Учет расчетов с бюджетом (по налогам) в государственных учреждениях Российской Федерации

Организация учета в учреждениях, финансируемых из бюджетов различных уровней, всегда имела определенные особенности в отличие от учета коммерческих организаций. В статье рассмотрены порядок отражения в учете, уплачиваемых налогов различными типами государственных (муниципальных) учреждений.

Аннотация статьи
план счетов
государственные учреждения
бюджетные учреждения
бухгалтерский учет
виды налогов
налоговый учет
Ключевые слова

Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают бухгалтерский и налоговый учет. Единая система исполнительной власти в России состоит не только из федеральных органов, но и из органов исполнительной власти субъектов Федерации. И те, и другие органы функционируют на горизонтальном уровне системы исполнительной власти РФ. Государственные и муниципальные учреждения, выступая в роли самостоятельных экономических субъектов, осуществляют бухгалтерский и налоговый учет и формируют отчетность, что позволяет отслеживать не только правильность расходования бюджетных средств, но и результативность их использования при оказании государственных услуг и выполнения работ.

В Российской Федерации государственные (муниципальные) учреждения подразделяются на казенные, бюджетные и автономные. Министерство финансов Российской Федерации разрабатывает определенные приказы относительно бухгалтерского учета и отчетности для различных видов государственных учреждений (табл.1) [2].

Таблица 1

Организация бухгалтерского учета и отчетности государственных (муниципальных) учреждений в соответствии с Минфин РФ [1]

Показатель

Казенное учреждение

Бюджетное учреждение

Автономное учреждение

Учет (общий для всех государственных (муниципальных) учреждений)

Приказ Минфина РФ от 01.12.2010г. № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов)»

Правила применения Единого плана счетов, в том числе по объектам учета

Приказ Минфина РФ от 06.12.2010г. № 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению»

Приказ Минфина РФ от 16.12.2010г. № 174н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению»

 

(проект изменений — сайт Минфина РФ)

Приказ Минфина РФ от 23.12.2010г. № 183н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению»

Государственные и муниципальные организации, как и коммерческие организации, обязаны осуществлять налоговые платежи в бюджет. Федеральный Налоговый кодекс Российской Федерации (далее – НК РФ) предусматривает уплату налогов, взносов, сборов и таможенных пошлин.

Структура налогов для учреждений в целом одинакова [3]:

  • налог на добавленную стоимость (НДС);
  • налог на прибыль организаций;
  • налог на имущество организаций;
  •  транспортный налог;
  • земельный налог.

НК РФ для казенных, автономных и бюджетных организаций предусматривает некоторые особенности в отношении начисления и уплаты налога на прибыль, НДС и государственной пошлины.

Обязанность обложения налога на прибыль организаций появляется у бюджетных предприятий только в том случае, если она ведет коммерческую деятельность. Сами госорганы не принимают бюджетные средства, деньги направляются в органы государственной власти, местного самоуправления и т.д. Также не применяются нормы Бюджетного кодекса о получателях бюджетных средств, так как данные учреждения не признаются получателями денег. Таким образом, если государственное учреждение занимается исключительно выполнением заданий государственных и муниципальных ведомств за счет средств субсидирования и соответствующих бюджетов, результаты ее работы не подлежат обложению налогом на прибыль организаций [3].

Все государственные учреждения освобождаются от уплаты НДС за услуги, оказываемые в соответствии со статьей п. 4.1 ст. 146 НК РФ. Однако реализация промышленных товаров не включена в список освобожденных от НДС и, следовательно, подлежит налогообложению. Если государственная организация производит товары или предоставляет услуги, налоговые записи по этим операциям должны вестись отдельно.

Согласно с пп.17 п.3 ст.346.12 НК РФ, казенное учреждение не имеют права на упрощенную систему налогообложения (УСН). Бюджетные и автономные учреждения могут воспользоваться УСН, ограничений как таковых по применению нет, кроме общих условий (5, ст. 346.12). Также казенные учреждения не уплачивают государственную пошлину, в отличие от бюджетных учреждений и автономных. Бюджетные и автономные учреждения уплачивают госпошлину, за исключением отдельных налоговых преференций, предусмотренных ст. 333.35 НК РФ.

Транспортный налог, земельный налог и налог на имущество организаций, в целом одинакова для всех видов госучреждений (рисунок).

Рис. Налогообложение в государственных учреждениях

На примере бюджетных организаций предоставим план типовых проводок непосредственно по налогам и сборам (табл. 2).

Таблица 2

Корреспонденция счетов по начислению и уплате налогов

Содержание операции

Дебет

Кредит

Налог на прибыль организаций

2 401 10 130

2 401 10 180

2 303 03 000

НДС

2 401 10 130

2 401 10 180

2 401 20 200

2 303 04 000

Иных налогов

0 401 20 200

0 109 00 200

0 303 05 000

0 303 12 000

0 303 13 000

Уплата налогов

2 303 03 000

2 303 04 000

0 303 05 000

0 303 12 000

0 303 13 000

0 201 11 000

0 201 21 000

0 304 05 000

Источник: составлено автором.

Таким образом, для государственных органов важно юридически определить налогооблагаемую базу и учитывать активы и обязательства отдельно. Расчеты по счетам производятся по источнику их формирования, т.е. за счет бюджетных средств и доходов от деятельности. Для определения правил ведения учета расчетов с бюджетом необходимо понять, какой вид государственных учреждений нам интересен, поскольку в зависимости от типа учреждения будет определяться используемый план счетов. В Инструкции №157н содержатся общие требования к формированию счетов бухгалтерского учета. Остальные инструкции отражают порядок использования счетов соответствующих им типов учреждений.

Текст статьи
  1. Дементьева, Н. М. Учет налогов в бюджетных учреждениях / Н.М. Дементьева // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях, 2014, № 9 (345), – С.22-26.
  2. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.11 г. № 402-ФЗ: (в ред. от 29.07.18 г.): сайт // Консультант Плюс - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122855/ (дата обращения 17.12.2022)
  3. Солодова, С. В. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях: Учебник / С. В. Солодова, А. В. Глущенко. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Юрайт, 2020. – 34 с.
Список литературы