Здоровье младших школьников на данный момент становится очень актуальной проблемой. С годами каждое последующее поколение становится всё слабее предыдущего. Это проявляется в частоте простудных заболеваний среди обучающихся младших классов, в проявлении аллергических реакций и даже в спазматических болях частей тела.
Именно в дошкольном периоде закладываются основы здорового образа жизни человека, которые в школьный период приобретают более глубокое расширение, укрепляясь и сохраняясь в культурном облике на всю дальнейшую жизнь. Однако, современные исследования дают не самую благополучную картину, и, лишь 10% выпускников школ могут считаться вполне здоровыми, а 40% имеют заболевания различной направленности. Здоровье школьников пришло в упадок из-за снижения активности детей младшего школьного возраста, связанное, в первую очередь с пассивными мобильными играми в телефонах. Стоит отметить и тот факт, что большая часть граждан нашей страны не имеет высокой ценности ведения здорового образа жизни. Это проявляется в отсутствии регулярных занятиях физическими упражнениями и спортивными тренировками, заинтересованностью укрепления своего здоровья.
В связи с имеющейся информацией необходимо отметить значимость педагога в воспитательной сфере формирования основных задатков теоретических знаний и практических применений ведения здорового образа жизни младших школьников на внеурочных мероприятиях, в социокультурных и социобытовых моментах. Необходимость в проведении работы по сохранению здоровья школьников и формированию ими здорового образа жизни очевидна.
Следовательно, в вопросах оздоровления детей рука об руку должны идти медики, педагоги, психологи, валеологи, социальные педагоги и другие специалисты.
Акцентирование школьников к необходимости сохранения своего здоровья – это один из воспитательных компонентов социализации. Это овладение чувством психологического комфорта в сфере коммуникации и социализации, который формируется в детстве и сопровождает всю жизнь.
Школа является, по сути, для ребёнка вторым домом и выполняет важную роль в процессе социализации. Именно здесь, в большой, социальной «семье» формируется сознание о здоровье как на индивидуальном уровне, так и на социальном.
В современной школе большое значение уделяется образовательному содержанию, в то время как воспитательный процесс по повышению культуре здоровья остаётся на стандартном уровне. По данным различных специалистов, примерно 90 % детей имеют нарушения в психическом и физическом здоровье; 30 – 35 % малышей, поступающих в школу, уже имеют заболевания регулярно-систематического характера. А в процессе обучения в школе у детей увеличивается в пять раз число заболеваний, связанные со зрением и осанкой, в четыре раза повышается показатель нарушений психического здоровья, в три раза возрастает число детей, имеющих заболевания органов пищеварения.
Решение этой проблемы тем более необходимо, что напряжение педагогического процесса продолжается длительное время (исторический отрезок) и приводит к хроническому истощению жизненных сил всех субъектов этих систем, влияющих в конечном итоге на состояние национального здоровья.
В последние годы валеологии уделяют много внимания. Это отражается и в научной литературе и, в работе различных съездов, а также конференций и форумов, посвященных повышению здоровья населения; в школах вводится учебный предмет такой как «Валеология», в ряде регионов страны в штатном расписании школ предусмотрена должность «педагог – валеолог – организатор».
Образовалась большая потребность формировать у детей младшего школьного возраста понятие здорового образа жизни, приучать к определённым привычкам, направленным на оздоровление, способствующее эффективности в сфере социальной защиты здоровья детей, сплотившись и организовав совместную работу с родителями, педагогами, специалистами валеологической направленности.
Формирование понятия о здоровом образе жизни является первым и важным условием полноценного развития ребенка.
Для детей младшего школьного возраста при формировании культуры здоровья можно использовать различные средства и методы, которые способствуют развитию полноценной, здоровой личности.
Именно это и определило тему нашей дипломной работы «Формирование у младших школьников умений и навыков ведения здорового образа жизни».
Цель исследования рассмотреть проблему формирования у младших школьников умений и навыков ведения здорового образа жизни.
Объект исследования процесс формирования представлений младших школьников о здоровом образе жизни.
Предмет исследования способы формирования представлений младших школьников о здоровом образе жизни.
Задачи исследования:
- рассмотреть значение «здорового образа жизни» в психолого-педагогических исследованиях;
- изучить особенности формирования здорового образа жизни младших школьников в учебно-воспитательном процессе школы;
- проанализировать формы и методы работы учителя начальных классов по формированию здорового образа жизни у обучающихся;
- провести диагностику сформированности умений и навыков здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста;
- разработать программу формирование навыков здорового образа жизни у младших школьников;
- провести анализ контрольной диагностики и интерпретировать результаты исследования.
Теоретические исследования привели к ряду выводов.
Рассматривая формирование здорового образа жизни у младших школьников, необходимо учитывать комплекс составляющих факторов, которые определяют основу положительной динамики. К ним относятся семейные и социальные отношения (благополучная среда ребёнка), его трудовые возможности, психофизиологическое состояние, осознание и мотивация к ведению здорового образа жизни.
Для того, чтобы привить обучающимся младших классов культуру здоровья и добиться активной деятельности в этом направлении, необходимо соблюдать ряд условий:
- создание благополучной среды, которая необходима для сохранения и укрепления здоровья обучающихся младших классов;
- соблюдение здоровьесберегающих технологий в воспитательном и образовательном процессах;
- участие в комплексном сотрудничестве с родителями, педагогическим коллективом и обучающимися в процессе по формированию умений и навыков ведения здорового образа жизни.