Главная
АИ #3 (133)
Статьи журнала АИ #3 (133)
Совершенствование социально-экономического развития Барун-Хемчикского района Рес...

Совершенствование социально-экономического развития Барун-Хемчикского района Республики Тыва

Автор(-ы):

Кужугет Ёндана Владимировна

20 января 2023

Секция

Государственное и муниципальное управление

Ключевые слова

социально-экономическое развитие
стратегическое планирование
муниципальное образование
качество жизни

Аннотация статьи

В статье рассмотрены оценка и совершенствование социально-экономического развития муниципального образования.

Текст статьи

Цель исследования: оценка и повышение социально-экономического развития муниципального образования на примере Барун-Хемчикского района Республики Тыва.

Социально-экономическое развитие Барун-Хемчикского кожууна направлено в первую очередь на повышение уровня жизни населения, обеспечение экономической и социальной стабильности, достижения конкурентных преимуществ во всех сферах и отраслях экономики. Основными направлениями развития района являются: развитие сельского хозяйства; повышение инвестиционной привлекательности; развитие малого и среднего предпринимательства; содействие стабильной работе организаций; энергосберегающая политика, оптимизация расходов; развитие жилищно-коммунального хозяйства.

Демографическая структура и рынок труда района. Снижение отмечается в 2019 году, что характеризует отрицательную динамику численности населения. А в 2020 году, в 2021 году наблюдается положительная динамика.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что наблюдается недостаточное количество проведенных мероприятий по снижению безработицы и содействию занятости населения.

Следующей составляющей социально-экономического совокупного потенциала района является потенциал социальной инфраструктуры, который, с нашей точки зрения, должен включать: жилые дома, общежития, основные средства социально-культурного, бытового назначения, торговли и общественного питания, годовую сумму денежных средств, выделяемых всеми хозяйствующими субъектами района на его социально-культурное и бытовое развитие.

Финансирование фондов непроизводственного назначения производится за счёт национальных проектов, губернаторских проектов и муниципальных подпрограмм. В 2018-2021 годах в сельском хозяйстве профинансированы в размере 88502,5 тыс. руб. жилищное хозяйство профинансировалось в рамках подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей», по программе «Устойчивое развитие села», а также по реализации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» в размере 23925,25 тысяч рублей.

Активный рост финансирования можно отметить в отрасли социального обеспечения населения. Финансирование отраслей образования, культуры, и здравоохранения производится за счёт национальных проектов, в зависимости от потребности капитальных ремонтов, и участия в губернаторских проектах и программах.

За 2018-2021 годы стабильное финансовое обеспечение получал отрасль «Здравоохранение», отрасль «Жилищного хозяйства». Самый высокий объём финансирования за 2018-2021 получили следующие отрасли социально-экономического развития: здравоохранение (1587614 тысяч рублей), социальное обеспечение (1274864 тысяч рублей) – повышена доля населения, получающихся социальное обеспечение от государства, в том числе разного рода выплаты и другие меры финансовой поддержки населения, что в свою очередь, служит причиной снижения мотивации работать. Положительная динамика развития в 2018-2021 годах в отраслях «Культура» и «Физическая культура и спорт. Нейтральная динамика, то есть изменение не наблюдается в отрасли «Здравоохранение», где наблюдаются нулевые показатели.

Для повышения социально-экономического развития очень важно место быть проведение различных мероприятий по разным отраслям развития муниципального образования. Так как именно различные мероприятия влияют на повышение тех или иных показателей, заинтересованности и занятости населения.

Положительную динамику имеют численность населения, занимающихся регулярно физической культурой и спортом, количество пользователей проводных Интернет Ресурсов, общая численность персонала здравоохранения, численность обучающихся основного образования, численность детей дошкольного образования, численность работников культуры.

Отрицательную динамику охвата населения в 2020 году имеет численность учащихся основного образования. А также отрицательное относительное отклонение имеет численность работников культуры (в сферу культуры кожууна не прибывают молодые кадры и специалисты).

Отрицательные показатели относительного и абсолютного отклонений отмечается в 2021 году в увеличении числа безработных, в количестве индивидуальных предпринимателей и самозанятых граждан, что свидетельствует об отрицательной динамике развития.

И так, на территории Барун-Хемчикского кожууна Республики Тыва реализуется большое количество национальных проектов, направленные на улучшение социально-экономического развития. Прогноз в современном мире является важнейшим механизмом развития социально-экономической структуры регионов в долгосрочной и среднесрочной перспективе. Так как благодаря данному механизму у различных регионов появляется возможность выявления своих сильных и слабых сторон.

И так, для того чтобы повысить общий уровень социально-экономического развития кожууна, необходимо преодолеть все препятствия, минимизировать ограничения можно выделить два приоритетных направления, которые базируются на развитии человеческого капитала и освоении природного и промышленного потенциала. Развитие человеческого капитала основывается на формировании системы воспроизводства человеческого потенциала, которая может включать в себя развитие социальной сферы, в частности здравоохранение, образование, демография.

Для достижения главной стратегической цели развития кожууна определены основные стратегические направления и приоритетов. Сценарии социально-экономического развития Барун-Хемчикского кожууна. Данная Стратегия определяет долгосрочные цели и задачи деятельности органов местного самоуправления по решению проблем экономики района, а также основные направления развития, является базовым документом, определяющим социально-экономическую политику Барун-Хемчикского кожууна на долгосрочную перспективу.

Немаловажной стадией жизненного цикла стратегии является процесс ее внедрения. Успешная реализация заложенных в ней мероприятий возможна в случае, координированной работы исполнительной и законодательной ветвей власти. Таким образом, представляется целесообразным создание в муниципалитетах координационного совета по разработке и внедрению стратегии устойчивого развития однородных сельских муниципальных районов.

В заключении проведенного исследования отметим, что в первой главе нами были рассмотрены основные теоретические основы социально-экономического развития муниципального образования.

Социально-экономическое развитие – это постепенный процесс повышения уровня жизни людей, увеличение качества и количества предоставляемых населению общественных благ.

Барун-Хемчикский кожуун является муниципальным образованием, которое применяет для управления своим социально-экономическим развитием стратегическое планирование и программно-целевой метод.

Проведя анализ социально-экономического развития Барун-Хемчикского кожууна, его можно оценить как устойчивое. Многие показатели социально-экономического развития имеют позитивную динамику: сельское хозяйство, агроклиматический потенциал, земельные ресурсы, агропромышленный комплекс, жилищно-коммунальное хозяйство.

Отрицательная динамика наблюдается в следующих показателях: в инвестиционной деятельности, минерально-сырьевой потенциал, демографический потенциал, производственный комплекс, транспортная логистика. К основным социально-демографические проблемам относится демографическая ситуация в Барун-Хемчикском кожууне характеризуется продолжающимся процессом естественной убыли населения. Основными причинами отрицательного сальдо миграции являются поиск более высокооплачиваемой работы и выезд выпускников общеобразовательных учреждений на обучение в города, большая часть из которых не возвращается в Барун-Хемчикский кожуун.

На территории Барун-Хемчикского кожууна активно реализуются губернаторские проекты и программы: «Одно село - один продукт», «Кыштаг для молодой семьи», «Корова-кормилица», «Чаа сорук», «Социальный картофель». «Социальный уголь», «Служебное жилье», «Гнездо орлят».

Барун-Хемчикский кожуун принадлежит к числу наиболее освоенных в сельскохозяйственном отношении муниципальных районов Республики Тыва. По удельному весу сельскохозяйственных угодий он занимает первое место среди кожуунов республики.

Агропромышленный комплекс является одним из жизненно важных секторов экономики Барун-Хемчикского кожууна. Ведущим направлением в сельскохозяйственном производстве кожууна является животноводство (основной вид деятельности которого – производство молока и мяса), растениеводство и овощеводство. Барун-Хемчикский кожуун имеет уникальные почвенно-климатические условия, которые благоприятны для производства растениеводческой продукции.

Прогноз социально-экономического развития Барун-Хемчикского кожууна Республики Тыва на 2022 год и на период до 2024 года разработан в двух вариантах – базовом и консервативном. Базовый вариант описывает наиболее вероятный сценарий развития региональной экономики с учетом ожидаемых внешних условий и принимаемых мер экономической политики на федеральном и региональном уровнях. Консервативный вариант основан на предпосылке о менее благоприятной санитарно-эпидемиологической ситуации, затяжном восстановлении экономики и структурном замедлении темпов ее роста в среднесрочной перспективе из-за последствий и повторных волн распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19.

Список литературы

  1. Эффективность управления социально-экономическим развитием административно-территориальных образований: Монография / Дуканова И.В. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 316 с.
  2. Юсупов, К.Н. Региональная экономика (для бакалавров) / К.Н. Юсупов, А.В. Янгиров, Р.Р. Ахунов, Таймасо. - М.: КноРус, 2019. - 272 c.
  3. Министерство экономического развития и промышленности Республики Тыва. Официальный сайт. [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: https://econom.rkomi.ru (дата обращения: 03.01.2022).
  4. Республика Тыва в цифрах. 2019: крас.стат.сб. / Красстат. - Кызыл, 2020. - 233 с.
  5. Республика Тыва в цифрах. 2019: крас.стат.сб. / Красстат. - Кызыл, 2021. - 225 с.
  6. Федеральная государственная статистика [Электронный ресурс] // Режим доступа: http:// www.gks.ru (дата обращения: 03.01.2022).

Поделиться

417

Кужугет Ё. В. Совершенствование социально-экономического развития Барун-Хемчикского района Республики Тыва // Актуальные исследования. 2023. №3 (133). Ч.II.С. 14-16. URL: https://apni.ru/article/5424-sovershenstvovanie-sotsialno-ekonomicheskogo

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Государственное и муниципальное управление»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля