Главная
АИ #3 (133)
Статьи журнала АИ #3 (133)
Поддерживаемое трудоустройство людей с ментальной инвалидностью в России

Поддерживаемое трудоустройство людей с ментальной инвалидностью в России

Автор(-ы):

Мулерова Маргарита Сергеевна

19 января 2023

Секция

Социология

Ключевые слова

РАС
ментальная инвалидность
трудоустройство

Аннотация статьи

В статье рассмотрена современная ситуация с трудоустройством людей с ментальной инвалидностью. Проанализирован опыт социальных благотворительных организаций.

Текст статьи

В России вопрос трудоустройства граждан является чрезвычайно актуальным. Немалые трудности в этой сфере испытывают и граждане, имеющие особенности развития, среди которых в том числе люди с аутизмом. На данный момент в России большинство людей с РАС и различными формами ментальной инвалидности не трудоустроено [5]. У этой проблемы много причин: люди с ментальной инвалидностью могут испытывать сложности при обучении профессиональным навыкам и переносе их из учебной в «реальную» рабочую среду, а недостаточно усвоенные социальные навыки и особенности поведения, также, как и укоренённые в обществе стереотипы, могут оттолкнуть потенциального работодателя. Тяжёлые формы ментальной инвалидности становятся непреодолимым препятствием на пути к трудоустройству, мешая человеку реализовать право на труд и раскрыть свой потенциал, что усугубляет проблему социальной изоляции.

Лица с расстройством аутистического спектра, в свою очередь, являются частью другого большого сообщества – лиц с инвалидностью, поэтому при трудоустройстве на аутистов распространяются нормы законодательства Российской Федерации об инвалидах. Государственная политика в отношении людей с инвалидностью достаточно прогрессивна и регулируется положениями Конвенции ООН о правах инвалидов, Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Трудовым кодексом [2]. Гарантировано предоставление равных с другими гражданами возможностей в реализации трудовых, а также социальных, культурных, личных и политических прав, устранение ограничений их жизнедеятельности, запрещается любая дискриминация.

Модель сопровождаемого трудоустройства была впервые разработана и начала применяться в США, Канаде и скандинавских странах в 1970–1980-х годах. Первые программы сопровождаемого трудоустройства создавались для людей с легкими или умеренными интеллектуальными нарушениями. В дальнейшем данная модель стала использоваться и в работе с другими целевыми группами, которые испытывают трудности в поиске и / или сохранении работы.

Для человека с особыми потребностями занятость важна не только как способ повышения самооценки и развития личности – она обеспечивает ему экономический путь к самостоятельной жизни, помогая ему из получателя социального обеспечения перейти в статус налогоплательщика. Это подтверждают данные социологического исследования, проведенного O+K Research: подавляющее большинство российских семей, воспитывающих молодых взрослых с РАС и / или интеллектуальными нарушениями, считают поиск оплачиваемой работы приоритетом и планируют в будущем искать возможности трудоустройства [1].

Чтобы трудоустроиться и успешно работать, мало овладеть специальными трудовыми навыками: нужно уметь доехать до работы и вернуться после работы домой, приезжать на работу вовремя, общаться с коллегами, понимать и выполнять инструкции, в общем, обладать множеством базовых, «пререквизитных» навыков – не только трудовых, но также бытовых и социальных. При этом необходимо, чтобы работодатель создал среду, в которой человек с ментальной инвалидностью сможет реализовать эти навыки. Поиск подходящего работодателя – это отдельная проблема для людей с РАС и их близких, не говоря уже о сложных юридических аспектах трудоустройства людей с тяжёлыми формами ментальной инвалидности.

Для того чтобы конституционное право людей с РАС и/или интеллектуальными нарушениями на труд перестало существовать только на бумаге, необходимо развитие всех компонентов услуг по сопровождаемому трудоустройству. Имеющийся в мире и в России опыт доказывает возможность и эффективность услуг сопровождаемого трудоустройства, оказываемых самыми разными организациями и субсидируемых из бюджетов различных уровней или благотворительных пожертвований [4]. В обоих случаях требуется создание института специалистов по сопровождению при трудоустройстве, обладающих соответствующими знаниями и навыками. Подобные процессы уже начались в системе общего среднего образования: для успешного сопровождения детей в школе есть тьюторы, обучением которых занимаются вузы, институты системы непрерывного педагогического образования и НКО.

Программы сопровождаемого (поддерживаемого) трудоустройства существуют во многих странах, и в разных странах они реализуются по-разному: где-то это государственные программы, где-то – частные инициативы. Общие принципы сопровождаемого трудоустройства можно сформулировать следующим образом: индивидуальное планирование для каждого участника программы, обучение на рабочем месте, интеграция (участники программы работают в тех же условиях, что и остальные работники), помощь и сопровождение на рабочем месте в течение продолжительного времени [3]. Такой подход позволяет обеспечить успешный перенос трудовых и социальных навыков из учебной среды в рабочую. Специалист, сопровождающий участника программы, на первых этапах может непосредственно помогать ему в выполнении трудовых задач и налаживать коммуникацию между участником программы и остальными работниками.

В России практика сопровождаемого трудоустройства пока не получила широкого распространения. Низкий уровень информированности как потенциальных работодателей, так и семей молодых людей с ментальной инвалидностью, а также отсутствие хоть сколько-нибудь значимого количества постоянно работающих программ сопровождаемого трудоустройства и подготовленных специалистов для сопровождения – всё это приводит к тому, что люди, способные продуктивно работать на реальных рабочих местах, в лучшем случае трудоустраиваются в специализированные предприятия для инвалидов, а по большей части сидят дома.

Доступ к трудоустройству – это одно из основных прав, зафиксированное в законодательстве Российской Федерации. Тем не менее, подавляющее большинство людей с аутизмом по-прежнему не работают. Так происходит не только из-за того, что они испытывают определённые трудности при общении и социальном взаимодействии, но и потому, что им по-прежнему не хватает возможностей получать соответствующее образование, обучение и поддержку, а также в силу того, что они по-прежнему сталкиваются с дискриминацией и предрассудками. Адаптировать нужно не только людей с аутизмом, но и работодателей: учить общаться на равных, не игнорируя особенности сотрудника.

Список литературы

  1. O+K Research. Отчет о результатах исследования отношения семей к вопросам сопровождаемого трудоустройства людей с РАС и / или интеллектуальными нарушениями 2020г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://okresearch.ru (дата обращения 28.11.2022)
  2. Концепция сопровождаемого трудоустройства людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре. 
  3. Кошенова М.И. Волонтерское сопровождение процесса интеграции подростков и молодых людей с расстройствами аутистического спектра в общество: ресурсы и проблемы // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2018. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/volonterskoe-soprovozhdenie-protsessa-integratsii-podrostkov-i-molodyh-lyudey-s-rasstroystvami-autisticheskogo-spektra-v-obschestvo (дата обращения: 28.11.2022).
  4. Программы сопровождаемого трудоустройства для людей с РАС и / или интеллектуальными нарушениями: обзор российского и международного опыта. 2020–2021/ / [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nakedheart.ru (дата обращения 28.11.2022)
  5. Сучкова Т.Е., Гвоздкова А.А. о проблеме трудоустройства лиц с расстройством аутистического спектра в российской федерации // ППД. 2022. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-probleme-trudoustroystva-lits-s-rasstroystvom-autisticheskogo-spektra-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 28.11.2022).

Поделиться

533

Мулерова М. С. Поддерживаемое трудоустройство людей с ментальной инвалидностью в России // Актуальные исследования. 2023. №3 (133). Ч.I.С. 66-68. URL: https://apni.ru/article/5417-podderzhivaemoe-trudoustrojstvo-lyudej-s-inva

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Социология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля