Психологические теории мотивации сотрудников современных организаций

Статья посвящена анализу особенностей работы по социальной адаптации детей некоммерческих организаций (на примере Республиканского центра социальной адаптации детей в Узбекистане). Выделены субъекты социальной адаптации. Определены мероприятия социальной адаптации детей. Отмечены требования, необходимые для реализации некоммерческими организациями социальной адаптации детей.

Аннотация статьи
некоммерческие организации
семейное воспитание
социальная адаптация детей
адаптация-защита
Ключевые слова

Задача социальной адаптации связана с мобилизацией всех доступных ресурсов. Но для успешной реализации задач не только необходимы адаптационные ресурсы, а необходима их «ликвидность».

Социальную адаптацию толкуют как процесс выработки нового режима функционирования человека, то есть он начинает по-новому оценивать себя в новой среде, в новом состоянии. Учитывая важность социальной адаптации как для человека, так и для общества в целом, необходимо использовать комплекс мер для реализации адаптации. Кроме того, отдельную роль в социальной адаптации играют некоммерческие организации, которые также помогают человеку ориентироваться в социуме. Таким образом, именно роль некоммерческих организаций в социальной адаптации граждан и обуславливает актуальность темы исследования.

Целью исследования является проведение анализа и характеристики социальной адаптации детей некоммерческими организациями на примере Республиканского центра социальной адаптации детей в Узбекистане.

В мире по экспертным оценкам не менее 10-15% людей с инвалидностью; 2,5-3% людей, которые живут рядом с нами, имеют те или иные нарушения и ограничения и могли бы получить пользу от реабилитации.

В процессе адаптаций институтов (и организаций) к изменениям в среде, для входящих в них индивидов открываются два пути построения стратегии адаптивного поведения. Первый – это не прилагая усилий для разработки собственной стратегии, органично влиться в «институционный» или «организационный» адаптивный процесс. Второй – попытаться разработать свои собственные стратегии, которые не зависели бы от институциональных или организационных.

В научной литературе выделяют три группы средств, которые применяют некоммерческие организации и обеспечивают адаптацию личности: институциональные, нормативно-регулятивные (социокультурные) и личностные.

Субъектами адаптации являются самые разные социологические единицы (социальные системы): личности, социальные группы, сообщества, институты, некоммерческие организации, цивилизации и т.п.

Обычно реабилитационные центры, санатории и больницы расположены в крупных городах, туда трудно добраться и многие люди с инвалидностью не могут получать там помощь часто и в полном объеме.

Так, одним из таких субъектов социальной адаптации является Самаркандский региональный филиал Республиканского центра социальной адаптации детей в Узбекистане (рис. 1), созданный Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 23.09.2011 г. № 267.

Целью данного центра является оказание социально-педагогической, правовой и информационно-образовательной помощи детей-инвалидов; детей с физическими и психическими отклонениями; детей, имеющих тяжелые хронические заболевания; а также детей, оставшихся без опеки родителей или лиц, их заменяющих; детей из неблагополучных семей, групп социального и правового риска, особо одаренных детей.

Рис. 1. Самаркандский региональный филиал Республиканского центра социальной адаптации детей в Узбекистане

В данном центре все оказываемые услуги предоставляются бесплатно. Оказываемые услуги, направлены на оздоровление, нравственное воспитание детей, на то, чтобы они не были обделены вниманием из-за ограниченных возможностей, а ощущали себя полноценными гражданами общества. Представленный центр разделен на разные комнаты (секции), способствующие социальной реабилитации.

В сенсорной комнате проводятся занятия по улучшению визуальных, слуховых и осязательных способностей, активизации функций центральной нервной системы.

Также функционирует кабинет раннего вмешательства. Дефектологи работают не только с детьми, но и с родителями для раннего выявления риска.

Кроме того, существует зал лечебной физкультуры (рис. 2). По индивидуальной программе для каждого ребенка в соответствии с состоянием его здоровья и его возможностями проводятся занятия, согласно рекомендациям методиста лечебно-физической культуры.

Рис. 2. Зал лечебной физкультуры Самаркандского регионального филиала Республиканского центра социальной адаптации детей в Узбекистане

В фитобаре детям предлагаются специально подобранные травяные экстракты и растительные препараты, обладающие полезными веществами и свойствами.

Большое значение для развития и нормализации движений у детей с ограниченными возможностями имеет проведение физических упражнений в воде – гидрокинезотерапия.

Созданный в указанном центре родительский клуб ориентирован на развитие социальных и коммуникативных навыков, объединяя детей и родителей вместе в процесс работы. Кроме того, родительский клуб является площадкой для психологической и эмоциональной разгрузки самих родителей.

Необходимо отметить, что Республиканский центр социальной адаптации детей в Узбекистане привлекает международные организации для социальной адаптации детей, в частности, осуществляет тесное сотрудничество с ЮНИСЕФ в целях реализации комплексной помощи в социальной адаптации детей, что положительно отражается на благополучии таких детей.

Реабилитационный работник сообщества (социальные работники, воспитатели детских садов, медицинские сестры, учителя, родители, добровольцы) тесно взаимодействует с людьми с инвалидностью и их семьями, выбирает для них необходимые информационные материалы проводит обучение и терапевтические упражнения [1, c. 70].

Следует отметить, что некоммерческие организации также используют механизм адаптации-защиты, который включается тогда, когда личность: а) не может достичь старых целей в новых условиях, в том числе и новыми средствами, б) не считает возможным или не способна интернализировать новые цели или новые средства. В процессе актуализации такого механизма субъект адаптации пытается сохранить свою внутреннюю структуру.

Механизм адаптации-защиты сочетает в себе достаточно разнородные процессы:

  • социальную агрессию (применение силы, активное противодействие, активный протест);
  • социальное сопротивление или противодействие (неподчинение, скрытый саботаж и т.п.);
  • социальную мимикрию (внешняя «маскировка» под социальный ландшафт при внутреннем сопротивлении);
  • аккомодацию (приведение конфликтных элементов в состояние взаимной терпимости);
  • социальное вымещение (переориентацию негативного импульса с одного объекта, недоступного для действия, на другой); например, негативное отношение к реформам может проявиться в бойкотировании выборов;
  • социальную дискредитацию (унижение авторитета, подрыв доверия к другим для оправдания собственного поражения);
  • социальную проекцию (бессознательное или сознательное приписывание контрагенту по адаптивному процессу собственных негативных желаний, интересов, намерений социального плана);
  • социальную конверсию (уменьшение субъектом важности последствий адаптивных событий).

Следующий механизм социальной адаптации – это механизм адаптации отхода – выход из силового поля неприятных изменений в среде, которые невозможно скорректировать. Его суть заключается в отторжении социальным субъектом определенных культурой целей, намерений и интересов, выступающих как законные цели для всего общества или для отдельных его слоев, а также в отрицании непригодных для индивида институциональных нелегитимных средств их достижения.

Следующий механизм социальной адаптации, используемый некоммерческими организациями является механизм адаптации-реверсии. Его составляющими могут выступать следующие характеристики:

  • заниженная требовательность к себе;
  • занижение потребительского уровня;
  • бытовой примитивизм;
  • ограничение социальной сетки;
  • утрата значимых социальных позиций в обществе;
  • уменьшение функций, выполняемых в обществе;
  • деформация, разрушение старого, невозможность проектирования нового позитивного, субъективного изображения мира.

Легко заметить, что влияние этого механизма провоцирует упрощение, примитивизацию внутренней структуры адаптивта [2, c. 83].

Чаще используются подвиды социальных адаптаций – защитные адаптации. Они направлены на самосохранение адаптанта – поддержка всеми возможными средствами status quo – и связанные с обязательным изменением способов взаимодействия с окружающими, но при сохранении вообще старых, традиционных целей и ценностей.

Подвидами защитных адаптаций среди прочих: компенсаторные, мимикрийные и депривационные.

Социальная адаптация детей также происходит с помощью игровых и арт-терапевтических методов. Для развития детей и улучшения социальных навыков используются предметно-манипулятивные и логические игры. Взаимодействие может происходить как между детьми (групповые игры), так и взрослым и ребенком, что способствует развитию познавательных способностей.

Социальная адаптация осуществляется через рисование, лепку и предоставление индивидуальных консультаций подросткам, если у них есть такая потребность. Терапия творчеством является самой безопасной и достаточно эффективной. Она помогает проявить собственные чувства и эмоции, пережить их и найти собственные ресурсы для преодоления отрицательных травмирующих ситуаций, что влияет на психику ребенка.

Таким образом, некоммерческим организациям, осуществляющим социальную адаптацию детей, необходимо: использовать элементы лечебной физкультуры (объятия, теплые встречи и т.п.); использовать музыкальное сопровождение во время различных режимных моментов; проводить релаксационные игры с использованием песка, воды; применять сказкотерапию; применять игровые методы взаимодействия с ребенком; информировать родителей об адаптационных характеристиках каждого ребенка на основе адаптационных карт; использовать различные формы работы с родителями: консультирование, разработка информационных писем об особенностях адаптации детей; беседы и т.п.; создавать условия для возникновения у детей потребности в разных видах деятельности (рисование, лепка, просмотр рисунков, уход за растениями и животными и т.п.).

На процессы адаптации влияют социальные установки, ценностно-мотивационные образования, стратегии поведения детей, восприятие общества, соответствие самооценки и уровню притязаний детей к их реальным возможностям и условиям новой социальной среды и т.д. [3, c. 97].

Единство биологических и социальных факторов в развитии и социализации детей предоставляет процессу социальной адаптации специфические особенности, связанные со сложностями адекватного восприятия процессов, происходящих вокруг ребенка, с активным участием его сознания в процессе обучения, игровой и трудовой деятельности.

Можно выделить следующие особенности социальной адаптации детей некоммерческими организациями: осознание социальных ролей и функций, понимание нового периода своей жизни, интерес к различным видам деятельности, потребность в подкреплении знаний собственным практическим опытом, включение в содержательную, совместную с другими детьми и взрослыми деятельность, которая способствует осведомленности и непосредственному осознанию необходимости выполнения конкретных норм и правил жизни; способность определенным образом изменять поведение, корректировать собственные желания, воздействовать на окружающую среду, активно взаимодействовать с окружающими.

Социальную адаптацию следует рассматривать как завершающий итоговый этап адаптации человека к условиям социокультурной среды в целом, сочетающий в себе в диалектикологическом виде прежние уровни биологической и психологической адаптации.

Адаптационный процесс имеет ряд этапов: этап оборотных и неустойчивых результатов и этап устойчивых, эффективных изменений. Переход от этапа к этапу осуществляется с помощью определенных механизмов: на физиологическом уровне – это «стресс-реакция» организма; на поведенческом – формирование определенных схем деятельности.

Эмоции являются регуляторным механизмом на всех этапах адаптации, в ситуации стрессовой адаптации эти функции становятся ведущими. Процесс адаптации ребенка к довольно часто оказывается для него драматическим событием, затрагивающим все сферы жизнедеятельности.

Социальная адаптация детей к условиям новой социальной среды носит многофункциональный характер.

Во-первых, адаптация является средством оптимизации отношений ребенка с относительно широкой социальной средой, в которой появляется детское сообщество и общение в системе – ребенок-ребенок, ребенок-педагог.

Во-вторых, через адаптацию происходит формирование социальной сущности ребенка.

В-третьих, социальная адаптация – это действенная составляющая успешной социализации ребенка в обществе. При таких подходах именно некоммерческие организации становятся тем институтом, который компенсирует недостатки семейного воспитания и обеспечивает социальное развитие ребенка как одно из главных направлений личностного его становления [4, c. 118].

Как показывают педагогические и медицинские исследования, характер и длительность адаптационного периода зависят от таких факторов, как:

  • возраст ребенка (труднее всего адаптируются к новым условиям дети в возрасте 10–11 месяцев до 2 лет; после 2 лет дети значительно легче приспосабливаются к новым условиям жизни);
  • состояние здоровья и уровень развития ребенка (здоровый, хорошо развитый ребенок значительно легче переносит трудности социальной адаптации);
  • индивидуальные особенности ребенка (в значительной степени поведение ребенка зависит от типа нервной системы);
  • уровень натренированности адаптационных механизмов (дети, которые до детского сада неоднократно находились в разных условиях жизни, легче привыкают к детскому заведению);
  • опыт общения со взрослыми и ровесниками (умение положительно относиться к требованиям взрослых и адекватно общаться с другими детьми).

Зачастую некоммерческие и социально ориентированные общественные организации становятся теми площадками, которые готовы разрабатывать и совершенствовать новые методы, приемы и средства по улучшению жизни детей и устранению вышеупомянутых барьеров. В дальнейшем включают полученные подходы в свою повседневную деятельность с необходимыми правками и воспроизводят этот опыт в других заинтересованных в этом организациях. Иными словами, институционализация инновационных практик нередко начинается с инициативы некоммерческих организаций.

В настоящее время количество некоммерческих организаций, поддерживающих детей в трудной жизненной ситуации, составляет приблизительно 7,5 тыс. (5,5% всех некоммерческих организаций).

Детям, получившим «клеймо» неспособных к обучению, некоммерческие организации предоставляют образовательные услуги. Эти же и другие услуги получают дети, брошенные в больницах. До выздоровления и передачи на государственное попечение они считаются просто больными, а если срок лечения затягивается (иногда на многие месяцы), то их не учат и не обеспечивают их досуг. Данные функции берут на себя некоммерческие организации. Они также поддерживают не только бывших детдомовцев, но и особо – их детей, так как у родителей опыт детской жизни в семье часто либо негативный, либо отсутствует [5, c. 92].

Таким образом, важной частью процесса социальной адаптации ребенка является взаимодействие ребенка с семьей. Воспитатель – профессионал, который, используя собственные практические навыки и теоретические знания, может с легкостью способствовать замедлению негативных эмоциональных состояний ребенка в период адаптации. Кроме того, отдельная роль в социальной адаптации ребенка играют некоммерческие организации, который представляют собой комплекс образовательных, воспитательных, психологических услуг, способствующих интенсификации социальной адаптации ребенка в социуме.

Текст статьи
  1. Данакин H.С. Критерии оптимального обеспечения социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья / H.С. Данакин, А.И. Шутенко // Перспективы Науки и Образования. – 2014. – № 6(12). – С. 68-73.
  2. Дождиков С.В. Социально ориентированные некоммерческие организации на рынке социальных услуг Республики Марий Эл: тенденции развития: монография / С.В. Дождиков, Н.Н. Зыкова, М.В. Сафронова. – Йошкар-Ола: ПГТУ, 2020. – 159 с.
  3. Калашникова С.А. Некоммерческая организация как ресурс сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья / С.А. Калашникова, Л.Г. Заборина // Современные исследования социальных проблем. – 2013. – № 6 (26). – С 95-110.
  4. Кузина И.Г. Теория социальной работы: учебное пособие / И.Г. Кузина, А.Ю. Ардальянова. – Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2008. – 293 с.
  5. Холостова Е.И. Социально ориентированные некоммерческие организации: учебное пособие / Е.И. Холостова. – М.: Дашков и К°, 2017. – 180 с.
Список литературы