Субъективным критерием для качества звучания речи и других окружающих неречевых звуков является их разборчивость, т.е. способность к детекции, различать, опознавать и распознавать неречевые и речевые звуки. Т.о. разборчивость неречевых и речевых звуков – это степень, с которой окружающие звуки и речь могут быть поняты (расшифрованы) слушателями. Под этим (в смысле разборчивости речи) понимается степень, с которой слушатели могут понять смысл фразы, идентифицировать слова, слоги и фонемы. В соответствии с этим различают различные виды разборчивости, которые тесно связаны друг с другом: фонемная, слоговая, словесная и фразовая. При этом при минимальной фонемной и слоговой разборчивости может сохранятся достаточно высокий уровень (до 60-80%) словесной и фразовой разборчивости.
Ранее, в виду невозможного качественного слухопротезирования и кохлеарной имплантации, педагогическая методика обучения детей и взрослых с нарушенным слухом строилась преимущественно на угадывании о том, какое слово или фраза сейчас звучала с опорой на отдельно воспринятые фонемы, артикуляционные их образы и уровень представлений об окружающем мире воспринимающего обращенную устную речь. При таком подходе детьми и взрослыми с нарушенным слухом затруднялось усвоение новых понятий на слух, изучение иностранного языка, восприятие устной речи в сложных акустических условиях и опосредованно. Все это приводило к сегрегации людей с нарушенным слухом и развитии их преимущественно путем использования в обучении вспомогательных средств общения: письменная речь, дактильная речь, жесто-мимическая речь. Так осложнялась интеграция детей и взрослых с нарушенным слухом в «слышащее» общество.
На данном этапе развития технических и медицинских наук, в виду наличия адекватного и эффективного слухопротезирования и систем кохлеарной имплантации, у детей и взрослых появилась возможность максимального уровня фонемной и слоговой разборчивости устной речи. В связи с этим педагогическая методика обучения таких людей строиться с опорой на слуховую основу восприятия окружающих звуков, освоение речи на этой основе и развитие представлений об окружающем мире на основе развивающейся спонтанной устной речи. В связи с этим педагогическая методика обучения таких людей строиться с опорой на слуховую основу восприятия окружающих звуков, освоение речи на этой основе и развитие представлений об окружающем мире на основе развивающейся спонтанной устной речи.
В связи с новыми техническими, медицинскими и педагогическими подходами к реабилитации детей и взрослых с нарушенным слухом важно уточнить условия лучшей разборчивости неречевых и звуковых сигналов. Обычно сами пациенты, их родители и некоторые специалисты полагают, что для плохо слышащих людей увеличение громкости звука приведет к улучшению разборчивости. Практика показывает, что зачастую простого увеличения громкости недостаточно для улучшения разборчивости речи, а в большинстве случаев увеличение громкости приводит к ухудшению разборчивости. Т.е. при повышении громкости слухового аппарата или процессора системы кохлеарной имплантации и ребенка или взрослого с нарушенным слухом ухудшается фонемная и слоговая разборчивость обращенной устной речи, практически пропадает способность к детекции, различению, опознаванию и распознаванию окружающих звуков.
Данный тезис явился гипотезой дальнейшего исследования. В целях ее проверки было проведено исследование, которое уточняло параметры разборчивости обращенной устной речи у детей после кохлеарной имплантации в процессе настройки процессора.
Рассмотрим более подробно задачи исследования. Направлениями для подробного рассмотрения были следующие параметры, напрямую влияющие на фонемную и слоговую разборчивость устной речи:
- Наблюдение за реакциями на неречевые звуки окружающего мира.
- Отсутствие дискомфорта на воспринимаемые звуки.
- Детекция.
- Понимание тихого и громкого сигнала различных частот.
- Разборчивость речевых звуков различной частоты (низкие и высокие).
- ФУНГ и маскировка.
При организации специального наблюдения за реакциями на неречевые звуки окружающего мира нами учитывался наличие и характер на звуки окружающего мира следующих категорий: звуки улицы (шум дождя, ветра, клаксон, мотор, сирена машины и пр.), в быту (звук микроволновки, холодильника, шум пылесоса, звонок в дверь, по телефону и др.), голоса животных и птиц (мурлыканье кошки, мяуканье кошки, лай и вой собаки, карканье вороны и др., неречевые звуки человека (смех, чихание, кашель и пр.), музыкальные звуки (пианино, скрипка и др.). Для контроля за реакциями на неречевые звуки рекомендуется завести слуховой альбом или дневник, в зависимости от возраста ребенка и навыков его слухоречевого развития.
Уточняя параметры определения дискомфорта, мы учитывали возможное проявление дискомфорта на громкие неречевые и речевые звуки различных частот. Отдельно рассматривая терпеливых и нетерпеливых детей, особенности их реакции и проявления дискомфорта.
Проверяя детекцию, мы рассматривали наличие и особенности характера условнорефлекторной двигательной реакции на звуки речи различной частоты и громкости. При этом ребенок реагировал ответным действием на возникающий за ширмой или экраном звук.
При изучении параметров понимания тихого и громкого сигнала различных частот важно уточнить реакцию детей. При этом важно восприятие громких звуков различной частоты в одном диапазоне громкости, тихих звуков различной частоты в другом едином диапазоне громкости.
Разборчивость речевых звуков различной частоты (низкие и высокие) изучалась нами внутри каждого частотного диапазона.
Феномен ускоренного нарастания громкости и маскировка оказывают существенное влияние на разборчивость речи. Поэтому, уточняя данный параметр, мы учитывали способность ребенка воспринимать и различать тихий сигнал, возникающий после громкого. А также учитывалась возможность слышать в комфортном уровне нормальный по громкости сигнал, возникающий неожиданно в тихой среде.
Разборчивость речи является результатом взаимодействием системы звукоусиления с акустическими условиями озвучиваемого объекта. Применение различных алгоритмов шумоочистки и переработки сигналов в подобных случаях малоэффективны, т.к. в разных акустических условиях на сигнал действуют различные раздражители и искажения.
Простое повышение мощности (увеличение максимальной амплитуды) не приводит к улучшению разборчивости. Увеличение громкости выше некоторого порога приводит наоборот к снижению разборчивости речи, т.к порождает сдвиг кривой чувствительности в сторону уменьшения. Это связано с ограничениями разрешающей способности человеческого слуха, т.е. к ограниченному динамическому диапазону. Очевидно, что для того, чтобы уменьшить динамический диапазон сигнала, необходимо понизить максимальную амплитуду сигнала. Итак, разборчивость речи снижается при очень высоких уровнях громкости.
Кроме того, оптимальная настройка процессора системы кохлеарной имплантации позволяет воспринимать неречевые и речевые звуки окружающего мира различной частоты и громкости. Так формируется физический слух человека, на основе которого (под целенаправленным влиянием работы специалиста – сурдопедагога) формируется и развивается функциональный слух. Слуховое восприятие при развитом функциональном слухе является основой формирования и развития спонтанной речи ребенка, как основы социализации и интеграции в обществе. Так повышается реабилитационный потенциал детей с нарушенным слухом при правильном организации процесса настройки системы кохлеарной имплантации. Такой процесс проводится междисциплинарной командой и является плодом взаимодействия специалиста по настройке, специалиста по реабилитации и родителей (или лиц их заменяющих).