В России вопрос трудоустройства граждан является чрезвычайно актуальным. Немалые трудности в этой сфере испытывают и граждане, имеющие особенности развития, среди которых в том числе люди с аутизмом. На данный момент в России большинство людей с РАС и различными формами ментальной инвалидности не трудоустроено [5]. У этой проблемы много причин: люди с ментальной инвалидностью могут испытывать сложности при обучении профессиональным навыкам и переносе их из учебной в «реальную» рабочую среду, а недостаточно усвоенные социальные навыки и особенности поведения, также, как и укоренённые в обществе стереотипы, могут оттолкнуть потенциального работодателя. Тяжёлые формы ментальной инвалидности становятся непреодолимым препятствием на пути к трудоустройству, мешая человеку реализовать право на труд и раскрыть свой потенциал, что усугубляет проблему социальной изоляции.
Лица с расстройством аутистического спектра, в свою очередь, являются частью другого большого сообщества – лиц с инвалидностью, поэтому при трудоустройстве на аутистов распространяются нормы законодательства Российской Федерации об инвалидах. Государственная политика в отношении людей с инвалидностью достаточно прогрессивна и регулируется положениями Конвенции ООН о правах инвалидов, Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Трудовым кодексом [2]. Гарантировано предоставление равных с другими гражданами возможностей в реализации трудовых, а также социальных, культурных, личных и политических прав, устранение ограничений их жизнедеятельности, запрещается любая дискриминация.
Модель сопровождаемого трудоустройства была впервые разработана и начала применяться в США, Канаде и скандинавских странах в 1970–1980-х годах. Первые программы сопровождаемого трудоустройства создавались для людей с легкими или умеренными интеллектуальными нарушениями. В дальнейшем данная модель стала использоваться и в работе с другими целевыми группами, которые испытывают трудности в поиске и / или сохранении работы.
Для человека с особыми потребностями занятость важна не только как способ повышения самооценки и развития личности – она обеспечивает ему экономический путь к самостоятельной жизни, помогая ему из получателя социального обеспечения перейти в статус налогоплательщика. Это подтверждают данные социологического исследования, проведенного O+K Research: подавляющее большинство российских семей, воспитывающих молодых взрослых с РАС и / или интеллектуальными нарушениями, считают поиск оплачиваемой работы приоритетом и планируют в будущем искать возможности трудоустройства [1].
Чтобы трудоустроиться и успешно работать, мало овладеть специальными трудовыми навыками: нужно уметь доехать до работы и вернуться после работы домой, приезжать на работу вовремя, общаться с коллегами, понимать и выполнять инструкции, в общем, обладать множеством базовых, «пререквизитных» навыков – не только трудовых, но также бытовых и социальных. При этом необходимо, чтобы работодатель создал среду, в которой человек с ментальной инвалидностью сможет реализовать эти навыки. Поиск подходящего работодателя – это отдельная проблема для людей с РАС и их близких, не говоря уже о сложных юридических аспектах трудоустройства людей с тяжёлыми формами ментальной инвалидности.
Для того чтобы конституционное право людей с РАС и/или интеллектуальными нарушениями на труд перестало существовать только на бумаге, необходимо развитие всех компонентов услуг по сопровождаемому трудоустройству. Имеющийся в мире и в России опыт доказывает возможность и эффективность услуг сопровождаемого трудоустройства, оказываемых самыми разными организациями и субсидируемых из бюджетов различных уровней или благотворительных пожертвований [4]. В обоих случаях требуется создание института специалистов по сопровождению при трудоустройстве, обладающих соответствующими знаниями и навыками. Подобные процессы уже начались в системе общего среднего образования: для успешного сопровождения детей в школе есть тьюторы, обучением которых занимаются вузы, институты системы непрерывного педагогического образования и НКО.
Программы сопровождаемого (поддерживаемого) трудоустройства существуют во многих странах, и в разных странах они реализуются по-разному: где-то это государственные программы, где-то – частные инициативы. Общие принципы сопровождаемого трудоустройства можно сформулировать следующим образом: индивидуальное планирование для каждого участника программы, обучение на рабочем месте, интеграция (участники программы работают в тех же условиях, что и остальные работники), помощь и сопровождение на рабочем месте в течение продолжительного времени [3]. Такой подход позволяет обеспечить успешный перенос трудовых и социальных навыков из учебной среды в рабочую. Специалист, сопровождающий участника программы, на первых этапах может непосредственно помогать ему в выполнении трудовых задач и налаживать коммуникацию между участником программы и остальными работниками.
В России практика сопровождаемого трудоустройства пока не получила широкого распространения. Низкий уровень информированности как потенциальных работодателей, так и семей молодых людей с ментальной инвалидностью, а также отсутствие хоть сколько-нибудь значимого количества постоянно работающих программ сопровождаемого трудоустройства и подготовленных специалистов для сопровождения – всё это приводит к тому, что люди, способные продуктивно работать на реальных рабочих местах, в лучшем случае трудоустраиваются в специализированные предприятия для инвалидов, а по большей части сидят дома.
Доступ к трудоустройству – это одно из основных прав, зафиксированное в законодательстве Российской Федерации. Тем не менее, подавляющее большинство людей с аутизмом по-прежнему не работают. Так происходит не только из-за того, что они испытывают определённые трудности при общении и социальном взаимодействии, но и потому, что им по-прежнему не хватает возможностей получать соответствующее образование, обучение и поддержку, а также в силу того, что они по-прежнему сталкиваются с дискриминацией и предрассудками. Адаптировать нужно не только людей с аутизмом, но и работодателей: учить общаться на равных, не игнорируя особенности сотрудника.