Главная
АИ #3 (133)
Статьи журнала АИ #3 (133)
Психолого-педагогические условия формирования познавательного интереса на уроках...

Психолого-педагогические условия формирования познавательного интереса на уроках немецкого языка

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

познавательный интерес
познавательная деятельность
психологические и возрастные особенности
иностранный язык
педагогическое творчество

Аннотация статьи

В данной статье рассматривается проблема формирования познавательного интереса учащихся старшего школьного возраста. Выделяются основные условия развития познавательной деятельности. Особое внимание уделяется возрастным и психологическим особенностям старшеклассников, а также роли учителя в формировании и поддержании познавательного интереса учащихся.

Текст статьи

Одной из основных проблем, с которыми сталкиваются учителя в процессе обучения иностранному языку, является отсутствие познавательного интереса учащихся. В настоящее время, в условиях перехода образования на новые государственные стандарты, а также в связи с общими тенденциями гуманизации учебно-образовательного процесса, этот вопрос является наиболее актуальным. Поэтому важнейшей задачей современных педагогов и психологов является создание необходимых условий для формирования и поддержания познавательного интереса школьников.

Познавательный интерес оказывает большое воздействие не только на учебный процесс и мотивы учения, но и на формирование личности и мировоззрения учащихся. Поэтому в первую очередь при организации процесса обучения преподаватели должны учитывать возрастные и психологические особенности каждого ученика. Так, познавательная деятельность учеников старшего школьного возраста характеризуется сглаживанием разрыва между конкретным и абстрактным понятием, а также развитием таких мыслительных процессов, как сравнение, обобщение, анализ, способность выделять существенную информацию. Более того, в этот период совершенствуется умение использовать такие приемы, как конспектирование, подчеркивание, составление плана, что способствует лучшему запоминанию и усвоению материала [3].

Формирование познавательного интереса старшеклассников неразрывно связано с их мотивационной направленностью. Известный психолог И. В. Дубровина в своем исследовании выделяет следующие группы познавательных мотивов [2]:

  • интерес к предмету (ученику интересен сам предмет, его содержание, та основа, с помощью которой он открывает мир, расширяет свой кругозор. Важно, чтобы содержание предмета включало в себя не только учебную нагрузку (грамматические правила, лексические единицы), но и тот контекст, из которого ученики получают новые знания о мире и в котором представлен этот учебный материал. Тем не менее, познавательный интерес к определенному предмету не может поддерживаться исключительно новыми фактами, а его привлекательность невозможно сводить только к удивительным и поражающим воображение явлениям. Важно учитывать, что новое и неожиданное в процессе обучения всегда преподносится и воспринимается на фоне уже изученного и известного. Поэтому для поддержания познавательной деятельности необходимо учить школьников в знакомом видеть новое;
  • качество преподавания (для учащихся важна профессиональная компетентность учителя, доскональное знание им предмета, а также рациональное использование им методов и приемов, позволяющих сделать процесс обучения доступным и интересным);
  • нужность предмета в будущем (одними из наиболее важных мотивов учащихся старшего школьного возраста являются подготовка к самостоятельной жизни и выбор будущей профессии. Ученики рассматривают учебный процесс с точки зрения того, насколько полезным он окажется в будущем. Соответственно, избирательность познавательных интересов и увлечение одними предметами в большей степени, чем другими, связана с жизненными планами старшего школьника);
  • хорошее знание предмета учеником (ученику интересен тот предмет, по которому он владеет большими знаниями, чем другие. Это может быть связано с личными увлечениями учащегося, а также дополнительными занятиями предметом вне школы);
  • понимание предмета (интерес вызывает тот предмет, по которому ученик не испытывает трудностей в понимании. Последнее в основном достигается благодаря правильному использованию методов и приемов преподавателем, а также с помощью волевых усилий самого ученика);
  • самостоятельность мышления (в отличие от подростков, которых интересуют конкретные сведения о каком-либо явлении, старшеклассников привлекает сам процесс анализа, исследования, рассмотрения всех имеющихся точек зрения и формирования собственного мнения. Поэтому ученикам интересны те предметы, на которых учителя создают проблемную ситуацию, требующую тщательного изучения и интересного и, возможно, неординарного решения). Из всех вышеперечисленных факторов, оказывающих влияние на познавательную деятельность, качество преподавания является наиболее значимым для старшеклассников.

Для этого возраста характерна повышенная требовательность к себе и к окружающим. Поэтому личность учителя играет первоочередную роль во всем учебно-воспитательном процессе, а также в формировании познавательного интереса к своему предмету. Именно благодаря учителю-наставнику происходит интеллектуальное пробуждение учащихся, а также приобретение и совершенствование ими определенных навыков познавательной деятельности. Однако в последнее время все чаще можно наблюдать противоположную картину: преподаватели не только не прививают интереса ученикам к своему предмету, но и гасят уже имеющийся [4, с. 232]. Это, в свою очередь, может вызвать у учеников отвращение, боязнь и даже ненависть к учебному предмету, а зачастую и к самому учителю.

Если же педагогу удастся завоевать авторитет среди учащихся, то они будут уважительно относиться не только к самому преподавателю, но и к его предмету (регулярно выполнять домашние задания, активно работать на уроке, посещать внеклассные занятия по данной дисциплине). Следует отметить, что авторитет не означает чрезмерную строгость или требовательность учителя по отношению к учащимся. Чаще всего любовь старшеклассников заслуживает тот учитель, который справедливо и объективно относится к каждому ученику, что в основном касается оценивания работы учащихся, а также тот педагог, который сам делает то, что ожидает от своих учеников. Так, учитель, который постоянно опаздывает на уроки, но, в то же время, требует от своих учеников пунктуальности, вряд ли заслужит уважительного отношения с их стороны.

 Также авторитет учителя, а соответственно, и интерес к его предмету возрастает, когда учитель может поддерживать дисциплину на своих уроках. Для того чтобы процесс обучения был максимально эффективным, необходимо уже на первых уроках решить проблему с дисциплиной. Так как у каждого преподавателя свои требования, важно, чтобы учащиеся были ознакомлены с конкретными правилами поведения на каждой дисциплине, а также с возможными видами наказания за нарушение этих правил. В таком случае можно избежать конфликтных ситуаций или таких вопросов учеников, как «Что я сделал?» или «Почему я?», ведь каждый из них будет знать, что он нарушил и какое за это следует наказание, что является вполне справедливым.

Специфика предмета «Иностранный язык», в отличие от других дисциплин, состоит в том, что его изучение предполагает процесс общения, предоставляет возможности для личного ориентирования старшеклассников в реальных жизненных ситуациях и делает практически любую учебную тему личностно значимой. Это очень важно для учеников старшего школьного возраста, так как для этого периода характерен высокий уровень потребности в общении как со сверстниками, так и со взрослыми, в первую очередь учителями. Поэтому главной задачей учителя в данном случае является создание благоприятной обстановки и налаживание эмоциональной связи с учениками, что является еще одним важным условием повышения познавательного интереса и внутренней мотивации школьников [5].

 Даже у ученика с хорошо развитыми умственными способностями желание плодотворно работать на уроке, воспринимать и обрабатывать учебный материал резко уменьшается при отсутствии эмоциональной связи и поддержки со стороны преподавателя. Поведению учителя должны быть присущи непосредственность и естественность. Это способствует лучшему усвоению материала учащимися, а также оказывает положительное влияние на весь процесс обучения и активизацию познавательных процессов. Преподаватель иностранного языка должен подходить к учебному процессу не только как к процессу передачи знаний, умений и навыков, но и побуждать старшеклассников к самостоятельному поиску информации, решению проблемных ситуаций и накоплению навыков общения, необходимых для успешной социализации в обществе в будущем.

Еще одним важным условием формирования и развития познавательного интереса учащихся на уроках иностранного языка является педагогическое творчество учителя как составляющая его педагогического мастерства. Педагогическое мастерство – это высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве учителя, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека. Педагогическое творчество рассматривается как состояние педагогической деятельности, при котором происходит создание принципиально нового или адаптация и улучшение существующего в содержании и организации учебно-воспитательного процесса, в решении научно-практических проблем [1, с. 12].

 В современном мире информационных технологий у учителя есть все необходимые условия для реализации своей творческой деятельности. Известный немецкий философ и педагог И. Ф. Гербарт говорил: «Смертный грех учителя – быть скучным». Это выражение стало афоризмом и остается актуальным и сейчас. Однако в настоящее время более точно и справедливо было бы сказать: «Смертный грех учителя – не использовать компьютерные технологии и Интернет при организации и проведении учебного процесса». Эти технологии за последние два десятилетия стали неотъемлемой частью нашей жизни. Более того, они активно внедряются в систему образования (обеспечение большинства школ компьютерами и проекторами, создание электронных дневников и журналов, социальных образовательных сетей и так далее). Основная задача современного учителя – научиться правильно и, главное, регулярно использовать эти технические возможности в своей работе. Несомненно, это зачастую требует немалых усилий и времени, но результат того стоит. Познавательная деятельность учащихся будет постепенно повышаться не только благодаря использованию учителем увлекательного материала, необычных форм работы, интерактивных методов и приемов, но и в результате осознания ими того, насколько педагог погружен в свой предмет и насколько важным для него является качество его преподавания.

Примерами форм педагогического творчества современного учителя иностранного языка могут быть следующие: использование аудиозаписей песен или видеозаписей с отрывками фильмов в качестве материала для аудирования, а также тренировки лексического и грамматического материала; использование рекламных роликов и трейлеров как основы для организации устной и письменной речи; разработка системы лексических или грамматических упражнений с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика; использование ролевых и дидактических игр на уроках; изготовление собственных наглядных материалов для обучения лексике и грамматике и другие.

Таким образом, основными условиями формирования и поддержания познавательного интереса учащихся старших классов являются знание учителем возрастных и психологических особенностей учеников, их познавательных мотивов, создание благоприятной атмосферы для обучения учащихся, а также сама личность учителя, его готовность к творческой деятельности, использование им современных технологий в учебно-воспитательном процессе и его стремление к педагогическому мастерству. Выполнение этих условий способствует активизации познавательной деятельности учащихся, а соответственно, и увеличению уровня обученности.

Список литературы

  1. Байкова Л. А. Педагогическое мастерство и педагогические технологии // Л. А. Байкова. – М., 2001. – С. 12.
  2. Дубровина И. В. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту // И. В. Дубровина. – М., 1987. – С. 45-47.
  3. Реан А. А. Психология подростка. Полное руководство // А. А. Реан, Е. А. Сергиенко, А. Г. Маклаков и др. – М. : ОлмаПресс, 2003. – 429 с.
  4. Яковлева А. А. Развитие познавательных интересов школьников к иностранному языку // Психология, социология и педагогика. – 2013. – № 12. [Электронный ресурс] / А. А. Яковлева. – Режим доступа : http://psychology.snauka.ru/2013/12/2680

Поделиться

1003

Пахомова Н. В. Психолого-педагогические условия формирования познавательного интереса на уроках немецкого языка // Актуальные исследования. 2023. №3 (133). Ч.II.С. 75-78. URL: https://apni.ru/article/5436-psikhologo-pedagogicheskie-usloviya-formirova

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря