Главная
АИ #3 (133)
Статьи журнала АИ #3 (133)
Учет расчетов с бюджетом (по налогам) в государственных учреждениях Российской Ф...

Учет расчетов с бюджетом (по налогам) в государственных учреждениях Российской Федерации

Научный руководитель

Солодова Светлана Викторовна

Рубрика

Экономика и управление

Ключевые слова

бухгалтерский учет
план счетов
налоговый учет
государственные учреждения
бюджетные учреждения
виды налогов

Аннотация статьи

Организация учета в учреждениях, финансируемых из бюджетов различных уровней, всегда имела определенные особенности в отличие от учета коммерческих организаций. В статье рассмотрены порядок отражения в учете, уплачиваемых налогов различными типами государственных (муниципальных) учреждений.

Текст статьи

Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают бухгалтерский и налоговый учет. Единая система исполнительной власти в России состоит не только из федеральных органов, но и из органов исполнительной власти субъектов Федерации. И те, и другие органы функционируют на горизонтальном уровне системы исполнительной власти РФ. Государственные и муниципальные учреждения, выступая в роли самостоятельных экономических субъектов, осуществляют бухгалтерский и налоговый учет и формируют отчетность, что позволяет отслеживать не только правильность расходования бюджетных средств, но и результативность их использования при оказании государственных услуг и выполнения работ.

В Российской Федерации государственные (муниципальные) учреждения подразделяются на казенные, бюджетные и автономные. Министерство финансов Российской Федерации разрабатывает определенные приказы относительно бухгалтерского учета и отчетности для различных видов государственных учреждений (табл.1) [2].

Таблица 1

Организация бухгалтерского учета и отчетности государственных (муниципальных) учреждений в соответствии с Минфин РФ [1]

Показатель

Казенное учреждение

Бюджетное учреждение

Автономное учреждение

Учет (общий для всех государственных (муниципальных) учреждений)

Приказ Минфина РФ от 01.12.2010г. № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов)»

Правила применения Единого плана счетов, в том числе по объектам учета

Приказ Минфина РФ от 06.12.2010г. № 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению»

Приказ Минфина РФ от 16.12.2010г. № 174н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению»

 

(проект изменений — сайт Минфина РФ)

Приказ Минфина РФ от 23.12.2010г. № 183н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению»

Государственные и муниципальные организации, как и коммерческие организации, обязаны осуществлять налоговые платежи в бюджет. Федеральный Налоговый кодекс Российской Федерации (далее – НК РФ) предусматривает уплату налогов, взносов, сборов и таможенных пошлин.

Структура налогов для учреждений в целом одинакова [3]:

  • налог на добавленную стоимость (НДС);
  • налог на прибыль организаций;
  • налог на имущество организаций;
  •  транспортный налог;
  • земельный налог.

НК РФ для казенных, автономных и бюджетных организаций предусматривает некоторые особенности в отношении начисления и уплаты налога на прибыль, НДС и государственной пошлины.

Обязанность обложения налога на прибыль организаций появляется у бюджетных предприятий только в том случае, если она ведет коммерческую деятельность. Сами госорганы не принимают бюджетные средства, деньги направляются в органы государственной власти, местного самоуправления и т.д. Также не применяются нормы Бюджетного кодекса о получателях бюджетных средств, так как данные учреждения не признаются получателями денег. Таким образом, если государственное учреждение занимается исключительно выполнением заданий государственных и муниципальных ведомств за счет средств субсидирования и соответствующих бюджетов, результаты ее работы не подлежат обложению налогом на прибыль организаций [3].

Все государственные учреждения освобождаются от уплаты НДС за услуги, оказываемые в соответствии со статьей п. 4.1 ст. 146 НК РФ. Однако реализация промышленных товаров не включена в список освобожденных от НДС и, следовательно, подлежит налогообложению. Если государственная организация производит товары или предоставляет услуги, налоговые записи по этим операциям должны вестись отдельно.

Согласно с пп.17 п.3 ст.346.12 НК РФ, казенное учреждение не имеют права на упрощенную систему налогообложения (УСН). Бюджетные и автономные учреждения могут воспользоваться УСН, ограничений как таковых по применению нет, кроме общих условий (5, ст. 346.12). Также казенные учреждения не уплачивают государственную пошлину, в отличие от бюджетных учреждений и автономных. Бюджетные и автономные учреждения уплачивают госпошлину, за исключением отдельных налоговых преференций, предусмотренных ст. 333.35 НК РФ.

Транспортный налог, земельный налог и налог на имущество организаций, в целом одинакова для всех видов госучреждений (рисунок).

Рис. Налогообложение в государственных учреждениях

На примере бюджетных организаций предоставим план типовых проводок непосредственно по налогам и сборам (табл. 2).

Таблица 2

Корреспонденция счетов по начислению и уплате налогов

Содержание операции

Дебет

Кредит

Налог на прибыль организаций

2 401 10 130

2 401 10 180

2 303 03 000

НДС

2 401 10 130

2 401 10 180

2 401 20 200

2 303 04 000

Иных налогов

0 401 20 200

0 109 00 200

0 303 05 000

0 303 12 000

0 303 13 000

Уплата налогов

2 303 03 000

2 303 04 000

0 303 05 000

0 303 12 000

0 303 13 000

0 201 11 000

0 201 21 000

0 304 05 000

Источник: составлено автором.

Таким образом, для государственных органов важно юридически определить налогооблагаемую базу и учитывать активы и обязательства отдельно. Расчеты по счетам производятся по источнику их формирования, т.е. за счет бюджетных средств и доходов от деятельности. Для определения правил ведения учета расчетов с бюджетом необходимо понять, какой вид государственных учреждений нам интересен, поскольку в зависимости от типа учреждения будет определяться используемый план счетов. В Инструкции №157н содержатся общие требования к формированию счетов бухгалтерского учета. Остальные инструкции отражают порядок использования счетов соответствующих им типов учреждений.

Список литературы

  1. Дементьева, Н. М. Учет налогов в бюджетных учреждениях / Н.М. Дементьева // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях, 2014, № 9 (345), – С.22-26.
  2. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.11 г. № 402-ФЗ: (в ред. от 29.07.18 г.): сайт // Консультант Плюс - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122855/ (дата обращения 17.12.2022)
  3. Солодова, С. В. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях: Учебник / С. В. Солодова, А. В. Глущенко. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Юрайт, 2020. – 34 с.

Поделиться

746

Калмыкова К. С. Учет расчетов с бюджетом (по налогам) в государственных учреждениях Российской Федерации // Актуальные исследования. 2023. №3 (133). Ч.II.С. 26-28. URL: https://apni.ru/article/5418-uchet-raschetov-s-byudzhetom-po-nalogam-v-gos

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря