Главная
Конференции
Современная парадигма социально-гуманитарного знания
Приемы, средства и методы формирования социокультурной компетенции у младших шко...

Приемы, средства и методы формирования социокультурной компетенции у младших школьников на уроках английского языка в школе

Секция

Филологические науки

Ключевые слова

новые образовательные стандарты
социокультурная компетентность
межкультурное взаимодействие
культурная образовательная среда

Аннотация статьи

Социокультурная компетенция стала существенной частью в преподавании иностранного языка. Социокультурные знания помогают адаптироваться к иноязычной среде. При этом главным является не воспитание с позиции норм и ценностей страны изучаемого языка и не заучивание фактов, а умение сравнивать социокультурный опыт народа, говорящего на изучаемом языке, с личным опытом. Использование культурной и страноведческой информации в процессе обучения обеспечивает поднятие познавательной активности учащихся, способствует росту их коммуникативных возможностей.

Текст статьи

Новые Федеральные государственные образовательные стандарты требуют от современной школы воспитание социально активной личности, соизмеряющей свои поступки с нравственными ценностями, уважающей других людей. К требуемым результатам освоения образовательных программ относится формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на «диалоге культур», а также различных форм общественного сознания, осознания своего места в поликультурном мире. Предмет «английский язык» занимает в этом ряду особое место. Английский язык как всякая языковая система есть предмет, в котором находит отражение история народа, его культура, система социальных отношений, традиций. Учебный предмет, где образная система напрямую и особенно сильно воздействует на эмоциональный мир личности, ее ценностные ориентации, дает множество возможностей для формирования уважительного отношения к представителям других культур, так как общение на английском языке это, прежде всего, межкультурное взаимодействие. Учащиеся уже на первых уроках английского языка знакомятся с изучаемым языком как средством общения. Они учатся понимать иноязычную речь на слух, выражать свои мысли посредствам английского языка, читать литературу, а также писать. Эти четыре вида речевой деятельности составляют основной предмет обучения (деятельность учителя) и основной объект овладения (деятельность учащегося) в учебном процессе по иностранному языку в контексте межкультурного взаимодействия. Младшие школьники на начальном этапе учатся пользоваться графикой и орфографией английского языка при выполнении заданий, направленных на овладение устной речью и письменным изложением своих мыслей, что является необходимыми составляющими основного приема межкультурного взаимодействия. При этом умение выслушать и понять собеседника, грамотно излагать, аргументировать свою позицию может выступать решающим условием в преодолении возможных противоречий, что является важным аспектом формирования социокультурной компетентности. В сложном и динамичном педагогическом процессе педагогу, в частности – учителю английского языка, приходится решать множество типовых задач обучения. Чтобы уверенно прогнозировать искомый результат, принимать безошибочные научно обоснованные решения, учитель должен профессионально владеть методами обучения. Под методами обучения понимаются способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения комплекса задач.

При обучении английскому языку эффективность окружающей образовательной среды имеет решающее значение для достижения поставленных целей. В младшем школьном возрасте окружающая образовательная среда должна быть особенно благоприятной в эмоциональном, физическом и психическом плане, чтобы сохранить интерес учеников к изучению английского языка и вызвать интерес к другим культурам. Главной характеристикой образовательной среды при обучении английскому языку должна стать ее культуросообразность. Под культурной средой при обучении английскому языку мы понимаем то, что окружает учителя и ученика как субъектов процесса обучения, что формирует личность ученика как субъекта культуры и субъекта учебной деятельности.

Для организации культурной среды необходимо выделить те критерии, которые обусловливаются особенностями возраста младших школьников. Образовательная среда при обучении английскому языку в начальной школе включает внешние и внутренние компоненты:

  • внутренний компонент связан с воспитательно-учебным процессом, который находит воплощение на уроке английского языка. Это отбор содержания обучения взаимодействия в процессе обучения учителя и учащихся;
  • внешний компонент связан с тем, что окружает данный воспитательный процесс.

В соответствии с целями начального языкового образования следует выделить следующие функции культурной среды:

Эффективная среда при обучении младших школьников английскому языку, должна обладать следующими характеристиками: быть культурной, информативной, эстетичной, экологичной.

Культурная образовательная среда призвана создавать условия для духовного роста школьников, развития интереса к иностранному языку. При организации деятельности учащихся по овладению иностранным языком очень важно формировать диалог обычаев и традиций разных культур.

Информативность культурной среды обеспечивается содержанием обучения. В кабинете иностранного языка информативность обеспечивается размещением на стенах английского алфавита, стендов, иллюстрирующих грамматические правила, географических карт с изображением России и англоязычных стран, результатов проектной деятельности самих учащихся.

Эстетичность при обучении английскому языку младших школьников обеспечивается также внешним видом учебников и наглядных пособий, внешним обликом учителя английского языка, его произношением и искусством общения с учащимися. Внешний вид учителя, который вызывает положительные эмоции учащихся, настраивает их на доверительное, заинтересованное сотрудничество с ним. Музыкальное сопровождение уроков также способствует эстетическому оформлению культурной среды.

Экологичность культурной среды предусматривает учет психофизиологических особенностей младшего школьника.

Использование проектной деятельности на начальном этапе обучения английскому языку – одно из важнейших условий построения культурной среды. Тематика проектов определяется изучаемыми темами. Важно, чтобы они были связаны с поиском общего, того, что объединяет людей разных культур.

Организация конкурсов, праздников, где демонстрируются первые достижения учащихся в изучении английского языка – еще один способ построения культурной среды.

Делая вывод, следует отметить, что при обучении младших школьников английскому языку как средству межкультурного общения на первый план выдвигается организации многонациональной образовательной среды, в которой происходит воспитание, обучение и закладываются основы культурного становления личности младшего школьника и которая оказывает непосредственное воздействие на учебно-воспитательный процесс.

Список литературы

  1. Зайцева И.А. Моделирование образовательной среды // Человек: его сущность, развитие и проблемы. Вып.8. – Ростов н/Д: ГинГо, 2000.
  2. Бим И.Л. Что мешает повышению результативности обучения иностранным языкам. Ж. Иностр. языки в школе. 2007, № 4.
  3. Бондаревская Е.В. Научно-теоретические основы личностно-ориентированного образования. В сб.: Личностно-ориентированный образовательный процесс: сущность, содержание, технологии. Ростов н/Дону, 1995. С. 5-22.
  4. Никитенко З.Н., Гальскова Н.Д. Теория и практика обучения иностранным языкам в начальной школе. Смоленск, Изд-во «Ассоциация 21 век», 2007.
  5. Никитенко З.Н. Создание культурной среды при обучении младших школьников иностранному языку. Москва, Издательство «Титул», 2008.
  6. Петрякова А.М. Формирование социокультурной компетентности на уроках английского языка, Екатеринбург, 2019.
  7. Методические рекомендации для директоров школ «Школьный интерьер», Ростов/н.Д, Обл. ин-т усовершенствования учителей, 1990.
  8. «Практика и перспективы школьного обучения в контексте достижений современной науки о развитии мозга ребенка» Информационные материалы для заседания круглого стола. Центр Русского языка, М., 2006.
  9. Никитенко З.Н. Методика обучения технике чтения в УМК по английскому языку для начальной школы «English for Primary School” (1-4 и 2-4 классы).
  10. Зайцева И.А. Многонациональная образовательная среда: уроки этнического взаимодействия // Известия Академии педагогических и социальных наук. 2002. №6.
  11. Ефремов А.А. Педагогические условия влияния культурной среды вуза на формирование нравственных ценностей студентов (в контексте мультикультурного образования). М., 2006.

Поделиться

827

Мельникова Л. М. Приемы, средства и методы формирования социокультурной компетенции у младших школьников на уроках английского языка в школе // Современная парадигма социально-гуманитарного знания : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 января 2023г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2023. С. 65-68. URL: https://apni.ru/article/5496-priemi-sredstva-i-metodi-formirovaniya

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря