Развитие орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка

В статье содержатся основные приемы по развитию орфографической зоркости учащихся начальных классов на уроках русского языка.

Аннотация статьи
орфографическая зоркость
русский язык
Ключевые слова

С точки зрения фонематической концепции русского правописания, орфографическая зоркость – это умение фонологически (позиционно) оценивать каждый звук слова, т.е. различать, какой звук в сильной позиции, а какой – в слабой, и, следовательно, какой однозначно указывает на букву, а какой может быть обозначен разными буквами при том же звучании. В умении обнаруживать звук, находящийся в слабой позиции, прежде всего и состоит орфографическая зоркость.

Орфографическая зоркость – это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания.

Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала.

  1. Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. Ученые-психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова. Отложится в памяти так крепко, что затем надо будет раз сто написать это слово, чтобы ликвидировать ошибку.
  2. Слуховой фактор. Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или, что он сам себе проговаривает. Поэтому учитель должен развивать фонематический слух.
  3. Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически.
  4. Проговаривание. Большую роль в формировании орфографического навыка играет орфографическое проговаривание.

Профессор М. Р. Львов выделяет шесть этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи:

  • увидеть орфограмму в слове;
  • определить ее вид: проверяемая или нет, если да, то к какой грамматико-орфографической теме относится, вспомнить правило;
  • определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы;
  • определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т. е. составить алгоритм решения задачи;
  • решить задачу, т. е. выполнить последовательные действия по алгоритму;
  • написать слово в соответствии с решением задачи и осуществить в более обобщенном виде те же этапы представляет.

В начальном обучении русскому языку велико значение упражнений.

1. Они «должны быть по возможности, самостоятельными, т.е. действительными упражнениями, а не кажущимися только».

2. «Упражнения ...должны быть систематическими», т.е.

  • «всякое новое упражнение должно находиться в связи с предыдущим, опираться на них и делать шаг вперёд»
  • «пусть дети приобретают понемногу, но не теряют ничего из приобретённого и пользуются им для приобретения нового»;
  • «чем больше развивается дар слова в детях, тем меньше должен помогать им учитель, тем самостоятельнее должны быть упражнения».

3. «Упражнения должны быть логические... Это даёт возможность находить главную мысль, привязать к ней второстепенную, схватить самую систему изложения, а не заучивать фразы и слова в том порядке, в каком они стоят».

4. «Упражнения... должны быть устные и письменные, и при том устные должны предшествовать письменным».

Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе разнообразных занятий, при чтении, при письме диктантов, при списывании, если оно осложнено соответствующими заданиями. Для успешного развития орфографической зоркости очень важна установка самих учащихся на работу.

Приёмы, развивающие орфографическую зоркость:

1. Списывание.

Алгоритм списывания, который я применяю в организации списывания на своих уроках, я его называю «пять П»:

  • Прочитай предложение.
  • Поищи орфограммы.
  • Повтори орфографически.
  • Продиктуй себе и запиши так, как проговаривал.
  • Проверь написанное.

Особое внимание уделяю выборочному списыванию, что является подготовительной работой к обучению выборочным диктантам. Установкой к выборочному списыванию могут быть следующие задания:

  1. Выпиши предложения, выражающие основную мысль текста; восклицательные предложения, побудительное, вопросительное, повествовательное; предложение, соответствующее схеме и т.д.
  2. Выпиши слова-синонимы, антонимы, родственные слова.
  3. Выпиши слова с определённым видом орфограмм; распредели слова из текста по группам, в зависимости от вида орфограмм.
  4. Выпиши слова с пропущенными буквами, определи, какая часть слова не дописана, укажи грамматические признаки слов.
  5. Спиши слова определённой части речи.
  6. Выпиши словосочетания.

2. Комментированное письмо.

Перед учеником-комментатором ставится задача – объяснить орфографическое действие наиболее полно, чтобы оно стало понятно другим.

3. Письмо с проговариванием.

Объединяет весь класс, постепенно все ребята начинают работать в хорошем темпе. Проговаривание – своего рода предупреждение ошибок.

4. Письмо с «окошком».

Ученикам дается разрешение пропускать букву, если не знаешь, какую написать.

5. Какографические упражнения.

Предусматривают исправления учениками умышленно допущенных в текстах ошибочных написаний.

6. Скоростное письмо.

Самым эффективным приемом для выработки скоростного письма является списывание на время. Методика его проведения такова:

  1. Чтение текста хором с учителем (орфоэпическое).
  2. Самостоятельное чтение хором.
  3. Объяснение орфограмм (коллективно).
  4. Считают количество предложений в тексте.
  5. Чтение по предложениям.
  6. Орфографическое чтение.
  7. По команде учителя запись текста на время (1-2 мин.).
  8. Подсчитать количество записанных слов, записать на полях.
  9. Проверка написанного.

7. Письмо по памяти.

Определённое место на уроках русского языка я отвожу письму по памяти.

Письмо по памяти я провожу по следующей схеме:

  1. Чтение (орфоэпическое) текста, работа по содержанию.
  2. Орфографическое чтение учителем, детьми, орфографический разбор.
  3. Упражнение в запоминании.
  4. Орфографическое чтение слов с орфограммами.
  5. Запись.
  6. Проверка.

8. Диктант.

  • Предупредительный диктант
  • Объяснительный диктант
  • Выборочный диктант
  • Свободный диктант
  • Самодиктант
  • Зрительно-слуховые диктанты.

Цель – предупреждение ошибок. На доске записывается текст. Этот текст выразительно читается, затем выделяются наиболее интересные с точки зрения орфографии слова, объясняется их правописание, отдельные слова проговариваются. Затем учащимся предлагается «сфотографировать» отдельные слова и увидеть их внутренним зрением (закрыть глаза и написать). Текст на время закрывается, и дети еще раз отвечают на вопросы, проговаривают трудные слова. Класс настроен написать текст без ошибок. Попутно оттачивается зрительную память.

Диктант с постукиванием.

Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать.

«Проверяю себя».

Выполняя этот диктант, учащиеся могут спрашивать у учителя, как пишется то или иное слово.

Словарный диктант.

9. Орфографические минутки.

Работу по освоению "словарных " слов строю в несколько этапов, каждый из которых призван решать конкретную задачу.

  1. Предъявление слова
  2. Работа над "слуховым " образом слова.
  3. Запись слова с "окошком.
  4. Работа над "зрительным" образом слова.

Особое внимание я уделяю проверке работ в тетрадях. У большинства детей я не исправляю неверно написанную букву, а лишь ее зачеркиваю, у более сильных учащихся подчеркиваю все слово с ошибочным написанием. Цель: заставить ученика вдуматься в данную орфограмму и исправить ее. У более слабых учащихся исправляю лишь трудные для них орфограммы, остальные зачеркиваю.

Успех всей работы по развитию орфографической грамотности зависит от ряда условий, главными из которых, по моему мнению, являются:

  • четкое планирование всей работы;
  • систематический и разносторонний характер работы по орфографии;
  • разнообразные тренировочные упражнения;
  • постоянный контроль над усвоением пройденных орфограмм.
Текст статьи
  1. Баранов М.Т. Орфограмма и орфографическое правило / Семья и школа. - 1974. - №1.- С. 23-28.
  2. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. М. 966 с.
  3. Божко И.О., Толмачева И.К. К вопросу о формировании орфографического навыка на уроках русского языка. // Феникс. 1996. - №5. - С. 92-95.
  4. Бондаренко А. А. Где прячутся ошибки? // Начальная школа. 1994. - №12. - С. 12-17.
  5. Бондаренко СМ. Беседы о грамотности. - М.: Знание, 1977.
  6. Борисенко И.В. О речевом аспекте в обучении орфографии // Начальная школа. 1994. - №5. – С. 3-6.
  7. Борман Э. Простейший способ обучения орфографии. Берлин, 1840.
  8. Булохов В.Я. Орфографические ошибки и пути повышения грамотности учащихся // Начальная школа. - 1991. - №1: С. 11-13.
  9. Буркова Т.В. К.Д.Ушинский об упражнениях при обучении грамматике и правописанию// Начальная школа. - 1991. - №11. - С. 21-26.
  10. Варганова Л.Д. Орфографическое программирование как способ подготовки к формированию орфографической зоркости // «Начальная школа». - 2005. - № 6. - С. 16-21.
Список литературы