Целью проведенного исследования являлось определение основных направлений совершенствования региональной системы подготовки кадров для сферы культуры и искусства (на примере музыкально-педагогического образования) для дальнейшего выстраивания эргономических стратегий по реализации современной федеральной политики в сфере педагогического образования. Для достижения выдвинутой цели основными задачами данного исследования стали:
- определение основных компонентов региональной системы подготовки кадров для сферы культуры и искусства;
- выявление и обоснование основных направлений и возможных затруднений совершенствования региональной системы подготовки кадров для сферы культуры и искусства с учетом таких корреляционных критериев, как «новые требования» и «реальные условия»;
- формирование авторской позиции относительно необходимых мер организационного, программно-методического, технологического, дидактического характера для обеспечения качественной унификации музыкально-педагогического образования, эффективной реализации программ бакалавриата, магистратуры и специалитета музыкально-педагогических профилей, обеспечивающих универсальную поликомпетентностную подготовку кадров для сферы культуры и искусства.
Проблема повышения качества региональной системы подготовки кадров для сферы культуры и искусства актуальностью в силу специфики самой профессии, требующей оперативного реагирования на любые научно-технологические инновации, результативной рефлексии в условиях непрерывной изменчивости окружающей социальной среды, мобильности педагогических стратегий с учетом доминирующих антропогенных геополитических, экономических и социокультурных факторов.
Региональная система подготовки кадров для сферы культуры и искусства, является открытой и сложной социальной системой, в своей структуре обнаруживает главные взаимосвязанные элементы, такие как методология профессионального образования, методика профессионального обучения, дидактика и технология обучения.
Методологические вопросы совершенствования региональной системы подготовки кадров для сферы культуры и искусства частично раскрыты в трудах Э.Б. Абдуллина, Е.Н. Гавриловой, Л.А. Рапацкой, и др.
Современные исследователи методологии музыкально-педагогического образования подтверждают необходимость создания расширенной научно-междисциплинарной базы региональной системы подготовки кадров для сферы культуры и искусства (Э.Б. Абдуллин [1], Е.П. Красовская и А.И. Николаева [4]), культурологического (Л.А. Рапацкая [4]), антропологического (А.В.Торопова [6]), и других методологических подходов.
Следует отметить, что все указанные подходы в той или иной мере присутствуют в рекомендациях Концепции подготовки педагогических кадров [3, с. 12–15].
Возможности повышения методической готовности педагога-музыканта исследовали Э.Б. Абдуллин, Е.Н. Гаврилова, Е.П Красовская, Л.А. Рапацкая З.М. Явгильдина и др. Так, например, З.М. Явгильдина подтверждает своими исследованиями, что «профессиональная деятельность современного педагога-музыканта многопрофильна, она реализуется по педагогическому, музыкально-исполнительскому, воспитательному, организаторскому, просветительскому, исследовательско-методическому направлениям. Это обусловливает необходимость овладения будущим педагогом-музыкантом профессиональной компетентности интегративного типа» [7, с. 2].
Однако несмотря на значительное количество новых публикаций, посвященных проблеме новых подходов в обучении в организации высшего профессионального образования, детальной научно-методической разработки требуют вопросы внедрения в образовательный процесс педагогических профилей «новых форм и технологий обучения, разработки и реализации современных профессиональных образовательных программ, учебно-методических материалов и формирования на их основе качественно новых результатов» [1, с. 152].
Дидактический компонент образовательного процесса в организациях высшего профессионального образования также является предметом специальных исследований, таких авторов как: Е.Н. Гаврилова, Е.П Красовская, Л.А. Рапацкая З.М. Явгильдина Многие отечественные ученые поднимают проблему учебно-методического и дидактического обеспечения региональной системы подготовки кадров для сферы культуры и искусства.
При этом в контексте профессиональной специфики региональной системы подготовки кадров для сферы культуры и искусства в современных организациях высшего профессионального образования отмечается необходимость обязательного дополнения традиционных текстовых учебных пособий, «которые оказываются оторванными от реальных явлений музыкального искусства» [7, с. 214] мультимедиаматериалами, обеспечивающими «соответствующий музыке полноценный художественный эффект познания» [6, с. 214].
В целом общее представление об актуальных направлениях совершенствования региональной системы подготовки кадров для сферы культуры и искусства, современных тенденциях, проблемных аспектах профильной подготовки будущих педагогов в отечественных организациях высшего профессионального образования можно составить на основе контент-анализа ведущих отечественных научных периодических изданий («Проблемы современного педагогического образования», «Высшее образование сегодня», «Мир науки, культуры, образования», «Педагогическое искусство» и др.).
На основе выше сказанного проблема совершенствования региональной системы подготовки кадров для сферы культуры и искусства в направлении достижения единообразия на структурно-содержательном, методическом, дидактическом и результативном уровнях видится в следующем.
При переходе на систему направлений и профилей подготовки в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами и выборе компетентностной парадигмы подготовки профессиональных кадров формулировки квалификаций в дипломах выпускников музыкально-педагогических профилей подготовки необходимо внести изменения для расширения их профессиональных возможностей, отражения в данных формулировках всех компетентностных и квалификационных возможностей, обеспечения молодым педагогам-музыкантам трудовой мобильности и профессиональной вариативности. Новые формулировки должны отражать широкий спектр областей и видов профессиональной деятельности, закрепленных в Федеральном государственном образовательном стандарте, в соответствии с которым ведется компетентностно-ориентированная подготовка кадров для сферы культуры и искусства Так, выпускник высшего профессионального образования, окончивший программу бакалавриата по профилю «Музыкальная педагогика» с квалификацией «Преподаватель» имеет (в соответствии с ФГОС ВО по направлению 53.03.06) возможность работать «учителем музыки в общеобразовательной школе, руководителем творческого музыкального коллектива любой направленности и состава, преподавателем любого музыкального предмета в учреждении дополнительного и среднего специального образования, сотрудником административного аппарата в системе музыкального образования и управления культурой» [4, с.23].
Для реализации Концепции подготовки педагогических кадров необходимо разработать типовые образовательные программы, в которых закрепляются требования к обязательному минимуму в организационном, методическом, технологическом, кадровом, компетентностном аспектах, предметно-тематическому и дидактическому наполнению процесса профессионального образования, а также к итоговым компетентностным результатам профессиональной подготовки, обобщенные формулировки которых существенно «размыты» по своему содержанию относительно квалификационных требований и трудовых обязанностей работающих педагогов-музыкантов.
Образовательные программы высшего профессионального образования, отражающие основные положения Федеральных государственных образовательных стандартов, ранее оставляли за образовательными учреждениями право на формирование учебного планирования на методическом, дидактическом, дисциплинарно-тематическом, технологическом и результативно-деятельностном уровнях. Данное право подразумевало как свободу выбора учебно-методического обеспечения, так и ответственность за данный выбор.
Достижение единообразия в региональной системе подготовки кадров для региональной системы подготовки кадров для сферы культуры и искусства, очевидно, столкнется с потребностью учета региональной специфики наполнения учебного процесса в отечественных организациях высшего профессионального образования, реализующих образовательные программы бакалавриата, магистратуры и специалитета педагогических профилей. Несмотря на сохранение компетентностной парадигмы в высшем и среднем специальном образовании, государственное решение о регулировании содержания отечественного педагогического образования и контроля за результатами подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников для сферы образования повлечет за собой масштабный пересмотр учебно-методических, дидактических, технологических составляющих уже устоявшегося образовательного процесса и коренные системные изменения во внутрисетевом и межсетевом функционировании организаций высшего профессионального образования и среднего профессионального образования осуществляющих подготовку педагогических кадров. Эти изменения могут сопровождаться рядом затруднений, связанных с методическими, дидактическими, кадровыми, структурно-содержательными, региональными демографическими, социально-экономическими и другими вопросами.
В региональной системе подготовки кадров для сферы культуры и искусства данные проблемы также будут иметь межведомственный характер, так как педагогов-музыкантов широкого профиля готовят организации высшего профессионального образования и среднего профессионального образования.
При внесении изменений в ключевые элементы региональной системы подготовки кадров для сферы культуры и искусства становится понятно, что данный процесс будет масштабным по числу заинтересованных юридических и физических лиц, затронет методологические и теоретические основы, методический и дидактический инструментарий, технологические модели, все функции и взаимосвязи системы образования в целом.
В данной ситуации от ведущих организаций высшего профессионального образования страны, имеющих своих представителей в правотворческих структурах, органах исполнительной и законодательной власти, организациях, осуществляющих создание учебно-методической, инструктивной и дидактической базы для региональной системы подготовки кадров для сферы культуры и искусства, требуется «осознанный поиск и применение профессиональных знаний и умений» [2, с. 101] для проявления максимальной научно-исследовательской активности и проектной инициативы при формировании безупречной методологической, теоретико-методической и технологической основы для обновления и совершенствования системы педагогического и в его рамках региональной системы подготовки кадров для сферы культуры и искусства.