Исследование петербургского текста в творчестве Ф.М. Достоевского следует проводить в контексте общей логики его развития как писателя и мыслителя. С этой точки зрения важнейшее место в системе петербургского текста Ф.М. Достоевского принадлежит повести «Двойник», опубликованной писателем в феврале 1846 года и ставшей одним из важнейших этапов формирования литературной системы Достоевского. В повести «Двойник» наличествуют очевидные признаки петербургского текста русской литературы, при этом как форма, так и идейное содержание повести отражает поэтическую картину и философское миропонимание, нашедшее свое отражение в более поздних произведениях Достоевского. Ярким отражением принципиальной роли Петербурга в повести является ее подзаголовок, который звучит как «петербургская поэма» [3, с.45].
В повести «Двойник» Ф.М. Достоевский впервые принципиально отходит от гоголевского подхода к петербургскому тексту, создавая картину психологически давящего Санкт-Петербурга, в котором бытовая пошлость приобретает свойства фантастического безумия. Единство пошлости и фантастики оказывает давящее влияние на главного героя повести Якова Петровича Голядкина, личностные характеристики которого изначально создают образ нелепого и глупого человека, становящегося жертвой жестокости петербургской стихии. Сам образ Голядкина по ходу развития повести приобретает черты безумца, который не выдерживает фантасмагорического и внушающего неописуемый страх Петербурга. Петербург в повести «Двойник» определенно играет главную сюжетную роль, предопределяя судьбу героя повести [1, с.34].
Важнейшим признаком, позволяющим отнести повесть Ф.М. Достоевского «Двойник» к категории петербургского текста русской литературы является соответствующее петербургскому тексту описание Санкт-Петербурга как неприветливого, хмурого и непригодного для жизни человека города. Подобная характеристика дается Петербургу с самой первой страницы повести: «Серый осенний день, мутный и грязный, так сердито и с такой кислой гримасою заглянул к нему сквозь тусклое окно и комнату, что господин Голядкин никаким уже образом не мог более сомневаться, что он находился не в тридесятом царстве каком-нибудь, а в городе Петербурге». Вместе с тем данные объективные свойства природных и климатических условий Санкт-Петербурга, отобранные и институализированные в рамках петербургского текста русской литературы используются Ф.М. Достоевским для отображения психологических особенностей характера Якова Голядкина. Героя, «не вполне еще уверенного, проснулся ли он, или еще спит» как в прямом, так и в метафорическом смысле [4, с.121].
Намеренно используя негативные эпитеты в своем описании Петербурга, Ф.М. достоевский как бы продолжает Пушкинскую и Гоголевскую идею о том, что жизнь в отсутствии высшей мечты и духовного идеала в Санкт-Петербурге немыслима. Поскольку как с точки зрения своего социального устройства, так и с точки зрения своего климата Петербург является городом, неприспособленным для жизни, абсолютно гнилым и прокисшим местом, в котором лишь иллюзия и мечта могут защитить личность от духовного распада. Важно также обратить внимание на ту особенность петербургского текста в повести Ф.М. Достоевского «Двойник», которая заключается в том, что герой и Петербург во многом отражают друг друга. С этой точки зрения серое и тусклое описание петербургской реальности во многом сходится как с пошлыми и меркантильными взглядами Голядкина на жизнь, так и с его внешним обликом, который представляет собой картину заспанного, подслеповатого и довольно оплешивевшего человека, не примечательного ничем, но при этом «совершенно довольного собой» [1, с.89].
Сюжетная и композиционная фантасмагория «Двойника» создается Достоевским исключительно через применение петербургского текста, позволяющего максимально точно передать как идею, так и настроение всей повести. Примером применения данного художественного метода является сцена полночного выхода Якова Голядкина на набережную Фонтанки, расположенную напротив Измайловского моста, при которой герой повести как бы «растворяется в ненастной петербургской ночи», становясь частью петербургского безумия. Описание ноябрьской, мокрой, туманной и дождливой ночи, в которую происходит данная сцена, предвосхищает последующие за этим драматические события в жизни главного героя повести. При этом Санкт-Петербург предстает в развитии сюжета в качестве как живой персонаж, «тощие фонари которого составляют бесконечный, писклявый, дребезжащий концерт, весьма знакомый каждому петербургскому жителю» [2, с. 65].
В повести Достоевского «Двойник» очевидный характер носит такая описанная В.Н. Топоровым особенность петербургского текста, как описание противоречивости внутреннего самоощущения жителя Петербурга, который с одной стороны находится в подавленном душевном состоянии, страдая от хандры и сплина, но при этом часто обнаруживает в себе признаки предельной радости и внутренней свободы. Данное внутреннее противоречие обнаруживается в чувствах и поступках Якова Голядкина на всем протяжении повести «Двойник». Лексическая структура повести Ф.М. Достоевского «Двойник» также отражает ее принадлежность к петербургскому тексту русской литературы. Важное место в повести принадлежит набору ничего не значащих лексических единиц, которые при своем постоянном повторении формируют уникальную атмосферу хаотичности происходящих в повести событий. Ярким примером данной тенденции является постоянное повторение главным героем повести господином Голядкиным формулировок, наподобие «он ничего», «он сам по себе», «он так себе». Не имея внутренней смысловой нагрузки, данные фразы в контексте петербургского текста Достоевского играют особую, ни с чем несравнимую роль.
Их постоянное повторение и выход из изначальных семантических границ в пределах текста повести «Двойник», а также их постоянное хождение по сюжетному кругу повести способствует хаотизации сюжетной линии петербургского текста и возрастанию в его рамках внутренней энтропии героя. Нарушение содержательного смысла в высказываниях господина Голядкина, его постоянный внутренний диалог, перескакивающий с одного предмета на другой, во многом напоминающий линию повести Н.В. Гоголя «Записки сумасшедшего» выполняет важнейшую функцию повести, демонстрируя внутренний распад личности Якова Петровича Голядкина, ставшего результатом неравной борьбы с вызовом петербургского мира [2, с.56].
Таким образом, подводя итоги анализу петербургского текста повести Ф.М. Достоевского «Двойник», мы можем сделать вывод о том, что данная повесть как с точки зрения лексического, семантического и структурного оформления, так и позиции смыслового содержания, является ярким образцом петербургского текста русской литературы. А данной повести образ Петербурга носит центральный характер, определяющий развитие сюжетной линии повести.