Трудные жизненные ситуации существовали на протяжении всего развития человечества. С восходящим развитием общества увеличилось их число, и степень опасности. С переходом Российской Федерации к рыночным отношениям трудная жизненная ситуация стала неотъемлемой чертой общества.
Особенность трудной жизненной ситуации состоит в том, что такая ситуация нарушает привычный образ жизни человека, вызывая у него потребность в оценке внешней и внутренней стороны ситуации, учете содержательных особенностей и определении возможности изменения ситуации. Затем − либо к выбору совершенно новых стратегий поведения и деятельности, либо к выбору новых жизненных устоев и способов координации отношений человека с самим собой, с другими, с миром в целом.
Следует отметить, что роль факторов, вызывающих трудную жизненную ситуацию, приводит к утрате семейных связей и увеличению числа детей, оставшихся без попечения родителей, постоянного места жительства и средств к существованию. Безнадзорность детей остается одной из самых тревожных черт современного российского общества. Подавляющее большинство из них – социальные сироты, дети, брошенные родителями или отнятые у родителей, не выполнивших своего долга по уходу и воспитанию.
Дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию, особенно сильно нуждаются в помощи. Поскольку в отличие от взрослых, им не хватает жизненного опыта, знаний, умений и сил, чтобы справляться с ней.
Д.Д. Жихарев справедливо отмечает, что термин трудная жизненная ситуация означает ситуации, которые объективно нарушают жизнь гражданина [2, с. 167].
В частности, это могут быть: инвалидность, низкий доход, бездомность, болезнь, сиротство и т.д.
Следует согласиться с мнением Н.А. Лузиной, которая отмечает, что одной из основных причин появления категории дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации являются семейные проблемы, а именно: члены семьи употребляют наркотики или алкоголь, низкая материальная обеспеченность и бедность, конфликты между родителями и родственниками, домашнее насилие, жестокое обращение с детьми и т.д. [3, с. 127].
В России в 2021 году возбудили более 22 тысяч уголовных дел о преступлениях против детей.
В то же время, по данным Росстата в 2021 г. по сравнению с 2019 г. наблюдается снижение числа выявленных случаев жестокого обращения с детьми в России (на 10,7%) (рисунок).
Дестабилизация привычного образа жизни и появление потребности в переменах характеризует все трудные жизненные ситуации. Учреждения, участвующие в реализации Закона РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних» могут оказать помощь в преодолении данных ситуаций детям.
Рис. Темп снижения числа выявленных случаев жестокого обращения с детьми (%), за год [4]
Можно выделить следующие формы работы педагога-психолога с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию:
- Психолого-педагогическое консультирование (групповое, индивидуальное) – используется для оказания квалифицированной помощи ребенку, чтобы помочь ему правильно понять и решить свои конкретные проблемы.
- Коррекционно-развивающие занятия (индивидуальные, групповые). Это могут быть игры (ролевые, деловые, профориентационные), дискуссии, мастер-классы и т.д.
- Социально-психологический тренинг (направлен на коррекцию и развитие социально необходимых навыков и умений несовершеннолетних).
- Массовые и коллективные формы работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации – «дни открытых дверей», собрания и конференции, культурно-массовые мероприятия (тематические или приуроченные к календарным датам), акции.
В работе с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию, педагог-психолог использует следующие методы: методы диагностики личности, семьи; словесные методы (объяснение, разговор, обсуждение, лекция); воспитательные методы (убеждение, положительный пример, поощрение и наказание и т.д.); организационно-распорядительные (инструктирование, контроль и проверка выполнения, критика) и др. методы.
На первом этапе деятельности педагога-психолога с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию, осуществляются патронажные посещения по месту жительства семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации.
После этого проводится диагностика отношений между родителем и ребенком. В процессе диагностики используется также наблюдение, метод опроса членов семьи, соседей, сотрудников школы. Производится сбор данных для анализа. С семьей разрабатывается совместный план работы.
Если выяснилось, что ребенок стал жертвой насилия, производится выяснение его формы. Насилие может быть физическим, сексуальным, психологическим или экономическим. Побои, сексуальное принуждение, постоянные оскорбления, вымогательство личных средств, все это характеризуется как домашнее насилие.
После выявления проблемы педагог-психолог разрабатывает программу работы с ребенком, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Задача – адаптировать ребенка к привычному поведению в обществе.
Педагог-психолог становятся организатором внеучебного времени ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию. Педагоги-психологи регулярно информируют сотрудников школы о каждом ребенке, который попал в трудную жизненную ситуацию и о том, как им можно помочь. Дети, исключенные из школы, с помощью социальных работников помещаются в другую школу. Выявляя проблемы и трудности в сфере семьи, общения и межличностных отношений, социальный педагог дифференцирует выявленные проблемы ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию и «привлекает» к их решению социальных работников, специалистов разного профиля и отраслевой принадлежности.
Как правило, наряду с педагогом-психологом, с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию, работает целая команда специалистов: куратор семьи, социальный педагог, узконаправленные специалисты (логопед, дефектолог и т.д.). Осуществляется взаимодействие с органами опеки и попечительства, КПДН, государственными учреждениями и т.д.
Таким, образом в настоящее время можно выделить следующие основные формы работы педагога-психолога с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию: социально-педагогическое консультирование (групповое, индивидуальное), коррекционно-развивающие занятия (индивидуальные, групповые), социально-психологический тренинг, массовые и коллективные формы работы с детьми. В работе с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию, педагог-психолог использует следующие методы: методы диагностики личности, семьи; словесные методы, воспитательные методы, организационно-распорядительные.