Гармоничное развитие личности невозможно без нравственного воспитания и культурного наследия прошлого, приобщения к общечеловеческим культурным ценностям. Значительную роль при этом имеют искусство и музыка.
Одним из факторов развития духовного потенциала дошкольников является музыкальное воспитание, которое помогает восприятию музыки. Итогом нравственного воспитания является формирование общественно-культурной личности.
В приобщении детей к музыке, при всем богатстве ее форм и жанров, главную роль играет русская народная музыка, которая имеет четко выраженную воспитательную направленность, связанную с формированием целесообразности нравственного поведения человека в жизненном цикле.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников – важнейшая составляющая народа. Задача образования – обеспечить историческую преемственность поколений средствами национальной культуры. Поэтому важно познакомить молодое поколение с достижением общечеловеческой культуры, творческим наследием выдающихся людей, которые сберегли и донесли до нас народные песни, обычаи и традиции, историю родного края.
Русская народная музыка передает основные важнейшие представления народа о главных жизненных ценностях: труде, семье, любви, общественном долге, Родине. В ней отражена вся жизнь русского человека, в той степени, в которой она волнует душу чувством печали, скорби и отрады. Колыбельные песни, прибаутки, песни – потешки, пестушки готовят ребенка к взрослой жизни. Сколько же в них настоящей глубины, человечности, жизненной правды!
Глубоко выразительны мелодии русских песен, поражающие своей красотой и разнообразием. Как просты и приятны народные напевы, как благотворно влияют на наше сознание, духовный мир. С самого детства из маминых уст ребенок слышит колыбельные песни.
Народная песня – самая демократичная, доступная для всех форма приобщения к народному музыкальному творчеству. Песня помогает понять характер народа: его безмерную широту, доброту и щедрость. Русская народная песня – основной вид музыкального творчеств русского народа. Тесно связана с жизнью и бытом, передается устно от поколения к поколению, трансформируясь в процессе исполнения. Народные песни поражают своим жанровым разнообразием.
Для формирования интереса у молодого поколения к национальным культурным ценностям наиболее важное значение имеют те элементы фольклора, которые сохранились до настоящего времени в быту, и, в частности – основные календарные праздники, в большей степени те из них, в которых традиционно принимает участие дошкольники. Это, например, Святки, встреча весны, Масленица, Пасха, Троица.
Память о наших предках и духовная связь с ними составляют богатство нашей души. Ведь для того, чтобы мы сейчас жили и были такими, какие мы есть, многие поколения людей создавали наше общество, делали жизнь такой, какой увидели ее мы. Да и в нас самих – прямое продолжение нравственных, культурных, исторических ценностей дедов и прадедов. Каждый человек неповторим в своей индивидуальности, каждый оставляет свой след в жизни, память о своих делах, мыслях, жизненных устремлениях. Поэтому мы всегда должны хранить в своей памяти след той человеческой красоты, тот огонь, который они передавали из поколения в поколение, а мы передадим нашим потомкам.
Введение элементов народоведения в коррекционно-образовательный процесс для детей дошкольного возраста с нарушениями речи позволяет пробудить их интерес к содержанию занятий, процессу обучения в целом, добиться усвоения материала.
Русская культура богата и разнообразна, самобытна и неповторима. Нам есть чем гордиться и что передавать своим детям. Пусть в нашей стране повсюду звучат русские песни: в детских садах, школах, колледжах, институтах, университетах. Хочется чувствовать свою сопричастность с русской народной песней на протяжении всей жизни. Хочется продолжать традиции наших предков.