Нормативно-правовое регулирование – это вид государственной деятельности, направленное на создание правовых норм, их изменение или отмену. Органу исполнительной власти, как органу государственной власти принадлежит также право законодательной инициативы, которое реализуется через одобрение таких нормативно-правовых актов.
Особая роль нормативно-правовой деятельности органов исполнительной власти РФ заключается при принятии бюджета страны.
Одним из основных участников нормативно-правовой деятельности органов исполнительной власти РФ является Правительство РФ, поскольку Правительство лучше всех других субъектов обладает сведениями о том, какое именно нормативно-правовое обеспечение необходимо для политики страны, какие изменения нужно вносить в законодательство РФ.
Нормативно-правовое регулирование играет первостепенную роль, поскольку издание нормативно-правовых актов составляет значимый объем правовых форм исполнительно-распорядительной деятельности.
Для понимания того, какие виды органов исполнительной власти в РФ осуществляют нормативно-правовую деятельность, представим схему, где будут представлены органы исполнительной власти РФ.
Структура органов исполнительной власти будет представлена ниже (рис.).
Во-первых, это органы общей компетенции – Правительство РФ, а на уровне субъектов РФ – правительства, кабинеты (советы) министров республик, администрации краев, областей и других субъектов РФ. Органы общей компетенции издают нормативные акты, постановления, иные виды актов по общим вопросам управления, а также по отдельным отраслевым и межотраслевым направлениям. Во-вторых, это отраслевые и функциональные (межотраслевые) органы исполнительной власти. К ним относятся министерства РФ; Центральный банк РФ; правоохранительные органы исполнительной власти и др. В-третьих, это соответствующие федеральные службы, федеральные агентства и иные органы исполнительной власти. Данные органы осуществляют нормативно-правовую деятельность по вопросам, отнесенным к их ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности.
Нормативно-правовая деятельность органов исполнительной власти РФ является самостоятельным видом государственной деятельности, результатом которых является создание правовых норм, регулирующих, в некоторых случаях изменяющих или даже отменяющих правовые отношения.
Право на нормативно-правовую деятельность, принадлежащее органу исполнительной власти РФ является важным элементом его компетенции, характеризующий государственно-властную природу органа исполнительной власти РФ. Нормативно-правовая деятельность органов исполнительной власти РФ регулируется совокупностью НПА, которые являются правовыми основаниями нормативно-правовой деятельности.
Рис.
Одним из основных признаков нормативно-правовой деятельности является то, что нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ. Однако предоставление права органам исполнительной власти на издание нормативно-правовых актов по собственной инициативе является спорным. Как отмечалось в юридической литературе, существование «инициативных» подзаконных нормативных актов противоречит самой сути этих актов как подзаконных и служит безосновательной легализации и абсолютизации административного усмотрения [3, с.65].
Федеральные органы исполнительной власти РФ могут издавать нормативно-правовые акты только в пределах их компетенции.
В первую очередь, говоря о нормотворчестве органов исполнительной власти, следует остановиться на нормотворчестве Правительства Российской Федерации. Нормотворчество высшего органа исполнительной власти – Правительства РФ основано на нормах Конституции РФ и Федерального конституционного закона «О Правительстве РФ». Такое понятие как «нормотворческая деятельность федеральных органов исполнительной власти – это разработка и принятие федеральными органами исполнительной власти нормативных правовых актов при осуществлении нормативного регулирования в установленной сфере деятельности и т. д» [1, с.25].
Относительно рассматриваемого понятия можно прокомментировать, что среди авторов, которые анализируют «процессы, связанные с подготовкой и принятием нормативных правовых актов, выделены и применяются два понятия: «правотворчество» и «нормотворчество» [2, с.50].
В юридической литературе «правотворчество» и «нормотворчество» называют синонимами, но они не синонимы, поскольку «правотворчество» регулирует правовые аспекты жизни, а «нормотворчество» больше имеет социальную направленность.
Следующим уровнем нормотворчества органов исполнительной власти является нормотворчество министерств, государственных комитетов и иных ведомств. Нормативно-правовые акты могут приниматься в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций, положений.
Нормотворчество министерств, государственных комитетов, иных ведомств, обусловлено тем, что нормативно-правовые акты они принимают возложенных на них сферах управления.
Нормотворчество может осуществляться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, такое нормотворчество можно характеризовать как региональное нормотворчество. В данном контексте правотворчеством следует признавать издание любого вида нормативного правового акта, в том числе решения, постановления, распоряжения. Нормативно-правовые акты, которые принимаются органами исполнительной власти РФ, составляет важное значение в нормативно-правовой деятельности государства.
Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что орган исполнительной власти РФ являются одной из важной ветвью государственной власти РФ. В связи с тем, что органы исполнительной власти РФ состоят из нескольких элементов, они образуют собой единство, которые находятся во взаимосвязи.
Право на правотворчество, принадлежащее органу исполнительной власти, реализуется в системе правотворческих процедур, сопровождающих каждую стадию правотворческого процесса, принятием нормативно-правовых актов в пределах своей компетенции.
Факт признания за федеральными органами исполнительной власти статуса правотворческих органов очевиден, поскольку только они способны реагировать на изменяющиеся общественные отношения.