Главная
АИ #3 (133)
Статьи журнала АИ #3 (133)
Формирование жизненно важных компетенций у детей с умственной отсталостью

Формирование жизненно важных компетенций у детей с умственной отсталостью

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

трудовые навыки
компетенция
интеллектуальное развитие

Аннотация статьи

В работе обусловлена необходимость формирования жизненно важных компетенций у детей с умственной отсталостью.

Текст статьи

В Российской Федерации в последнее время продолжают развиваться процессы гуманизации и модернизации современного образования, в основе которых находят место вопросы по формированию жизненно важных компетенций у детей с умственной отсталостью.

В соответствии с образовательным стандартом весь педагогический коллектив школы занимается формированием жизненно важных компетенций, которые помогут ребёнку с интеллектуальной недостаточностью более успешно интегрироваться в окружающую среду. Под «жизненной компетенцией» понимается совокупность знаний, умений и навыков, необходимых ребенку в обыденной жизни.

Обучающиеся с нарушением интеллектуального развития в состоянии усваивать определенные программы, получать несложные профессии и возможно в будущем, трудиться и быть в меру своих возможностей. Формирование жизненно-важных компетенций у наших детей с умственной отсталостью осуществляется в ходе целенаправленного, педагогически организованного обучения и воспитания. Обучение ведется по специально разработанному учебному плану на основе существующей программы.

Обучение отвечает потребностям и интересам ребёнка, находит эмоциональный отклик в его душе, способствует развитию его личности в целом и мотивационной сферы в частности. В результате целенаправленного обучения у них возникает учебный и социальный интерес не только к результатам, но и к самому процессу деятельности. Трудовое воспитание мы рассматриваем как средство умственного воспитания детей, так как оно способствует развитию мышления, внимания, воображения, умению планировать работу. Развитие трудовых навыков должно входить в жизнь ребенка с раннего возраста и осуществляться систематично и последовательно. Сложность же трудового обучения у детей с умственной отсталостью связана с отсутствием общетрудовых умений и навыков, и с неумением выполнять задание при изменении условий. Учащиеся с нарушением интеллекта практически всегда приступают к выполнению работы без предварительного анализа, не планируют ход, не определяют последовательность действий и в результате их действия неадекватны цели. Самостоятельно, обучающиеся с интеллектуальной недостаточностью не могут руководствоваться инструкциями такими как: образцы, чертежи, рисунки, технологические карты. У большинства обучающихся с нарушением интеллекта в той или иной степени нарушена координация движений, а это оказывает негативное влияние на выполнение действий. Поэтому двигательные трудовые навыки автоматизируются медленно и затруднено их использование в новых условиях. Дети, выполняя поручения, помогают в работе, при этом их привлекает сам процесс, а не результат деятельности, и активность зависит от внимания и позитивной реакции. Вот почему учителя и воспитатели должны стремиться, не просто привить трудовые навыки, но и помогать увидеть результат труда. Важно реализовывать воспитательный потенциал трудового поручения, который повлечет за собой появление новых потребностей.

Выбор методов и приемов в обучении трудовым навыкам зависит от возраста, степени нарушения интеллекта, состояния моторики, восприятия, внимания и др. Важно также учитывать возрастные и индивидуальные особенности воспитанников, используя различные методы, индивидуальные задания и предъявлять дифференцированные требования к уровню сформированности различных трудовых навыков и умений.

В школе-интернате применяются различные виды трудовой деятельности: труд по самообслуживанию это и соблюдение правил личной гигиены, и организацию личной жизни и деятельности, формирование умений и навыков по их обеспечению. В процессе труда по самообслуживанию обучающиеся постепенно проявляют себя как самостоятельно формирующаяся личность; выполняются обязанности дежурного по графику, который составлен по согласию детей. Выполняя обязанности дежурного, стараются выполнить так, чтобы следующий воспитанник уже не имел претензий. Умственно-отсталые дети таким образом приобретают навыки и умения, которые им пригодятся в самостоятельной жизни, учатся, как правильно выполнять работу по дому, а также на территории школы. Трудовое воспитание – средство всестороннего развития личности, оно должно доставлять удовлетворение и радость. А это возможно только при условии, что оно посильно ребенку, осмыслено как приносящее пользу. Разумная организация укрепляет здоровье ребенка, а также оказывает влияние на умственное развитие детей; сельскохозяйственный труд: работа на участке, огороде, работа по уходу за растениями, выращивание рассады. Здесь обязанности распределяются с учетом пожеланий обучающихся, а также возраста и уже имеющегося опыта, подобраны целесообразные виды труда: формируются такие умения и навыки как уход за приусадебным хозяйством, использование различных орудия труда и бытовую технику.

Таким образом, развитие трудовых навыков обучения, как и другие школьные дисциплины, решает задачи всестороннего развития личности обучающихся с нарушением интеллекта. Однако основная задача трудового обучения - дать обучающимся с интеллектуальной недостаточностью профессиональное образование и вооружить их знаниями, профессиональными навыками и умениями, которые им будут необходимы для работы по выбранной в дальнейшем специальности.

Список литературы

  1. Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. М.: Просвещение, 1998.
  2. Трудовое воспитание в русской народной педагогике [Текст] / М.А. Шошин // Вестн. Мордов. ун-та: научно-публицистический журнал. Сер. «Педагогические науки». 2009. № 2. С. 383–389.

Поделиться

1129

Киселев С. Н., Киселева С. И. Формирование жизненно важных компетенций у детей с умственной отсталостью // Актуальные исследования. 2023. №3 (133). Ч.II.С. 66-67. URL: https://apni.ru/article/5428-formirovanie-zhiznenno-vazhnikh-kompetentsij

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря