Элементы народоведения в логопедической практике в ДОУ

В статье актуализируется роль элементов народоведения в процессе организации логопедической практики в ДОУ.

Аннотация статьи
логопедия
коррекция
народоведение
детский сад
Ключевые слова

Гармоничное развитие личности невозможно без нравственного воспитания и культурного наследия прошлого, приобщения к общечеловеческим культурным ценностям. Значительную роль при этом имеют искусство и музыка.

Одним из факторов развития духовного потенциала дошкольников является музыкальное воспитание, которое помогает восприятию музыки. Итогом нравственного воспитания является формирование общественно-культурной личности.

В приобщении детей к музыке, при всем богатстве ее форм и жанров, главную роль играет русская народная музыка, которая имеет четко выраженную воспитательную направленность, связанную с формированием целесообразности нравственного поведения человека в жизненном цикле.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников – важнейшая составляющая народа. Задача образования – обеспечить историческую преемственность поколений средствами национальной культуры. Поэтому важно познакомить молодое поколение с достижением общечеловеческой культуры, творческим наследием выдающихся людей, которые сберегли и донесли до нас народные песни, обычаи и традиции, историю родного края.

Русская народная музыка передает основные важнейшие представления народа о главных жизненных ценностях: труде, семье, любви, общественном долге, Родине. В ней отражена вся жизнь русского человека, в той степени, в которой она волнует душу чувством печали, скорби и отрады. Колыбельные песни, прибаутки, песни – потешки, пестушки готовят ребенка к взрослой жизни. Сколько же в них настоящей глубины, человечности, жизненной правды!

Глубоко выразительны мелодии русских песен, поражающие своей красотой и разнообразием. Как просты и приятны народные напевы, как благотворно влияют на наше сознание, духовный мир. С самого детства из маминых уст ребенок слышит колыбельные песни.

Народная песня – самая демократичная, доступная для всех форма приобщения к народному музыкальному творчеству. Песня помогает понять характер народа: его безмерную широту, доброту и щедрость. Русская народная песня – основной вид музыкального творчеств русского народа. Тесно связана с жизнью и бытом, передается устно от поколения к поколению, трансформируясь в процессе исполнения. Народные песни поражают своим жанровым разнообразием.

Для формирования интереса у молодого поколения к национальным культурным ценностям наиболее важное значение имеют те элементы фольклора, которые сохранились до настоящего времени в быту, и, в частности – основные календарные праздники, в большей степени те из них, в которых традиционно принимает участие дошкольники. Это, например, Святки, встреча весны, Масленица, Пасха, Троица.

Память о наших предках и духовная связь с ними составляют богатство нашей души. Ведь для того, чтобы мы сейчас жили и были такими, какие мы есть, многие поколения людей создавали наше общество, делали жизнь такой, какой увидели ее мы. Да и в нас самих – прямое продолжение нравственных, культурных, исторических ценностей дедов и прадедов. Каждый человек неповторим в своей индивидуальности, каждый оставляет свой след в жизни, память о своих делах, мыслях, жизненных устремлениях. Поэтому мы всегда должны хранить в своей памяти след той человеческой красоты, тот огонь, который они передавали из поколения в поколение, а мы передадим нашим потомкам.

Введение элементов народоведения в коррекционно-образовательный процесс для детей дошкольного возраста с нарушениями речи позволяет пробудить их интерес к содержанию занятий, процессу обучения в целом, добиться усвоения материала.

Русская культура богата и разнообразна, самобытна и неповторима. Нам есть чем гордиться и что передавать своим детям. Пусть в нашей стране повсюду звучат русские песни: в детских садах, школах, колледжах, институтах, университетах. Хочется чувствовать свою сопричастность с русской народной песней на протяжении всей жизни. Хочется продолжать традиции наших предков.

Текст статьи
  1. Щуров В. М. Автор // Жанры русского музыкального фольклора. Т.2. – М.,2007.
  2. Веретенников И. И. Автор // Народное музыкальное творчество Белгородского края. Издательский дом «В. Шаповалов», Белгород, 2000.
  3. Народная музыка в системе профессионального образования // [г. Белгород 2015].
  4. Щуров В. М. Автор // Песни Усёрдской строны. – М: Композитор, 1995.
  5. Горбатовская А. В. Автор // Счастливая путь – дорожка Народные песни села Боровое Новоосольского района Белгородской области. – Белгород: ОАО «Белгородская областная типография», 2007.
  6. Гаврилова Н. А. Автор // Народные песни Соловьиного края. В. 1.- К., 2005.
  7. Попова Т. Автор // Основы русской народной музыки. – М.: Музыка, 1977.
  8. Жиров М. С. Автор // Народная художественная культура Белгородчины. – Белгород, 2000.
  9. Жиров М. С. Автор // Азбука русского фольклора в дошкольных, образовательных и досуговых учреждениях. – Белгород, 2000.
  10. Моисеева Н. Автор // Ходит сон у окон. – Белгород, 1999.
  11. Сысоева Г. Я. Автор // Цветочек мой лазоревый: Народные песни Воронежской области. – Воронежская областная типография – издательство им. Е. А. Болховитинова, 2009.
Список литературы