Главная
АИ #3 (133)
Статьи журнала АИ #3 (133)
Формирование у младших школьников умений и навыков ведения здорового образа жизн...

Формирование у младших школьников умений и навыков ведения здорового образа жизни

Автор(-ы):

Прокопенко Галина Ивановна

Божко Александра Павловна

21 января 2023

Секция

Педагогика

Ключевые слова

здоровье
здоровый образ жизни
младшие школьники
культура здоровья
умения и навыки

Аннотация статьи

В статье рассматривается актуальность темы по необходимости приобщения младших школьников к здоровому образу жизни.

Текст статьи

Здоровье младших школьников на данный момент становится очень актуальной проблемой. С годами каждое последующее поколение становится всё слабее предыдущего. Это проявляется в частоте простудных заболеваний среди обучающихся младших классов, в проявлении аллергических реакций и даже в спазматических болях частей тела.

Именно в дошкольном периоде закладываются основы здорового образа жизни человека, которые в школьный период приобретают более глубокое расширение, укрепляясь и сохраняясь в культурном облике на всю дальнейшую жизнь. Однако, современные исследования дают не самую благополучную картину, и, лишь 10% выпускников школ могут считаться вполне здоровыми, а 40% имеют заболевания различной направленности. Здоровье школьников пришло в упадок из-за снижения активности детей младшего школьного возраста, связанное, в первую очередь с пассивными мобильными играми в телефонах. Стоит отметить и тот факт, что большая часть граждан нашей страны не имеет высокой ценности ведения здорового образа жизни. Это проявляется в отсутствии регулярных занятиях физическими упражнениями и спортивными тренировками, заинтересованностью укрепления своего здоровья.

В связи с имеющейся информацией необходимо отметить значимость педагога в воспитательной сфере формирования основных задатков теоретических знаний и практических применений ведения здорового образа жизни младших школьников на внеурочных мероприятиях, в социокультурных и социобытовых моментах. Необходимость в проведении работы по сохранению здоровья школьников и формированию ими здорового образа жизни очевидна.

Следовательно, в вопросах оздоровления детей рука об руку должны идти медики, педагоги, психологи, валеологи, социальные педагоги и другие специалисты.

Акцентирование школьников к необходимости сохранения своего здоровья – это один из воспитательных компонентов социализации. Это овладение чувством психологического комфорта в сфере коммуникации и социализации, который формируется в детстве и сопровождает всю жизнь.

Школа является, по сути, для ребёнка вторым домом и выполняет важную роль в процессе социализации. Именно здесь, в большой, социальной «семье» формируется сознание о здоровье как на индивидуальном уровне, так и на социальном.

В современной школе большое значение уделяется образовательному содержанию, в то время как воспитательный процесс по повышению культуре здоровья остаётся на стандартном уровне. По данным различных специалистов, примерно 90 % детей имеют нарушения в психическом и физическом здоровье; 30 – 35 % малышей, поступающих в школу, уже имеют заболевания регулярно-систематического характера. А в процессе обучения в школе у детей увеличивается в пять раз число заболеваний, связанные со зрением и осанкой, в четыре раза повышается показатель нарушений психического здоровья, в три раза возрастает число детей, имеющих заболевания органов пищеварения.

Решение этой проблемы тем более необходимо, что напряжение педагогического процесса продолжается длительное время (исторический отрезок) и приводит к хроническому истощению жизненных сил всех субъектов этих систем, влияющих в конечном итоге на состояние национального здоровья.

В последние годы валеологии уделяют много внимания. Это отражается и в научной литературе и, в работе различных съездов, а также конференций и форумов, посвященных повышению здоровья населения; в школах вводится учебный предмет такой как «Валеология», в ряде регионов страны в штатном расписании школ предусмотрена должность «педагог – валеолог – организатор».

Образовалась большая потребность формировать у детей младшего школьного возраста понятие здорового образа жизни, приучать к определённым привычкам, направленным на оздоровление, способствующее эффективности в сфере социальной защиты здоровья детей, сплотившись и организовав совместную работу с родителями, педагогами, специалистами валеологической направленности.

Формирование понятия о здоровом образе жизни является первым и важным условием полноценного развития ребенка.

Для детей младшего школьного возраста при формировании культуры здоровья можно использовать различные средства и методы, которые способствуют развитию полноценной, здоровой личности.

Именно это и определило тему нашей дипломной работы «Формирование у младших школьников умений и навыков ведения здорового образа жизни».

Цель исследования рассмотреть проблему формирования у младших школьников умений и навыков ведения здорового образа жизни.

Объект исследования процесс формирования представлений младших школьников о здоровом образе жизни.

Предмет исследования способы формирования представлений младших школьников о здоровом образе жизни.

Задачи исследования:

  • рассмотреть значение «здорового образа жизни» в психолого-педагогических исследованиях;
  • изучить особенности формирования здорового образа жизни младших школьников в учебно-воспитательном процессе школы;
  • проанализировать формы и методы работы учителя начальных классов по формированию здорового образа жизни у обучающихся;
  • провести диагностику сформированности умений и навыков здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста;
  • разработать программу формирование навыков здорового образа жизни у младших школьников;
  • провести анализ контрольной диагностики и интерпретировать результаты исследования.

Теоретические исследования привели к ряду выводов.

Рассматривая формирование здорового образа жизни у младших школьников, необходимо учитывать комплекс составляющих факторов, которые определяют основу положительной динамики. К ним относятся семейные и социальные отношения (благополучная среда ребёнка), его трудовые возможности, психофизиологическое состояние, осознание и мотивация к ведению здорового образа жизни.

Для того, чтобы привить обучающимся младших классов культуру здоровья и добиться активной деятельности в этом направлении, необходимо соблюдать ряд условий:

  • создание благополучной среды, которая необходима для сохранения и укрепления здоровья обучающихся младших классов;
  • соблюдение здоровьесберегающих технологий в воспитательном и образовательном процессах;
  • участие в комплексном сотрудничестве с родителями, педагогическим коллективом и обучающимися в процессе по формированию умений и навыков ведения здорового образа жизни.

Список литературы

  1. Абдуллин, А.Г., Абдуллина, Д.Г. Здоровье как ценность: формирование установки на здоровый образ жизни у студентов вузов педагогических специальностей: монография [Текст] / А.Г. Абдуллин, Д.Г. Абдуллина. – Магнитогорск: МаГУ, 2021. – 148с.
  2. Амосова, Ю.Е. Основы здорового образа жизни: учеб. пособие [Текст] / Ю.Е.Амосова, Н.М. Амосов – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2019. – 119с.
  3. Антропова М.В., Манке Г.Г., Бородкина Г.В. и др. Факторы риска и состояние здоровья учащихся. // Здравоохранение Российской Федерации. – 2018. - № 3. - 211с.
  4. Баль, Л.В., Барканова, С.В. Здоровьесберегающая педагогика [Текст] / Л.В.Баль, С.В.Барканова. – М.: Владос, 2020. – 190с.
  5. Баль Л.В. О мотивациях подростков к формированию здорового образа жизни / Л.В. Баль, А.Н. Михайлов, И.А. Гундарев // Гигиена и санитария. – 2021. – № 4. – С. 70-71.
  6. Безруких, Н.А. О сущности здорового образа жизни /Н.А.Безруких //Культура здоровья и безопасность жизнедеятельности: сборник статей по материалам Всероссийской с международным участием научно-практической конференции.- Балашов: Изд-во «Арья», 2021.-
  7. Брехман И. И. Валеология - наука о здоровье. - 2-е изд. - М.: Физкультура и спорт, 2018. - 231с.
  8. Ишухина Е.В. Формирование здорового образа жизни младших школьников: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Шуя, 2021. - 171 с.
  9. Львова С. В. Возрастные особенности развития познавательных потребностей и мотивации учения у школьников // Системная психология и социология. - 2021. - № 9. - С. 79-86.
  10. Полтавцева, Н.Е. Педагогические условия формирования культуры здоровья у старшеклассников в процессе их исследовательской деятельности: дис. … канд. пед. наук. Калининград, 2020. - 212с.

Поделиться

1095

Прокопенко Г. И., Божко А. П. Формирование у младших школьников умений и навыков ведения здорового образа жизни // Актуальные исследования. 2023. №3 (133). Ч.II.С. 79-81. URL: https://apni.ru/article/5444-formirovanie-u-mladshikh-shkolnikov-umenij

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля