Одним из центральных событий в истории русской литературы девятнадцатого века является зарождение и развитие петербургского текста русской литературы как уникального культурно-исторического феномена, отразившего влияние петербургской реальности на политическую, духовную и бытовую жизнь жителей Российской империи и самой новой русской столицы. Основы петербургского текста русской литературы были заложены в творчестве Г.Р. Державина и М.В. Ломоносов, в творчестве А.С. Пушкина тема Петербурга зазвучала на принципиально новом уровне, однако наиболее очевидный вклад в ее становление в качестве одной из основных проблематик русской культуры был внесен Н.В. Гоголем. Именно оценку этого вклада и посвящена данная научная статья.
Начиная с тридцатых годов девятнадцатого века, то есть с момента оформления Пушкиным петербургского текста русской литературы как полноценного литературного феномена, к его дальнейшему развитию в рамках своей творческой деятельности другой великий русский писатель, а именно Николай Васильевич Гоголь. Тема Петербурга, наряду с темой Украины, заняли центральное место в творчестве этого великого писателя. При этом, петербургский текст Гоголя носит противоречивый характер. С одной стороны, гоголевская версия петербургского текста русской литературы, с одной стороны, вобрала в себя основы мотивы петербургского текста, заданные Пушкиным, такие как тема маленького человека и противостояния человека и города. Но вместе с тем, Гоголь значительно расширил глубину и широту литературного Петербурга. Петербургский текст Гоголя создал глубокую, однозначную и бескомпромиссную картину Петербурга, которая в большей степени, чем даже пушкинское наследие, повлияла на дальнейшее развитие петербургского текста у таких авторов, как Федор Достоевский, Андрей Белый и Александр Блок [3, с.23].
Наиболее концептуальное развитие петербургский текст в творчестве Н.В. Гоголя получил в его так называемых «петербургских повестях». Под наименованием «петербургских повестей» Гоголя объединяют широкий набор литературных произведений, написанных писателем на протяжении тридцатых и сороковых годов девятнадцатого века. Эти произведения объединяет, вместе с тем, не только общее место действия – Санкт-Петербург, но и тематическое единство, поскольку в центре внимания каждого произведения стоит проблема «маленького человека», ощущающего себя исключённым из общей нормы столичной жизни и гибнущего в результате этого. Ключевая особенность петербургского текста Н.В. Гоголя была выявлена русским критиком Г.А. Гуковским в его фундаментальной работе «Реализм Гоголя», в которой в рамках отдельной главы критиком выявляется тот факт, что общим объединительным моментом для «петербургских повестей» служит не только единство заданной в них идеи и идейного построения группы повестей. Но также и общность изображаемого в них Петербурга как специфического центра идейного зла [2, с. 56].
Исключительно важным фактом, учитывать который необходимо при рассмотрении «петербургских повестей» Н.В. Гоголя, является тот факт, что они не только писались в разное время, но и различались по степени глубины и драматичности в своей репрезентации петербургского текста русской литературы. Так, с повести «Невский проспект», созданной Н.В. Гоголем в 1833-1834 годах начинается трагическое освещение Петербурга в гоголевском петербургском тексте. При этом самая трагическая и исторически важная для русской литературы повесть «Шинель» была окончена в 1842 году, и этот факт иллюстрирует эволюцию петербургского текста Гоголя в сторону большей трагичности и реалистичности. Важным вкладом Николая Васильевича Гоголя в развитие петербургского текста русской литературы стало его продвижение от чисто символического понимания Петербурга к его более реалистической интерпретации. В «петербургских повестях» Гоголя, а в особенности в повести «Шинель», Петербург предстает не как архитектурный образ или географический, эстетический или государственный контрапункт русской истории, а как конкретный и реалистический образ совокупности массы людей, которые объединены своей скованностью петербургским укладом жизни [1, с.35].
Социальная сторона петербургского текста, заложившая впоследствии основы петербургского текста Федора Достоевского, ясно прослеживается уже в ранней повести Гоголя из «петербургского цикла» - повести «Невский проспект». С самого начала повести писателем дается четкое описание многообразия сословного представительства на Невском проспекте, но интересным является также тот факт, что мир этих сословий, часы их прогулки, привычки, внешность и линия поведения, носят жестко регламентированный характер. С самого начала этой повести четко выявляется тенденция социальной оппозиции, свойственной петербургскому тексту Н. В. Гоголя.
Социальная подоплека петербургского текста Гоголя подтверждается также и современностью описания вызовов большого города, которая дается Гоголем в петербургских повестях, в которых простой человек, такой как Акакий Акакиевич Башмачкин из «Шинели» сталкивается с острыми социальными и этическими вызовами, которые и создают тревожную и призрачную атмосферу гоголевского Петербурга. Параллельно с исключительной реалистичностью петербургскому тексту Н.В. Гоголя также свойственна и тенденция к обобщенности. Гоголевский Петербург предстает как своеобразная модель «сборного города», имитирующего образ жизнедеятельности любого другой, более крупной формы социального объединения, вплоть до государства, империи, или даже человечества в целом [5, с.86].
Другим важнейшим аспектом, отличающим гоголевский подход к формированию петербургского текста русской литературы, является отказ от подхода к Санкт-Петербургу как царственному города, Петра творению со строгим и стройным видом, свойственному, в том числе, и пушкинскому петербургскому тексту. Раздвигая искусственный конструкт петербургского величия, Н.В. Гоголь открывает мир бедного и несчастного человека. Начиная с эпохи Н.В. Гоголя, петербургский текст будет сводиться не к яркому описанию замков и дворцов «северной Пальмиры». Он будет сводиться к трагическому миру невзрачных закоулков Санкт-Петербурга, его отвратительных наемных квартир, закопченных мастерских, зловонных подворотен и черных лестниц, в которых обитают люди, лишенные доступа в мир роскоши и балов [4, с. 45].
Важной характеристикой гоголевского наследия, ставшего в дальнейшем неотъемлемой частью петербургского текста русской литературы, является предельная детализация явлений действительности, конкретика изображения реальности, не стесняющаяся описания жизни человека во всей ее неприглядности и даже уродстве. Быт петербургского жителя Гоголь передает тонко и четко, обрисовывая его несколькими штрихами петербургского текста, Гоголь не скрывает главного героя. При этом внешняя сторона повествования лишь оттеняет облик гоголевского персонажа, формируя характерный для Гоголя и заимствованный в дальнейшем Ф.М. Достоевским стиль текста, выражал острый, близкий к эффекту репортажа литературный образ, создающий ощущение непосредственного соприкосновения с эстетически необработанными реалиями петербургского текста [6, с. 90].
Подводя итоги анализу вклада Н.В. Гоголя в развитие петербургского текста русской литературы, мы можем сделать вывод о том, что ему принадлежит ключевая роль в развитии темы Петербурга в истории русской литературы. Петербургский текст Н.В. Гоголя, вобрал в себя основы мотивы петербургского текста, заданные Пушкиным, такие как тема маленького человека и противостояния человека и города. Но вместе с тем, Гоголь значительно расширил глубину и широту литературного Петербурга.