Автор(-ы):
Пахомова Наталья Валерьевна
20 января 2023
Секция
Педагогика
Ключевые слова
Аннотация статьи
В данной статье рассматривается проблема формирования познавательного интереса учащихся старшего школьного возраста. Выделяются основные условия развития познавательной деятельности. Особое внимание уделяется возрастным и психологическим особенностям старшеклассников, а также роли учителя в формировании и поддержании познавательного интереса учащихся.
Текст статьи
Одной из основных проблем, с которыми сталкиваются учителя в процессе обучения иностранному языку, является отсутствие познавательного интереса учащихся. В настоящее время, в условиях перехода образования на новые государственные стандарты, а также в связи с общими тенденциями гуманизации учебно-образовательного процесса, этот вопрос является наиболее актуальным. Поэтому важнейшей задачей современных педагогов и психологов является создание необходимых условий для формирования и поддержания познавательного интереса школьников.
Познавательный интерес оказывает большое воздействие не только на учебный процесс и мотивы учения, но и на формирование личности и мировоззрения учащихся. Поэтому в первую очередь при организации процесса обучения преподаватели должны учитывать возрастные и психологические особенности каждого ученика. Так, познавательная деятельность учеников старшего школьного возраста характеризуется сглаживанием разрыва между конкретным и абстрактным понятием, а также развитием таких мыслительных процессов, как сравнение, обобщение, анализ, способность выделять существенную информацию. Более того, в этот период совершенствуется умение использовать такие приемы, как конспектирование, подчеркивание, составление плана, что способствует лучшему запоминанию и усвоению материала [3].
Формирование познавательного интереса старшеклассников неразрывно связано с их мотивационной направленностью. Известный психолог И. В. Дубровина в своем исследовании выделяет следующие группы познавательных мотивов [2]:
Для этого возраста характерна повышенная требовательность к себе и к окружающим. Поэтому личность учителя играет первоочередную роль во всем учебно-воспитательном процессе, а также в формировании познавательного интереса к своему предмету. Именно благодаря учителю-наставнику происходит интеллектуальное пробуждение учащихся, а также приобретение и совершенствование ими определенных навыков познавательной деятельности. Однако в последнее время все чаще можно наблюдать противоположную картину: преподаватели не только не прививают интереса ученикам к своему предмету, но и гасят уже имеющийся [4, с. 232]. Это, в свою очередь, может вызвать у учеников отвращение, боязнь и даже ненависть к учебному предмету, а зачастую и к самому учителю.
Если же педагогу удастся завоевать авторитет среди учащихся, то они будут уважительно относиться не только к самому преподавателю, но и к его предмету (регулярно выполнять домашние задания, активно работать на уроке, посещать внеклассные занятия по данной дисциплине). Следует отметить, что авторитет не означает чрезмерную строгость или требовательность учителя по отношению к учащимся. Чаще всего любовь старшеклассников заслуживает тот учитель, который справедливо и объективно относится к каждому ученику, что в основном касается оценивания работы учащихся, а также тот педагог, который сам делает то, что ожидает от своих учеников. Так, учитель, который постоянно опаздывает на уроки, но, в то же время, требует от своих учеников пунктуальности, вряд ли заслужит уважительного отношения с их стороны.
Также авторитет учителя, а соответственно, и интерес к его предмету возрастает, когда учитель может поддерживать дисциплину на своих уроках. Для того чтобы процесс обучения был максимально эффективным, необходимо уже на первых уроках решить проблему с дисциплиной. Так как у каждого преподавателя свои требования, важно, чтобы учащиеся были ознакомлены с конкретными правилами поведения на каждой дисциплине, а также с возможными видами наказания за нарушение этих правил. В таком случае можно избежать конфликтных ситуаций или таких вопросов учеников, как «Что я сделал?» или «Почему я?», ведь каждый из них будет знать, что он нарушил и какое за это следует наказание, что является вполне справедливым.
Специфика предмета «Иностранный язык», в отличие от других дисциплин, состоит в том, что его изучение предполагает процесс общения, предоставляет возможности для личного ориентирования старшеклассников в реальных жизненных ситуациях и делает практически любую учебную тему личностно значимой. Это очень важно для учеников старшего школьного возраста, так как для этого периода характерен высокий уровень потребности в общении как со сверстниками, так и со взрослыми, в первую очередь учителями. Поэтому главной задачей учителя в данном случае является создание благоприятной обстановки и налаживание эмоциональной связи с учениками, что является еще одним важным условием повышения познавательного интереса и внутренней мотивации школьников [5].
Даже у ученика с хорошо развитыми умственными способностями желание плодотворно работать на уроке, воспринимать и обрабатывать учебный материал резко уменьшается при отсутствии эмоциональной связи и поддержки со стороны преподавателя. Поведению учителя должны быть присущи непосредственность и естественность. Это способствует лучшему усвоению материала учащимися, а также оказывает положительное влияние на весь процесс обучения и активизацию познавательных процессов. Преподаватель иностранного языка должен подходить к учебному процессу не только как к процессу передачи знаний, умений и навыков, но и побуждать старшеклассников к самостоятельному поиску информации, решению проблемных ситуаций и накоплению навыков общения, необходимых для успешной социализации в обществе в будущем.
Еще одним важным условием формирования и развития познавательного интереса учащихся на уроках иностранного языка является педагогическое творчество учителя как составляющая его педагогического мастерства. Педагогическое мастерство – это высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве учителя, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека. Педагогическое творчество рассматривается как состояние педагогической деятельности, при котором происходит создание принципиально нового или адаптация и улучшение существующего в содержании и организации учебно-воспитательного процесса, в решении научно-практических проблем [1, с. 12].
В современном мире информационных технологий у учителя есть все необходимые условия для реализации своей творческой деятельности. Известный немецкий философ и педагог И. Ф. Гербарт говорил: «Смертный грех учителя – быть скучным». Это выражение стало афоризмом и остается актуальным и сейчас. Однако в настоящее время более точно и справедливо было бы сказать: «Смертный грех учителя – не использовать компьютерные технологии и Интернет при организации и проведении учебного процесса». Эти технологии за последние два десятилетия стали неотъемлемой частью нашей жизни. Более того, они активно внедряются в систему образования (обеспечение большинства школ компьютерами и проекторами, создание электронных дневников и журналов, социальных образовательных сетей и так далее). Основная задача современного учителя – научиться правильно и, главное, регулярно использовать эти технические возможности в своей работе. Несомненно, это зачастую требует немалых усилий и времени, но результат того стоит. Познавательная деятельность учащихся будет постепенно повышаться не только благодаря использованию учителем увлекательного материала, необычных форм работы, интерактивных методов и приемов, но и в результате осознания ими того, насколько педагог погружен в свой предмет и насколько важным для него является качество его преподавания.
Примерами форм педагогического творчества современного учителя иностранного языка могут быть следующие: использование аудиозаписей песен или видеозаписей с отрывками фильмов в качестве материала для аудирования, а также тренировки лексического и грамматического материала; использование рекламных роликов и трейлеров как основы для организации устной и письменной речи; разработка системы лексических или грамматических упражнений с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика; использование ролевых и дидактических игр на уроках; изготовление собственных наглядных материалов для обучения лексике и грамматике и другие.
Таким образом, основными условиями формирования и поддержания познавательного интереса учащихся старших классов являются знание учителем возрастных и психологических особенностей учеников, их познавательных мотивов, создание благоприятной атмосферы для обучения учащихся, а также сама личность учителя, его готовность к творческой деятельности, использование им современных технологий в учебно-воспитательном процессе и его стремление к педагогическому мастерству. Выполнение этих условий способствует активизации познавательной деятельности учащихся, а соответственно, и увеличению уровня обученности.
Список литературы
Поделиться
Пахомова Н. В. Психолого-педагогические условия формирования познавательного интереса на уроках немецкого языка // Актуальные исследования. 2023. №3 (133). Ч.II.С. 75-78. URL: https://apni.ru/article/5436-psikhologo-pedagogicheskie-usloviya-formirova