.2022)». – Режим доступа: - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1870// (дата обращения 10.01.2023). – Текст: электронный.
  2. Об учреждении. – Режим доступа: - URL: https://gallery.stv.muzkult.ru/requiments (дата обращения 10.01.2023). – Текст: электронный.
  3. Трофимова И.Н. — Познавательный туризм как направление деятельности культурно-досуговых учреждений // Политика и Общество. – 2019. – № 3. DOI: 10.7256/2454-0684.2019.3.29983 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=29983
Список литературы