Главная
Конференции
Современная парадигма социально-гуманитарного знания
К вопросу о развитии петербургского текста русской литературы в творчестве Н.В. ...

К вопросу о развитии петербургского текста русской литературы в творчестве Н.В. Гоголя

27 января 2023

Секция

Филологические науки

Ключевые слова

петербургский текст
петербургский повести
идейное зло
хронотип
реализм
гоголевский тип
тематическое единство

Аннотация статьи

Научная работа посвящена анализу вклада Н.В. Гоголя в развитие петербургского текста русской литературы. В рамках исследования автором подчеркивается преемственность гоголевской интерпретации темы Петербурга по отношению к пушкинскому наследию. Автором подчеркнут серьезный прогресс петербургского текста в идейном и художественном отношениях, достигнутый в «петербургских повестях» Н.В. Гоголя. Кроме того, в исследовании доказано, что важнейшими особенностями петербургского текста Гоголя является предельная реалистичность, драматизм и мистичность сюжетов, отражающих перцепцию Гоголем как особого города, оказывающего на душу человека очень глубокое, порой трагическое влияние.

Текст статьи

Одним из центральных событий в истории русской литературы девятнадцатого века является зарождение и развитие петербургского текста русской литературы как уникального культурно-исторического феномена, отразившего влияние петербургской реальности на политическую, духовную и бытовую жизнь жителей Российской империи и самой новой русской столицы. Основы петербургского текста русской литературы были заложены в творчестве Г.Р. Державина и М.В. Ломоносов, в творчестве А.С. Пушкина тема Петербурга зазвучала на принципиально новом уровне, однако наиболее очевидный вклад в ее становление в качестве одной из основных проблематик русской культуры был внесен Н.В. Гоголем. Именно оценку этого вклада и посвящена данная научная статья.

Начиная с тридцатых годов девятнадцатого века, то есть с момента оформления Пушкиным петербургского текста русской литературы как полноценного литературного феномена, к его дальнейшему развитию в рамках своей творческой деятельности другой великий русский писатель, а именно Николай Васильевич Гоголь. Тема Петербурга, наряду с темой Украины, заняли центральное место в творчестве этого великого писателя. При этом, петербургский текст Гоголя носит противоречивый характер. С одной стороны, гоголевская версия петербургского текста русской литературы, с одной стороны, вобрала в себя основы мотивы петербургского текста, заданные Пушкиным, такие как тема маленького человека и противостояния человека и города. Но вместе с тем, Гоголь значительно расширил глубину и широту литературного Петербурга. Петербургский текст Гоголя создал глубокую, однозначную и бескомпромиссную картину Петербурга, которая в большей степени, чем даже пушкинское наследие, повлияла на дальнейшее развитие петербургского текста у таких авторов, как Федор Достоевский, Андрей Белый и Александр Блок [3, с.23].

Наиболее концептуальное развитие петербургский текст в творчестве Н.В. Гоголя получил в его так называемых «петербургских повестях». Под наименованием «петербургских повестей» Гоголя объединяют широкий набор литературных произведений, написанных писателем на протяжении тридцатых и сороковых годов девятнадцатого века. Эти произведения объединяет, вместе с тем, не только общее место действия – Санкт-Петербург, но и тематическое единство, поскольку в центре внимания каждого произведения стоит проблема «маленького человека», ощущающего себя исключённым из общей нормы столичной жизни и гибнущего в результате этого. Ключевая особенность петербургского текста Н.В. Гоголя была выявлена русским критиком Г.А. Гуковским в его фундаментальной работе «Реализм Гоголя», в которой в рамках отдельной главы критиком выявляется тот факт, что общим объединительным моментом для «петербургских повестей» служит не только единство заданной в них идеи и идейного построения группы повестей. Но также и общность изображаемого в них Петербурга как специфического центра идейного зла [2, с. 56].

Исключительно важным фактом, учитывать который необходимо при рассмотрении «петербургских повестей» Н.В. Гоголя, является тот факт, что они не только писались в разное время, но и различались по степени глубины и драматичности в своей репрезентации петербургского текста русской литературы. Так, с повести «Невский проспект», созданной Н.В. Гоголем в 1833-1834 годах начинается трагическое освещение Петербурга в гоголевском петербургском тексте. При этом самая трагическая и исторически важная для русской литературы повесть «Шинель» была окончена в 1842 году, и этот факт иллюстрирует эволюцию петербургского текста Гоголя в сторону большей трагичности и реалистичности. Важным вкладом Николая Васильевича Гоголя в развитие петербургского текста русской литературы стало его продвижение от чисто символического понимания Петербурга к его более реалистической интерпретации. В «петербургских повестях» Гоголя, а в особенности в повести «Шинель», Петербург предстает не как архитектурный образ или географический, эстетический или государственный контрапункт русской истории, а как конкретный и реалистический образ совокупности массы людей, которые объединены своей скованностью петербургским укладом жизни [1, с.35].

Социальная сторона петербургского текста, заложившая впоследствии основы петербургского текста Федора Достоевского, ясно прослеживается уже в ранней повести Гоголя из «петербургского цикла» - повести «Невский проспект». С самого начала повести писателем дается четкое описание многообразия сословного представительства на Невском проспекте, но интересным является также тот факт, что мир этих сословий, часы их прогулки, привычки, внешность и линия поведения, носят жестко регламентированный характер. С самого начала этой повести четко выявляется тенденция социальной оппозиции, свойственной петербургскому тексту Н. В. Гоголя.

Социальная подоплека петербургского текста Гоголя подтверждается также и современностью описания вызовов большого города, которая дается Гоголем в петербургских повестях, в которых простой человек, такой как Акакий Акакиевич Башмачкин из «Шинели» сталкивается с острыми социальными и этическими вызовами, которые и создают тревожную и призрачную атмосферу гоголевского Петербурга. Параллельно с исключительной реалистичностью петербургскому тексту Н.В. Гоголя также свойственна и тенденция к обобщенности. Гоголевский Петербург предстает как своеобразная модель «сборного города», имитирующего образ жизнедеятельности любого другой, более крупной формы социального объединения, вплоть до государства, империи, или даже человечества в целом [5, с.86].

Другим важнейшим аспектом, отличающим гоголевский подход к формированию петербургского текста русской литературы, является отказ от подхода к Санкт-Петербургу как царственному города, Петра творению со строгим и стройным видом, свойственному, в том числе, и пушкинскому петербургскому тексту. Раздвигая искусственный конструкт петербургского величия, Н.В. Гоголь открывает мир бедного и несчастного человека. Начиная с эпохи Н.В. Гоголя, петербургский текст будет сводиться не к яркому описанию замков и дворцов «северной Пальмиры». Он будет сводиться к трагическому миру невзрачных закоулков Санкт-Петербурга, его отвратительных наемных квартир, закопченных мастерских, зловонных подворотен и черных лестниц, в которых обитают люди, лишенные доступа в мир роскоши и балов [4, с. 45].

Важной характеристикой гоголевского наследия, ставшего в дальнейшем неотъемлемой частью петербургского текста русской литературы, является предельная детализация явлений действительности, конкретика изображения реальности, не стесняющаяся описания жизни человека во всей ее неприглядности и даже уродстве. Быт петербургского жителя Гоголь передает тонко и четко, обрисовывая его несколькими штрихами петербургского текста, Гоголь не скрывает главного героя. При этом внешняя сторона повествования лишь оттеняет облик гоголевского персонажа, формируя характерный для Гоголя и заимствованный в дальнейшем Ф.М. Достоевским стиль текста, выражал острый, близкий к эффекту репортажа литературный образ, создающий ощущение непосредственного соприкосновения с эстетически необработанными реалиями петербургского текста [6, с. 90].

Подводя итоги анализу вклада Н.В. Гоголя в развитие петербургского текста русской литературы, мы можем сделать вывод о том, что ему принадлежит ключевая роль в развитии темы Петербурга в истории русской литературы. Петербургский текст Н.В. Гоголя, вобрал в себя основы мотивы петербургского текста, заданные Пушкиным, такие как тема маленького человека и противостояния человека и города. Но вместе с тем, Гоголь значительно расширил глубину и широту литературного Петербурга.

Список литературы

  1. Воропаев В.А. Гоголь над страницами духовных книг: Научно-популярные очерки. М., 2009. 294 с.
  2. Гуковский Г. А. Реализм Гоголя. М.; Л.: Гос. изд-во художеств. Лит. 1959. 298 с.
  3. Лотман Ю. М. Символика Петербурга и проблемы семиотики города // Ю. М. Лотман. История и типология русской культуры. – СПб. 2002. 468 с.
  4. Макаровская Г.В. «Медный всадник». Итоги и проблемы изучения. - Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1978. 269 с.
  5. Манн Ю. В. Эволюция гоголевской фантастики // К истории русского романтизма / Ред. колл. Ю.В. Манн, И. Г. Неупокоева, Г. Р. Фохт. М., 2007. 543 с.
  6. Набоков В.В. Николай Гоголь. СПб.: Симпозиум, 1997-1999. 321 с.

Поделиться

2017

Плиева Д. И. К вопросу о развитии петербургского текста русской литературы в творчестве Н.В. Гоголя // Современная парадигма социально-гуманитарного знания : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 января 2023г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2023. С. 11-14. URL: https://apni.ru/article/5492-k-voprosu-o-razvitii-peterburgskogo-teksta-ru

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Филологические науки»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#25 (260)

Прием материалов

21 июня - 27 июня

осталось 4 дня

Размещение PDF-версии журнала

2 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

16 июля