Введение: В канун исторических катаклизмов рубежа XIX-XX веков П.Я. Барвинский обращается к тем ценностям, которые древнее прочих (например, чувство Родины в его произведениях глубже официального патриотизма, вне культуры, вне сословий). Те ценности, что объединяют, а не разделяют, констатируют, а не мотивируют.
Реалист П.Я. Барвинский не просто фиксирует события из жизни молодежи и стариков, украинцев и русских, крестьян и шахтеров, священников и приказчиков, врачей и актеров, объясняя человеческие истории социальными причинами. Прозаик и драматург П.Я. Барвинский стремится раскрыть двойственность человеческой природы, порождаемой материальными и духовными проблемами, не только анализируя вместе с героями социально-политические и экономические события 60-90-х годов XIX века, но и пророчески предсказывая исход народных метаний и странствий в поисках лучшей доли, которые приведут в итоге к революционным потрясениям и государственной катастрофе. Мы не можем отказать П.Я. Барвинскому в страстности, эмоциональности оценок. Он стремится защитить каждого – маленького (представленного в лучших традициях русской литературы XIX века) человека, живущего по совести, согласно нравственному закону в самом себе, и потому заслуживающего счастья.
Задолго до многих исторических потрясений XX – начала XXI века П.Я. Барвинский предлагает ценностную парадигму, являвшуюся основой Русского (славянского) мира и способную стать базовым условием существования славянства сегодня: духовность – соборность (народность, братство народов) – державность.
Ведущий 1: В 2022 году исполнилось 160 лет со дня рождения белгородского писателя, актёра, создателя любительского театра в Борисовке и общественного деятеля Павла Яковлевича Барвинского. В течение прошлого века имя Барвинского было забыто, произведения его, в том числе и по цензурным соображениям, были похоронены в архивах, да и сама могила оказалась затеряна. Только в последние годы имя замечательного писателя-белгородца возвращается к массовому читателю.
Ведущий 2: Барвинский – яркое явление в культуре Белгородчины. Современник Шаляпина и Скрябина, Достоевского и Толстого. Родился Павел Израильтянко (Барвинский – сценический, а затем и писательский псевдоним) в июне 1862 года в слободе Борисовка, обучался в Белгородской мужской герцога Эдинбургского гимназии, о чём сохранились записи в экзаменационных ведомостях.
Ведущий 3: Почувствовав в себе сценическое дарование, Павел Яковлевич вопреки воле родителей поступает в консерваторию по классу вокала. По воспоминаниям старожилов, отец до конца жизни не мог примириться с выбранной сыном карьерой комедианта. Певцу прочили большое будущее, однако болезнь горла перечеркнула все планы, и Павел, уже под псевдонимом Барвинский, поступает в театр. Молодой актёр выступает в различных группах, гастролирует по России и Украине, имя его становится популярным. В 1899 году на профессиональной сцене ставится пьеса Барвинского «Каторжная», вызвавшая значительный общественный резонанс.
Ведущий 1: В течение нескольких лет Барвинский создает собственную труппу, в основном из борисовцев, и с успехом выступает по городам Слобожанщины. Как отмечалось в газетах тех лет, «главным украшением спектаклей был сам Барвинский, артист с отличным дарованием и весьма счастливой сценической наружностью».
Ведущий 2: По воспоминаниям актёров, он играл буквально на всех инструментах, великолепно танцевал, обладал необычайно звучным баритоном. Однако в 1902 году театр Барвинского прекращает существование, и Павел Яковлевич вступает в львовскую труппу «Русские беседы». Климат Галиции оказался для Барвинского роковым, он заболевает туберкулёзом и возвращается в Белгород, а затем и в родную Борисовку. Здесь Барвинский служит в Белгородской управе, одновременно организует драматический кружок.
Ведущий 3: В Борисовке его избирают уполномоченным по выборам в первую государственную Думу. Получила известность обличительная речь Павла Барвинского с призывом голосовать за «мужиков-серяков». Умер Барвинский 21 августа 1908 года. Многие малороссийские газеты и журналы опубликовали некрологи, посвящённые памяти, как писала киевская «Рада», интеллигента «преждевременно оставившего родное украинское поле».
Ведущий 1: Литературное дарование Павла Яковлевича Барвинского проявилось как прозе, так и в драматургии. Он состоял в переписке с А.П. Чеховым, и великий русский писатель, будучи уже тяжело больным, представил Барвинского на страницах журнала «Русская мысль», апрельские страницы которого в 1905 году открывались рассказом «В лесу».
Ведущий 3: Безусловно, рекомендация Чехова является высокой оценкой творчества писателя. Большая часть прозаических произведений Барвинского, таких как «Аблакат “Мареныч”», создавалась на материале и колорите Белгородчины. Показателен рассказ «Американцы», сюжетно созвучный чеховским «Мальчикам». Гимназисты решают бежать в Америку, ведь мальчишки отчего-то во все времена стремятся к дальним странам и приключениям, выбирая, как правило, заокеанские просторы.
Ведущий 1: Пройдя узнаваемые каждому жителя места – от старого кладбища до берега реки, они лишаются собранных на дорогу припасов и вынуждены вернуться к отчему порогу. Узнаваем не только местный колорит, но и образ главного героя, воплотившего в себя черты самого автора в ученические годы. Добавим интересную подробность – из письма к Чехову можно узнать тогдашний адрес Барвинского: город Белгород, Соборная улица, дом Сапунова.
Ведущий 2: Авторству Барвинского принадлежит пятнадцать пьес, но до сих пор опубликованы только три – «Каторжная», «Современный Дон-Кихот» и «Антось Дукат». Весной 2012 года Белгородскому литературному музею удалось получить фотокопии рукописей пьес Барвинского из петербургских архивов, объёмом более полутора тысяч страниц, что даёт возможность не только исследовать творческую кухню писателя, но познакомить с ними современного читателя.
Ведущий 3: Профессор З.Т. Прокопенко, исследователь, переводчик и публикатор произведений Барвинского, сравнивала его лучшие произведения с драматургией Островского. Зоя Тимофеевна Прокопенко занималась литературным краеведением полвека и потому была уверена в необходимости донести эти пьесы до театрального зрителя. Она настоятельно рекомендовала их к постановке на большой сцене, если уж не БГАДТ им. М.С. Щепкина, то, по крайней мере, в театре Белгородского института культуры.
Ведущий 1: Кроме остросоциальных проблем, Барвинского интересовала историческая тема. Огромное влияние на него оказало творчество Тараса Шевченко, Барвинский даже использует сюжеты украинского классика как основу собственных сочинений. Особенно волновала белгородского драматурга противостояние между католической и православной церковью на Украине, обоюдная вражда между конфессиями.
Ведущий 2: На фоне исторических декораций Запорожской Сечи Барвинский создаёт красочное сценическое действо. Таковы пьесы «Орлы Украины», «За Веру», «Гайдамаки». Все эти произведения были запрещены цензурой и только сегодня возвращаются к читателю.
Ведущий 3: На Белгородчине имя Барвинского популяризируется, издаются его произведения в сборниках, а к авторскому тому писателя и драматурга «Павел Барвинский. Избранное» вступительную статью написал Е.С. Савченко. В юбилейный год писателя усилиями краеведов и властей восстановлен памятник Барвинского в Борисовке.
Ведущий 1: 19 октября 2012 года в районном центре Борисовке на Усовой горе открылся памятник режиссёру, актёру, писателю и драматургу П.Я. Барвинскому, который родился в слободе Борисовка более 150 лет назад. Памятник расположен возле центрального кладбища. По христианской традиции его сделали в виде креста, ведь настоящее захоронение Барвинского не сохранилось. После торжественного открытия памятника в районном Доме культуры борисовцы и гости района смогли посмотреть спектакль по пьесе Барвинского «Современный Дон Кихот».
Ведущий 2: П.Я. Барвинский был талантливым писателем, по характеру творчества примыкавшим к «чеховской артели». Он был удивительно пластичен, великолепно танцевал, отлично пел. В архивах Санкт-Петербурга сохранились 15 рукописных пьес Барвинского на украинском языке – это более 1500 страниц.
Заключение
В условиях деинтеграции восточнославянского единства, преодоления многочисленных вызовов современности, в первую очередь, глобальной турбулентности, художественное наследие Барвинского выступает не только как вневременной способ декларирования культурно-исторической, национальной (вернее – межнациональной!) принадлежности автора, но как действенный фактор сохранения культуры и Белгородчины как крупного культурно-цивилизационного центра славянства, и Слобожанщины, ее диалогового начала, ее нематериального культурного (в частности, песенного) наследия, как средство трансляции базовых основ быта и бытия славянских народов, отраженных в поле славянской словесности традиций, обычаев, памятников фольклора и классического искусства, нравственных ценностей и духовных идеалов русского (славянского) мира, среди которых доминируют святая православная вера, совесть, Отечество, земля, семья, память, любовь, дружба, подвиг. Единая система ценностей, отраженная в возвращаемом сегодня наследии П.Я. Барвинского, призвана способствовать установлению «всемирной отзывчивости» славян, обеспечить нравственное преображение современного общества, консолидацию различных социальных групп, в первую очередь, молодежи, а также поддержать обязательный краеведческий компонент образования.